RuGrad.eu

19 , 09:43
$102,78
-0,22
108,51
+ 0,16
25,30
-0,05
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
Конец развязной эпохи

Конец развязной эпохи

19 марта 2020

С 18 марта в Калининградской области запрещены все массовые мероприятия, независимо от количества зрителей. Первоначально региональные власти планировали остановиться на более щадящем для промоутерского бизнеса варианте: разрешить концерты под крышей с лимитом до 300 человек и мероприятия с лимитом до 600 на открытом воздухе. Впрочем, даже при такой схеме бизнесу бы пришлось тяжело. И причин для этого множество.

Артисты и музыканты — далеко не самые лояльные контрагенты. В промоутерской среде до сих пор помнят ситуацию, когда отечественные звезды во время очередного скачка валюты стали выставлять гонорары в евро. Никто не ждал поблажек и при новых правилах игры. Как рассказывают участники рынка, артист, который может рассчитывать в Калининграде на аудиторию в 500 человек, вряд ли согласится на снижение гонорара из-за установленных властями лимитов. 

На местном рынке работает не так много концертных площадок. Из-за слабой конкуренции промоутеры, не привязанные к конкретному клубу, не могут рассчитывать на гибкую систему лояльности. Как рассказала RUGRAD.EU руководитель одного из концертных агентств, в Москве запросто можно договориться о проведении концерта на площадке без арендной платы (владельцы заработают на баре). Но в Калининграде промоутер, который ведет переговоры с клубом, скорее всего, получит требование о твердой плате.

Кризис — это вообще не лучшее время для развлекательных мероприятий. Семейные бюджеты начинают резать из-за экономии. И поход на концерт — это первое, от чего потенциальный потребитель готов отказаться ради покупки лишних рулонов туалетной бумаги и пачек гречки. Тем более что из-за новостей о распространении пандемии люди вообще стараются не выходить лишний раз из дома. 



«Пережить это говно всё… Какие праздники?» — рассуждает о стратегии поведения в кризисный период один из участников калининградского концертного рынка. 

Впрочем, местный рынок устроен так, что из-за запретов пострадал не только частный бизнес, но и учреждения культуры, подведомственные областному правительству. После введения запрета в прошлое до неких абстрактных «счастливых времен» ушел не только концерт условной группы «Порнофильмы» на частной площадке, но и выступление «Ленинграда» на стадионе «Калининград». И, кажется, ничего лучше, как хотя бы частично окупить спортивную арену, в областном правительстве пока не изобрели. 

Одним из самых крупных участников местного промоутерского рынка (а значит, одной из главных «жертв» введенных властями ограничений) стал подведомственный региональному министерству культуры и туризма «Янтарь-холл» в Светлогорске.

Объект был построен в 2015 году. Из года в год он принимает музыкальный фестиваль «Голосящий КиВиН». В промежутках между «КиВиНами» в Театре эстрады проходило огромное число концертов. Некоторые из них бюджетное учреждение организовывало самостоятельно и несло коммерческие риски, как и любой игрок на рынке. При этом некие преимущества у ГБУКа перед частными клубами были: оплату коммунальных услуг, к примеру, брал на себя областной бюджет, хотя коммерческим площадкам приходится самостоятельно тащить это бремя. 

Впрочем, схема, придуманная еще во времена Николая Цуканова, вполне устраивает и нынешнее правительство, поскольку она позволяет увеличивать внебюджетные доходы комплекса.

Театр эстрады стал одной из первых концертных площадок, который начал сообщать о переносе концертов. Работая с крупными и дорогими артистами и имея в своем распоряжении зал на 1,5 тыс. человек, «Янтарь-холл» никак не мог уложиться даже в те лимиты, которые предусматривала «мягкая» схема ограничений.



Но даже переносы мероприятий чреваты для организаторов потенциальными финансовыми потерями. Чтобы забукировать артиста, им необходимо выслать предоплату (в договорах Театра эстрады, как правило, фигурирует пункт о 30%-ной предоплате после подписания договора). 

Бюджетное учреждение еще до начала запрета на все массовые мероприятия начало формировать концертную программу на 2020 год. На сайте госзакупок в феврале 2020 года размещен тендер на покупку шоу «Супер Магия» иллюзионистов братьев Сафроновых. Цена контракта составляет 1,33 млн руб. Предоплата соответственно составляет 399,6 тыс. руб. Шоу должно состояться 15 мая (то есть через две недели после потенциального снятия запрета на массовые мероприятия).

Если концертный рынок когда-нибудь все-таки восстановится, артисты снова поедут в город, а у людей будут деньги, чтобы за них платить (не мучаясь выбором между парой лишних килограммов гречки и билетом на условного Дмитрия Харатьяна), «Янтарь-холлу» придется приложить определенные усилия, чтобы вернуться в обойму: работать с артистами, чей концерт должен собрать около тысячи человек, рискованнее и дороже, чем с концертами инди-коллективов (где главное не доход от билетов, а выручка от бара). Тем более что успешность «Янтарь-холла» сильно зависит от туристической привлекательности Светлогорска (скучающие в приморском городе москвичи — платежеспособная аудитория). Туриндустрия же сейчас точно переживает не лучшие времена и вряд ли сможет найти для Театра эстрады тысячи платежеспособных клиентов из других регионов страны в короткий срок.



С другой стороны, некие преимущества, чтобы вернуться на рынок во всеоружии, у учреждения культуры перед частным бизнесом есть. Властям по-прежнему придется платить из бюджета за собственные спорные менеджерские решения, если они не хотят, чтобы огромный комплекс в Светлогорске на первой линии у моря зарос травой (как случается с крупными объектами, которые не смогли вписаться в рынок). Чтобы вывести Театр эстрады на полную самоокупаемость, по расчетам министра культуры и туризма Андрея Ермака, понадобится около 7 лет.

А пока рынок организации мероприятий и концертов погружается во тьму, Афиша RUGRAD.EU предлагает вспомнить 2019 год, когда в «Янтарь-холле» заказывали концерты музыкальных групп за миллионы рублей, платили за VIP-обслуживание артистов в аэропортах и брали в аренду синтезаторы. Может быть, эти времена вернутся достаточно скоро. А может, придется забыть о них навсегда.




«Любэ»



Самой дорогой музыкальной группой, приглашенной в 2019 году руководством «Янтарь-холла», стала группа «Любэ». Согласно договору, заключенному между директором учреждения Ниной Тупий и индивидуальным предпринимателем Олегом Давыдовым (в списке участников группы он также указан в качестве турменеджера), за двухчасовое выступление коллектива руководство Театра эстрады заплатило 2,387 млн руб. По сравнению с предыдущим годом, «группа, которая нравится даже президенту» (так «Любэ» позиционировали в некоторых рекламных роликах), несколько подорожала. В 2018 году Николая Расторгуева и его музыкантов светлогорский Театр эстрады заказывал за 2,33 млн руб. 

На концерт вместе с Расторгуевым и Давыдовым в Светлогорск должны были приехать еще 10 человек. 

При этом группа «Любэ» приезжает в Калининградскую область с завидной регулярностью: начиная с 2016 года коллектив давал сольные концерты в регионе каждый год. В 2019 группа успела сыграть в Калининграде дважды. До ноябрьского сольника в Светлогорске музыканты выступали в рамках фестиваля «День Балтийского поля» в июле. Бюджету этот праздник, который должен демонстрировать достижения сельскохозяйственного комплекса региона, обошелся в 4 млн руб. 

Судя по сайту госзакупок, гонорар Николая Расторгуева и его группы сильно варьируется в зависимости от мероприятия, где «Любэ» приходится выступать и его заказчика. Так, ФГБУК «Государственный Кремлевский дворец» заполучил группу за 159,6 тыс. руб. Примерно за такую же сумму «Любэ» удалось зарезервировать для концерта для участников торжественного приема, посвященного празднованию Дня Героев Отечества. В 2018 году за участие группы в этом мероприятии Кремлевский дворец заплатил 150 тыс. руб. 

Что касается коммерческих концертов, то цена на них совпадает с той суммой, которая  указана в контракте с «Янтарь-холлом». Так, выступление на Дне Санкт-Петербургской промышленности оценили в 2,1 млн руб. «Любэ» стоило гораздо дороже выступления Михаила Боярского (его оценили в 340 тыс. руб). Участие коллектива в культурной программе мероприятий Formula 1 ВТБ гран-при оценили в 2,42 млн руб. В 2014 году Николая Расторгуева и его группу вполне можно было зарезервировать за 1,8-2 млн руб.


Comedy Women



Шоу Comedy Women в общей сложности обошлось «Янтарь-холлу» в 2,15 млн руб. Сама концертная программа (стоимость — 1,8 млн руб.) длилась 1,5 часа. В подготовке шоу было задействовано 11 актеров, включая известного шоумена Александра Гудкова, Олега Верещагина, Екатерину Варнаву и других. Договор был заключен с компанией «Протурмедиа» из Санкт-Петербурга (она же привозила в Светлогорск в 2018 году шоу от основных резидентов Comedy Club за 3,9 млн руб). 

Авиабилеты для 13 участников, включая звукорежиссера и администратора, обошлись еще в 355,4 тыс руб. Две участницы шоу летели, судя по всему, бизнес-классом. Комплект билетов для Натальи Еприкян и Екатерины Варнавы по маршруту Москва - Калининград - Москва стоил, согласно контракту, 67,5 тыс. руб для каждой. Для остальных билеты по этому же маршруту обошлись в 10,35 тыс. руб. Кроме того, в стоимость контракта входило VIP-обслуживание для Еприкян и Варнавы в аэропортах.

Договор на оказание соответствующих услуг был заключен между «Янтарь-холлом» и калининградской компанией «Янтарный круиз», которая принадлежит Светлане Хромовой и Александре Бойченко.


Ёлка



Концерт певицы Ёлки в общей сложности стоил Театр эстрады 1,74 млн руб. (1,29 млн руб. — концертное выступление длиной 1,5 часа). Договор был заключен с индивидуальным предпринимателем из Калининграда Еленой Стефанив. 

Покупкой билетов для артистов снова занимался «Янтарный круиз» Хромовой и Бойченко. На авиабилеты из Москвы в Калининград потратили почти 116 тыс. руб. Сама солистка, судя по всему, летела из Москвы в Калининград бизнес-классом: стоимость ее билета составляла 53,8 тыс. руб. Для остальных музыкантов билеты стоили 6,2 тыс. руб за каждого.

После концерта музыканты уезжали в Минск железнодорожным транспортом. Билеты, согласно документам, обошлись в 153,3 тыс. руб. Самый дорогой билет (32,67 тыс. руб.) вновь предназначался для самой Ёлки (Елизаветы Астаховой). Для остальных музыкантов билеты покупали по 7,3 тыс. руб.

Кроме того, руководство «Янтарь-холла» заключило отдельный договор на аренду оборудования для этого концерта с предпринимателем Андреем Щукиным. День аренды обошелся в 185,5 тыс. руб. Техническое задание по данному договору включало в себя 24 позиции: помимо пультов и усилителей, для проведения шоу нужно было взять в аренду пластик для некоторых барабанов, синтезатор Nord Stage 3 и другое оборудование. 

В 2017 году выступление Ёлки обошлось «Янтарь-холлу» несколько дороже. Калининградская компания «Евентгрупп39» (учредитель Андрей Прокофьев, директор Екатерина Гулая), согласно контракту, получила за организацию концерта 1,85 млн руб. (тогда речь шла о двухчасовом концерте. — Прим. ред.).

Муниципальному учреждению культуры «Архангельский городской культурный центр» Ёлка в 2019 году обошлась еще дороже: 2,24 млн руб. за 45-минутное выступление.


Солисты Большого театра



Гала-концерт артистов оперы и балета солистов Большого театра России стоил «Янтарь-холлу» 1,69 млн руб. Договор был подписан с заместителем гендиректора федерального столичного учреждения культуры Сергеем Максименко. В соглашении прописано 2-часовое выступление артистов (отмечается, чтоб их должно быть не больше 270). Однако в списке участников мероприятия указаны всего 9 человек. Среди них генеральный директор Большого театра Владимир Урин, его первый заместитель Дмитрий Кияненко, заместитель гендиректора Анатолий Барсуков, начальник пресс-службы, два врача, руководитель оперы и другие. 

Согласно рекламным аннотациям к концерту, мероприятие состояло из двух отделений. В первой части звучали арии и инструментальные фрагменты известных опер. Вторая была полностью отдана на откуп балету Большого театра. 

* Концерт прошел в феврале 2020 года, но тендер на него был размещен в конце 2019.


Лев Лещенко 



Выступление хедлайнера несостоявшегося в Калининграде фестиваля Kubana Льва Лещенко стоило в общей сложности 1,2 млн руб. Двухчасовая концертная программа Народного артиста РСФСР обошлась в 1,1 млн руб. Договор был заключен с индивидуальным предпринимателем Яной Стратан из Москвы. Еще 145,43 тыс. руб необходимо было заплатить за авиабилеты из Калининграда до Москвы. Договор был заключен с ООО «Мик-Авиа», которое принадлежит Татьяне Комарницкой. Ранее в состав учредителей этой компании входили Светлана Хромова и Марина Бойченко. Хромова была гендиректором «Мик-Авиа» до февраля 2018 года. 

Самый дорогой билет, согласно проекту договора, достался не самому Лещенко (народного артиста доставили до Москвы за 38,57 тыс. руб.), а его директору по концертно-гастрольной работе Олегу Дмитриеву (50,97 тыс. руб.) Остальные музыканты долетели до Москвы за 6,2 тыс. руб. каждый. 

«Янтарь-холлу» удалось забукировать Лещенко даже несколько дешевле, чем другим. ГБУК «Петербург-концерт», к примеру, был готов платить за выступление Народного артиста РСФСР и его музыкантов на мероприятии, посвященном Дню народного единства в 2018 году, 1,32 млн руб. 

Впрочем, у некоторых заказчиков есть возможность заказать артиста за меньшую сумму. Так, Государственный Кремлевский дворец заплатил за участие в концерте на 9 мая за 160 тыс. руб (об участии музыкантов Лещенко в договоре ничего не сказано). 


Текст: Алексей Щеголев
Фото: афиши мероприятий, RUGRAD.EU



Поделиться в соцсетях