«Калининградская область - это страна руин»
В апреле в Калининградской областной научной библиотеке руководитель волонтерского движения «Хранители руин» Василий Плитин представил туристический маршрута «Готическое кольцо». Он также рассказал о концепции Калининградской области как большого большого музея под открытым небом, на основе какой идее можно примирить противников «германизации» и сторонников восстановления Королевского замка и почему окружающий мир зависит не только от действий конкретных чиновников. Портал RUGRAD приводит основные тезисы выступления.
«Превратились в руины и оказались не нужны ни обществу, ни государству»
Советский Союз переселяет сюда со многих областей советских переселенцев, которые начинают совершенно другую жизнь. Начинают строить свою жизнь по тем канонам, которые они считали правильными, нужными и понятными для себя: плановая экономика, построение коммунизма и идеи привнесенные из «большой России». Большая часть немецкой культуры для советских переселенцев непонятна и чужда в контексте прошедшей войны. Многие памятники фашистского режима и отождествляющиеся с ним немецкие памятники были в немалой степени разрушены. Храмам и замкам не уделялось никакого пиетета. Историческому наследию Восточной Пруссии была уготована незавидная участь.
Параллельно строится современный Калининград. Возводятся новые кварталы, но уже в модернистском советском стиле. Оказавшиеся не удел храмы и кирхи… До 1985 Калининградская область связывалась с тем, что на ее территории не было в принципе вообще ни одного храма — это самая «атеистическая» область. На момент присоединения к Советскому Союзу в Восточной Пруссии насчитывалось порядка 250 храмов. Очень много объектов оставалось не удел. Их либо разрушали, либо использовали для утилитарных функций (это были либо склады, либо дома культуры). Тоже было и с замками: мы приспосабливали наследие Восточной Пруссии так, как могли. <...>
Возрождается православная церковь и многие памятники передаются в ее руки. В них открываются православные храмы. Самые главные из них располагаются в Калининграде и городах области: кирхи в Черняховске, Правдинске, Калининграде, Светлогорске и Зеленоградске. Все эти кирхи сохранились и до сих пор находятся в хорошем состоянии, потому что в них открылись православные храмы. В 90-х годах роль православной церкви была несомненно полезна и нужна для исторического наследия.
В 2010 году еще несколько десятков объектов передаются православной церкви. Прежде всего кирхи и замки. <...> Подобные процессы происходили по всей стране в этом году и передача кирх и замков в руки церкви не была из ряда вон выходящей вещью. Местная общественность и многие люди тогда выступали против. Некоторые объекты стояли на пути включения в общественный оборот как культурные центры, как туристические объекты. И передача в руки церкви немножко тормозила этот процесс.
Можно сказать, что к 2010 году историческое наследие Восточной Пруссии и Калининградской области пришло в таком… <...> Некоторые кирхи восстановились. При этом большая часть объектов постепенно, к сожалению, к этому времени разрушились. Прежде всего те, которые находятся в области. Превратились в руины и оказались не нужны ни обществу, ни государству.
«Восточная Пруссия никогда в своем величии не возродится»
Причина в том, что прошлое назад не вернуть. Восточная Пруссия никогда в своем величии не возродится - это откровенная утопия. Восстановить абсолютно все замки и кирхи не получится, скорее всего, уже никогда. Многие из них, как бы мы этого хотели или не хотели, будут пребывать в состоянии руин. Большая часть таких объектов области находится в состоянии руин и будут пребывать в таком состоянии и дальше.
Объекты, которые остались не удел, по объективным причинам нельзя использовать в коммерческих целях, с точки зрения государственной политики - они тоже не являются приоритетами. Для местных жителей - это даже не руины, а какие-то «заброшки», которые они используют либо как каменоломню, либо как свалку для мусора.
Никто не знает, что делать с этими объектами, они попали в такую «слепую зону», постепенно стали зарастать и общество их никак не воспринимало. Но многие люди понимали, что нужно что-то делать. После очередной волны «германизации», как раз в середине «десятых» годов, происходит ослабление жесткой риторики со стороны ура-патриотов. В 2018 году область принимает чемпионат мира по футболу, двери города открываются для всех туристов со всего мира. И это, может быть, отчасти играет такую роль, что стоит город развивать как мультикультурный центр и стараться сохранить наследие, которое уцелело до нашего времени. <...>
«Мир, в котором живут люди, зависит не только от губернатора»
К 2020 году появляется наше движение «Хранители руин». Мы в то время осознали, что чтобы улучшить ситуацию в сфере наследия (мы наследие свое любим, любим свою землю, любим путешествовать по области) и вообще хотелось бы быть сопричастными к тому, чтобы приводить в порядок те объекты, которыми мы должны гордиться. В какой-то момент мы поняли, что те руины, которые разбросаны по области, их наличие - это закономерный процесс. В принципе можно было остановить, но это очень трудно. Это не решение какого-то конкретного человека. Так сложилась судьба области.
Мы решили, что раз многие объекты восстановить нельзя, то мы начнем их своими силами приводить в порядок. Приезжаем на какую-то кирху и видим откровенную помойку. Что мы как люди можем сделать? Мы восстановить ее не можем. Заставить РПЦ восстановить ее не можем. Сказать губернатору, чтобы он написал какой-то указ - не можем. Но взять в руки лопаты и мешки для мусора, позвать своих друзей и тем самым внести свою лепту - это нам вполне по силам. Так мы и стали делать. <...> За 3 года нам удалось организовать больше 100 полномасштабных выездов.
Движение существует как самоорганизация. Никто нас не финансирует. Рецепт такой, что каждый человек может нам помогать в силу своих возможностей. <...> Мы стараемся сделать так, чтобы люди задумались, что тот мир, в котором они живут, зависит не только от каких-то чиновников (губернатора и каких-то еще людей), а прежде всего зависит от того, как мы к этому миру относимся. Антон Андреевич [Алиханов] - это тоже человек, Евгений Маслов, начальник службы охраны памятников, это тоже человек, какой-нибудь батюшка в приходе - тоже человек, мы все люди. Мы хотим жить в чистом красивом мире. Каждый на своем месте может минимальные какие-то усилия приложить и заметно улучшить ситуацию. Вместо того, чтобы спорить, ругаться и искать виноватого, нужно просто делать.
«Руины могут быть самостоятельными памятниками»
На сегодняшний день мы крупнейшая волонтерская организация, связанная с историческим наследием области за всю историю. Никогда такого мощного независимого и регулярного движения не существовало. Мы говорим о том, что руины могут быть самостоятельными памятниками, не нужно их обязательно восстанавливать. Но чтобы сделать их более позитивными, надо их просто очистить от мусора, вырубить кусты. Если говорить о мировой практике, то это везде присутствует и не нами придумано. Вся античность лежит в руинах, руины законсервированы и никто не переживает: Афинский Акрополь, Колизей – это все руины. В Германии и Англии руин просто сотни насчитывается. В Европе огромное количество руин и никто по этому поводу не переживает.
Но у нас их тоже немало, концентрация, может быть, и побольше. И мы тут такую новаторскую идею рождаем, что Калининградская область - это в принципе страна руин. Это факт. И чтобы перестать по этому поводу переживать, мы перестаем воспринимать руины как негативную коннотацию этого слова. И видим не тот объект, за который должно быть стыдно. Мы должны гордиться, что столько много руин. Надо их просто привести в порядок.
Мы называем это «революцией сознания». Мы считаем, что к 2020 году провели «революцию сознания», что в своей работе мы во многом реабилитировали идею с эстетикой руин.
«Калининградская область является музеем под открытым небом»
К этому году, мы придумали для себя новую концепцию, как воспринимаем область в целом. Если с руинами все понятно, то возникает вопрос, чем для нас является то наследие, которое дошло до нас с немецких времен. Как нам воспринимать сохранившиеся объекты? Не секрет, что одни люди их ругают: «Зачем их восстанавливать?», другие наоборот боготворят: «Верните нам Королевский замок». Есть постоянный поиск решения и выстраивания человека и общества с наследием (во многом противоречивым). Объектов много: до многих не доедем мы, до многих не доедут инвесторы.
Мы пришли к идее, что для нас Калининградская область является таким музеем под открытым небом. Выбирая любое из направлений (то же направление на Правдинск), то мы видим какую-нибудь руину в поселке Зеленополье. Эта церковь, скорее всего, уже не будет храмом, а местным жителям она не нужна. Она не сможет возродиться в былом величии и вряд ли станет туристическим объектом, мы не сможем там разместить там увеселительные объекты. Кирха в Зеленополье еще долго будет пребывать в руинированном состоянии. В нынешнем облике она для нас является артефактом и экспонатом. Экспонаты у нас бывают в музее. Руины - это экспонаты нашего большого музея под открытым небом.
При этом, экспонатами могут быть и сохранившиеся объекты: Кафедральный собор или форт № 11 - не важно. Любой объект, связанный с культурой области - это такой артефакт и экспонат, который может рассказать о прошлом нашей земли. Если мы говорим о концепции такого исторического парка, наша область лежит в ландшафте, и музей, который находится в природном окружении - это такой исторический парк, исторический заповедник.
Путем такой концепции мы уходим от надрыва: «Стоит ли нам восстанавливать и сохранять немецкое или не стоит?». Что значит стоит или не стоит? Калининградская область - наш дом, это музей? Немецкая кирха - это артефакт. В Эрмитаже собрана коллекция со всего мира, это один из крупнейших музеев мира. Мы же не выкидываем полотна Леонардо да Винчи, потому что фашистская Германия воевала с Советским Союзом. Это глупо. Есть залы, посвященные немецкому искусству. Калининградская область - это такой же большой музей. Почему мы должны терпеть превращен в помойку памятников, которые являются артефактами.
Мы приходим в Историко-художественный музей. там стоит горшок, добытый из погребения, но без ручек, но мы знаем, что в нем нашли римские монеты. Горшок без ручек, склеенный из кусков тоже является ценным экспонатом. Никто не переживает, что он не целый. По поводу Сфинкса без носа тоже никто не переживает, что он усеченный. Руина тоже может быть ценным памятником в музее, в нашем историческом заповеднике.
«Покупая билет в Калининград, человек автоматически покупает билет в музей»
Концепция музея в большей степени направлена на туристическую привлекательность. Мы придумали концепцию, что покупая билет в Калининград, человек автоматически покупает и билет в музей. Пускай в Европе таких маленьких регионов и много, но в России такого региона нет. Если мы позиционируем Калининградскую область как такой музей прошлого Пруссии и советской Калининградской области. Дом Советов - памятник советской Калининградской области. В области живем мы, русские люди, это для нас, прежде всего, дом. Область - это наш большой дом, не нужно замыкаться в пределах своей квартиры.
[«Готическое кольцо»] не в форме кольца, но подразумевается как кольцевой маршрут, на который будут нанизаны различного рода объекты. Начиная с руин и все объекты, которые встречаются по дороге. Это и какие-то заброшенные заводики и поселки с черепичными крышами, и гидротехнические сооружения и прочее, прочее, прочее. Все многообразие того, что связано с наследием: и с немецким, и с языческим (есть рощи, холмы, где когда-то стояли капища и городища пруссов). Все это многообразие - это наша жизнь и наша история. Мы считаем, что важно про каждый объект рассказывать и включать его в некий культурно-туристический маршрут. Но основа будет на главных доминантах - это кирхи, замки и города.
Фото: портал RUGRAD
Поделиться в соцсетях