Кант против искусственного интеллекта
С 21 по 25 апреля в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта пройдет XII по счету научная конференция «Кантовские чтения: Кант и этика Просвещения». Доктор философских наук Вадим Чалый по просьбе Афиши RUGRAD.EU рассказал, как может помочь философия Канта в эпоху ядерных кнопок и искусственного интеллекта и почему фигура философа делает Калининград заметным на мировой интеллектуальной карте.
Кантовские чтения — одна из самых старых университетских традиций. Впервые они прошли в 1974 году. Это был год 250-летия Канта. Старожилы говорят, что это было сложное с точки зрения идеологии событие. Советский марксизм признавал Канта важным предшественником, однако при этом его классики считали идеи Канта «духовным оружием буржуазии». До 70-х годов сложно было себе представить популяризацию Канта в Советском Союзе. А тут событие на периферии, в Калининграде, всего 30 лет назад появившемся в составе СССР. Теодор Ильич Ойзерман (советский философ — прим. ред.) со стороны Академии наук и другие московские философы активно участвовали в обосновании важности этого события, с нашей стороны в этом важном проекте участвовал Леонард Александрович Калинников (сегодня профессор кафедры философии БФУ им. Канта — прим. ред.). Получив санкцию сверху, какую-либо критику снизу это событие уже вряд ли могло встретить. Конференция прошла на высоком уровне.
Кантовские чтения — это крупное философское событие, которое происходит раз в несколько лет. В прошлый раз чтения проходили в 2014 году. Масштаб их растёт. Ширится круг исследователей кантовской философии, а в Калининград становится всё проще приехать. Поэтому на чтения удается собирать людей с самых разных континентов и уголков мира.
Конечно, наши Кантовские чтения - не единственное подобное мероприятие. Раз в 5 лет проходит Всемирный Кантовский конгресс (место проведения меняется, в следующем году он пройдет в Осло). Кантовские чтения помещают нас на философскую карту мира. К нам приезжают, нас знают, и мы стараемся держать марку.
В 2024 году в мире будут отмечать 300-летие со дня рождения Иммануила Канта. Кантовские чтения — это важная часть нашей заявки на то, чтобы стать главной площадкой этого события. Мы, профессиональные философы, конечно, смотрим на чтения прежде всего как на научное событие. Но понимаем и их политическое значение. К городу как к «кантовскому месту» обращено внимание всего мира. В 2014 году у нас было порядка 130 участников. Больше трети из них — иностранцы.
В этом году одним из наших пленарных докладчиков будет Манфред Баум — это кантовед с мировым именем. Будет выступать Паулин Кляйнгельд, которая в последние годы выпустила несколько нашумевших работ по этике Канта. У нас будут люди с мировыми именами. В философии сегодня, как и в науке вообще, каждый занимает свою узкую дисциплинарную нишу. Это нормально, что нет «звезд» уровня Канта или Платона. Но из кантианской ниши у нас очень представительный состав.
В философии Кант - первый по количеству упоминаний. Впереди Аристотеля и многих других. Это наукометрическое свидетельство его актуальности. Что касается причин этой актуальности, то, например, на Канта сейчас возлагаются большие надежды в связи с развитием искусственного интеллекта. Остро стоит необходимость разрабатывать алгоритмы, которые бы заставляли машину вести себя «морально», то есть делать морально приемлемые для нас выборы. Кантовская теория видится многим возможным источником таких алгоритмов (естественно, есть те, кто с этим категорически несогласен).
Другая область, где кантовские идеи являются классикой, это философия международных отношений: «вечный мир», международное право, международные организации. И их место в нынешнем «ренессансе национальных суверенитетов». Это еще одна тема для горячей дискуссии. Трактат «К вечному миру» - это утопическая история? Но философия вообще оперирует идеальными моделями (которые можно так же назвать «утопическими»). Однако они нам позволяют ориентироваться в жизни. «Истина», «абсолютное добро» - это утопия, кантовский «вечный мир» - это отдаленный идеал. И Кант прекрасно это осознает, его работа сдобрена иронией. Он совершенно четко понимает, насколько мы далеко от этого идеала. Но задача философа - сохранять этот идеал и устремленность к нему живыми. Разве идеи «вечного мира» не сохраняют для нас актуальность? Тем более в нынешние времена милитаризации и активизации «ястребов», готовых пользоваться «красными кнопками»?
Мой доклад посвящен категориям «человечество» и «человечность» в кантовской философии. Я также хочу посмотреть, какое современное звучание имеет эта фундаментальная категория. Мы сейчас говорим о том, что технологии бросают вызов нашей человечности. Мы можем потерять наш человеческий облик: трансгуманизм маячит как угроза, биомедицина может нас сильно поменять. И тут возникает вопрос: что мы боимся утратить? Что же такое «человечность»? Я хочу раскрыть кантовский вариант ответа. Я не собираюсь его предъявлять как абсолютный. Но нам надо иметь в арсенале такой вариант. Сложно ждать от Канта, как и от любого другого человека, что он нам даст истину в последней инстанции. Но Кант прошел такой интеллектуальный путь, перепахал такое поле, что его идейное наследие требует самого вдумчивого внимания.
Содержание философии - идеи, понятия, аргументы. Хорошо, если наша работа будет способствовать яркости, известности Калининградской области. Надеюсь, что мы через свою профессиональную область какой-то вклад вносим. Я не вижу ничего плохого в разумном использовании специалистами по геобрэндингу фигуры Канта для продвижения региона. У философов нет на него монополии. Почему бы не пользоваться тем, что наш край отмечен на культурной карте мира фигурой такого масштаба?
Калининград и наш университет замечают, конечно, не только благодаря этой фигуре. Здесь и много чего другого интересного происходит. В других сферах знания. Но во всем, что касается философии и истории мысли, без Канта никак не обойтись.
В 2024 состоится юбилейный Кантовский конгресс. Это событие - нечто вроде философского чемпионата мира по футболу. И будет иметь широкое культурное и политическое звучание. Важно, чтобы конгресс прошёл в Калининграде. Это событие должно подчеркнуть, что в нашей стране занимаются сложной философией на высоком уровне. Оно должно дать импульс к продолжению таких исследований. За право проведения этого события сейчас ведется борьба. И в этой борьбе звучат политизированные аргументы совершенно нефилософского свойства: «Нельзя отдавать его России!», «Кант принадлежит немецкой культуре!» - такие голоса тоже, к сожалению, слышно. То есть философа пытаются национализировать, приватизировать, что сделать невозможно. Конечно, какой-то стороной, своим происхождением Кант принадлежит немецкой культуре. Но его идеи выходят за ее пределы и имеют всечеловеческое звучание.
Кантовские чтения укрепляют международные связи. Часто фигура Канта вызывает первичный интерес к университету, к Калининграду. Наше дело - этот интерес как-то подкрепить, показать что-то достойное внимания. В последнее время наблюдается рост интереса к философской специальности. Студенты приезжают поступать на философию. Конечно, это не связано с их увлеченностью идеями Канта - такого я не встречал. Более того, я бы немного встревожился в таком случае. Чтобы подойти к Канту необходима подготовка и просто зрелость, которой у выпускника школы нет и быть не может. Но аура философа, который жил здесь, обладает притягательностью.
Тот факт, что университет носит имя Канта, налагает на нас большую ответственность. Имени надо соответствовать, а в случае с Кантом это очень серьезная задача. Необходим высокий уровень философской грамотности, основательные и находящиеся на острие актуальной проблематики научные исследования, высококлассные публикации. Необходимо оправдывать поддержку руководства. Всё это предъявляет большие требования. Но как философ я уверен, что это было очень правильное решение - назвать университет именем Канта.
*Материал опубликован в рамках информационного партнерства
Поделиться в соцсетях