Калининграду тут не место
В четверг, 6 мая, в Калининградском музее изобразительных искусств, в рамках фестиваля «Край света. Запад», прошел питчинг сценариев короткометражных документальных фильмов Gorky.Doc. В жюри питчинга вошли сотрудники киностудии им. М. Горького Анастасия Рыцина и Мария Безенкова, куратор документальных программ II Международного кинофестиваля «Край света. Запад» Наталия Пылаева и кинокритик Егор Москвитин. До финальной стадии дошел 1 проект из Калининграда, никаких призов он, впрочем, не получил. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, как Калининград в своих попытках подчеркивать везде свою «особость» превращается в провинциальный и мало кому интересный регион.
До финальной стадии дошло 10 проектов. Регион на питчинге представлял режиссер Александр Подопригоров. «Я являюсь режиссером, видеооператором, монтажером. Бюджет на мне, у меня всё есть, есть оборудование. Мои фильмы показываются везде, у меня самые крупные фестивали — это Berlin Fashion Film Festival, Стамбул — фестиваль экологического кино, — у меня очень много фестивалей. Единственное, на что будут тратится бюджеты, — это 3D-графика, потому что ее никто бесплатно делать не будет», — заявил он жюри. Подопригоров — достаточно известный человек в местной творческой тусовке. К примеру, он срежиссировал документалку о фортификационных сооружениях города.
Проект калининградской команды называется «Поэзия уходящего трамвая», и, в принципе, понятно, чему посвящен синопсис картины. Суть сценария, если попытаться изложить его кратко и грубо, заключается в том, что существующий трамвайный маршрут себя изжил, а раньше это был главный вид транспорта в городе (в презентационном ролике его и вовсе называют «самым романтическим видом транспорта»), а во времена Кёнигсберга был даже конный трамвай, которые отметил даже Джером К. Джером. В этот момент показа ленты на экране демонстрируются кадры с еще не разрушенным Королевским замком. Сейчас губернатор пообещал обновление трамвайного парка, и теперь «горожане с нетерпением ждут того дня».
«У нас будет обширная 3D-графика, которая будет показывать, как современный трамвай вписан в инфраструктуру города. Мы будем это делать на основании тех трамвайных линий, которые мы видим в Гданьске, которые мы видим в Берлине, как это живо сочетается с городским пространством и как это облегчает передвижение людей по городу. Тот трамвай, который был здесь раньше, — он только всё замедляет, но мы ни в коем случае не хотим от него отказываться. Потому что трамвай — это чистая энергия», — рассказывал Подопригоров жюри.
Режиссер отметил, что историческая хроника «съест» в его картине не более 10 минут хронометража (потому что «Кёнигсберг и Калининград — два совершенно разных города, и, когда люди начинают говорить, что это немецкий город, это неправда»). Кроме того, в документальном фильме будет серия интервью: от водителей трамваев до главного архитектора Калининграда Андрея Анисимова. «Даже наш мэр это озвучивает: Андрей Кропоткин говорит, что калининградскому трамваю быть. Для этого даже в Питере хотели покупать новые трамваи «Корсар» и удачно вплести их в структуру. Всё это будет показано и объяснено: минут 30-40», — рассказал режиссер.
Подопригорову посоветовали взять в фильм в качестве ведущего кого-то типа Антона Лапенко из YouTube-шоу «Внутри Лапенко», чтобы сделать историю более захватывающей, но главный приз не дали. Логика жюри тут вполне понятна: история про кёнигсбергский и калининградский трамвай (какой бы трагичной в интерпретации режиссера она не выглядела) жителю столицы видится исключительно в духе «опять эти провинциалы носятся со своим трамваем (брусчаткой, развалинами, историю которых большинство не вспомнит, музеем, который закрывают из-за недостатка финансирования, — нужное подчеркнуть).
Одним словом, у «Поэзии уходящего трамвая» отсутствует та самая универсальность сюжета, которая необходима, если ты участвуешь во Всероссийском конкурсе (московскому куратору сложно проникнуться проблемами активистов, которые бьются против вырубки придорожных аллей или за сохранение брусчатки, они видят эти аллеи за время своего визита в лучшем случае несколько раз). Объяснять жителю другого региона, что такое так называемая региональная идентичность — дело достаточно долгое и неблагодарное. Еще более сложная история — доказать, что эта самая «идентичность» может волновать хоть кого-то за пределами региона. Режиссер Александр Подопригоров настаивал на обратном.
«Этот фильм будет интересен не только калининградцам. Восточная Пруссия привлекает, я так думаю, всю страну. Это обособленный район нашей страны», — пояснил он.
Но если сравнить калининградскую документалку со сценариями других проектов, то вывод о том, что история Восточной Пруссии и судьба ее редких остатков в Калининградской области не интересна практически никому, напрашивается сам собой.
Молодые режиссеры пытаются работать с проблематикой так называемой новой этики, именно она в ближайшее время, если судить по данному питчингу, будет определять конъюнктуру всех творческих проектов. Документальный фильм «Про мужчин» — исследование истории мужской маскулинности, «Перерождение. Необходимая оборона» — рефлексия на тему домашнего насилия (с еще одним маркером времени — делом сестер Хачатурян), «Смерть Максима Мунхоева» — попытка разобраться в странной истории, произошедшей в мире андеграундного стендапа с прилагающей к этому миру кучей имен, которые мало что скажут человеку непосвященному.
Главный приз в 150 тыс. руб. был присужден фильму «совершенноЛЕТНИЕ» Екатерины Зориной. Фактически это попытка вывести коллективный портрет так называемого «поколения Z» (современные двадцатилетние) через серию интервью. «Это те, кто родился и вырос с планшетом в руках, в семьях этих ребят почти не осталось родственников, выживших в военные годы, и это те ребята, которые родились и выросли при одном президенте. Они сортируют мусор, пьют смузи и ходят к психотерапевту», — рассказывала жюри Зорина.
Персонажи фильма достаточно колоритные: герой пилотной серии — актер из семьи военных, который сейчас работает педагогом. В свободное время играет на аккордеоне в подземном переходе. «Кроме того, Андрей еще и гей, и достаточно открытый в этом плане. Даже, я бы сказала, популярный», — рассказала Зорина.
Портрет поколения формируется в том числе через временные маркеры эпохи: отношения зуммеров к сочинской Олимпиаде, пандемии и событиях на Украине.
В качестве общих черт, которые объединяют всех персонажей будущего сериала, Зорина выделила, то, что зумеры ставят на первое место свой комфорт и желание всех героев уехать из России. «Они из тех, кто не понимает, что «раньше в поле рожали и норм было, а ты тут чего-то жалуешься». Они из тех, кто скажут: «А я не хочу, я хочу, чтобы мне норм было»».
Есть, впрочем, и истории, которые «новой этики» совершенно не касаются. Их, скорее, можно обозначить как «традиционную школу». «Бессмертная война» — история российской семьи эмигрантов в Коста-Рике, которые пытаются сохранить традиции празднования Дня Победы. Это такая попытка пересказать тургеневский конфликт отцов и детей: отец заботливо хранит традиции, а дочь — «когда видит армию, то это для нее кошмар».
На фоне всех этих историй, которые, судя по всему, соответствуют трендам в современной кинодокументалистике, калининградский сценарий действительно выглядит провинциальным. «СовершенноЛЕТНИЕ», если вместить в фильм все нужные политические событие, то это вполне себе контент телеканала «Дождь», а «Бессмертная война», при правильных выводах и сценах, где пуэрто-риканцы с акцентом поют «Этот День Победы, порохом пропах...», вполне встраивается в эфирную сетку государственного телевидения, то «Поэзия уходящего трамвая» — это уровень телеканала «Премьер» или «Каскад». Причем периода расцвета регионального телевидения, когда в эфирной сетке могла существовать трифоновская передача «Тайны лаборатории «Кёнигсберг-13». Но авторских передач Сергея Трифонова в эфире местных телеканалов больше нет, зато есть сюжеты о том, как калининградцы покоряют Tik-Tok.
Калининград так долго держался за свою «особость»: за Особую экономическую зону, за клуб «Вагонка», кинотеатр «Заря», кирпичные развалины кирх в области, что все культурные тренды, которые сейчас подминают под себя страну, прошли мимо самого западного города стороной. Но ОЭЗ теряет свою привлекательность, «Вагонка», как и все другие ночные клубы города, вынуждена жить в режиме запрета массовых мероприятий, а «Заря» попросту перестала работать. Истории про местную специфику, странную связь между Калининградом и Кёнигсбергом были популярны у более старшего поколения: для них краеведение — это был своего рода вызов, потому что в советское время немецкая часть истории сознательно выносилась за скобки. Тем самым зуммерам эти проблемы вообще должны быть совершенно непонятны: «Хочешь изучать историю — иди в Google, в чем вообще проблема?» Приезжим туристам в качестве демонстрации «особости» Калининграда вполне хватает «хрущевок» на Ленинском проспекте, которые «загримировали» по ганзейский стиль и «Рыбной деревни» — новодела, который притворяется исторической архитектурой.
Локальные истории, которые не вписываются до конца ни в «новую», ни в «старую» этику не потеряли свою привлекательность. Гран-при получил сценарий документальной короткометражки про село Быки — странное место в Курской области, где судьба большинства жителей предопределена еще до их рождения (работать на Курской АЭС и разводить пчел). Но эта история именно что универсальная, понятная примерно каждому человеку, проживающему в России (да и за ее пределами тоже). Может быть, потому что в фильме не пытаются цепляться за отслужившие свой срок артефакты.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: RUGRAD.EU
Поделиться в соцсетях