«Итоги–2015»: Шоу-бизнес никуда не денется
29 декабря 2015
По просьбе Афиши RUGRAD.EU промоутер и директор фестиваля «Янтарный пляж» Вадим Александров выбрал и прокомментировал самые яркие события 2015 года, а также рассказал, как выпросить у бюджета помощь на рок-н-ролл и как выжить под атакой СРО.
Главный итог года — Kubana пришла/Kubana ушла
Краснодарский фестиваль Kubana однозначно должен был стать главным музыкальным событием года в области. Даже в масштабах всей России Kubana была одним из лучших фестивалей и уверенно конкурировала с такими монстрами, как «Нашествие» и «Крылья». В 2014 году Kubana была изгнана из Краснодарского края. В краю казаков и посконной русской культуры посчитали, что фестиваль, где на сцену может выйти голый Noize MC, — это «очаг разврата». Поскольку фестиваль Kubana позиционируется как пляжный, то выбор у организаторов был невелик. В феврале стало известно, что выбор всё-таки пал на Калининград. Все случившимся раскладом были довольны: губернатора ждали выборы, а это был прекрасный козырь для заигрывания с молодёжным электоратом; организаторы, как казалось, нашли себе регион, где никто не боится голых гитаристов, а потенциальная публика покупает билеты. Но и здесь нашлись свои «борцы за нравственность». Губернатор своих протеже в этой битве (куда неожиданно вмешалось РПЦ) не отстоял. Депутаты Янтарного якобы смогли надавить на главу, и он подписал соответствующее постановление. Kubana переехала в Ригу.
Вадим Александров: Коллеги лукавят. Не может корпоратив быть событием года. Даже если его площадь в сто раз больше банкетного зала «Усадьбы», а артист — в сто раз дороже, чем «Мысли вслух». Размер не имеет значения. Когда Kubana пришла, стало понятно, что к нам реально поедет вся страна, а понятие «событийный туризм» в регионе действительно наполнится смыслом. Огромный фестиваль у моря с Madness и Prodigy — что может быть лучше для туристов из Сибири? Туалет «Нессельбека» покидает пьедестал! Я робко мямлил команданте (имеется в виду генеральный продюсер фестиваля Илья Островский. — Прим. ред.) про то, как у нас обожают Depeche Mode. Команданте щурился от солнца, крутил кончики виртуальных усов и доброжелательно кивал: «Да, мы как-то уже с ними переговоры переговаривали». По шпандинской легенде, если DM приедут в Кёниг, рухнут скрепы зла, Дом Советов превратится в Королевский замок, и к нам вернутся все авиакомпании. Не сложилось. Депутаты посёлка городского типа не виноваты. В Москве всё решили. Однако светлая мечта о прекрасной музыке возле моря осталась. Поэтому в следующем году к нам вернётся «Янтарный пляж». Circle-pit edition.
Открылся «Янтарь-холл»
Многострадальный театр эстрады — один из мегапроектов, доставшихся Николаю Цуканову от Георгия Бооса. Цуканов не раз наведывался на строительную площадку, и одному богу известно, сколько седых волос стоила губернатору эта история. И даже сейчас её сложно назвать законченной. Компания «Балтлитстрой», которая занималась стройкой, заявляет, что объект фактически до сих пор не достроен. Но потом запустить театр стало делом чести: вслед за фестивалем Kubana Николаю Цуканову удалось заманить в регион «Голосящий КиВиН». В отличие от Kubana фестиваль действительно прошёл: было много шуток про гей-браки, Барака Обаму, Владимира Путина и даже курс евро, но вот коммерческий эффект от такой геополитики, помноженной на нехитрые анекдоты с театральными эффектами, пока не ясен. Правительство официально заявляло, что организаторам КВН в аренду театр не сдавало.
С названием объекта тоже получилось как-то некрасиво. По итогам интернет-голосования победил вариант «Амбер Холл». Но губернатор в единоличном порядке решил, что «амбер» — слово западное, и это как-то нехорошо, поэтому пусть будет «янтарь». Эксперты справедливо замечали, что от «янтаря тут всех уже тошнит», но было слишком поздно. После КВН в «Янтарь-холле» прошло ещё несколько крупных мероприятий, но пока никто так и не понял, зачем он нужен. Даже ДС «Янтарный» в текущем году провёл куда меньше концертов, чем в прошлом. А тут добавился ещё и дополнительный конкурент. Продюсеры не скрывают, что есть опасения, что крупногабаритный объект так и останется памятником губернаторской мегаломании и будет простаивать.
Вадим Александров: Губернатор сказал — губернатор сделал. Построен грандиозный концертный зал в Светлогорске, в июне все будем ездить на КВН. У менеджмента площадки серьёзная задача — наполнить её событиями в остальные одиннадцать месяцев. Сверхзадача — выйти на хозрасчёт, оплачивать электричество и сторожей. Вернуть инвестиции вопрос не стоит: мы все разумные люди.
Триумф «Калининград Сити Джаза»
Один из главных фестивалей-долгожителей региона — «Калининград Сити Джаз»— в этом году отмечал свой десятилетний юбилей. К знаковой отметке команда Владимира Кацмана подошла в режиме очень тяжёлых экономических условий. Им впервые приходилось готовить своё событие в условиях скакнувшего в астрономические дали курса валют. Так что только сам президент «Калининград Сити Джаза» знает, насколько возросла стоимость этого удовольствия. В остальном же главное светское событие региона по-прежнему остаётся на уровне. Хедлайнером третьего дня стала французская певица Zaz, и организаторы особо отмечали, что со времён выхода на сцену в Центральном парке Zucchero такого уровня артистов на фестивале не было.
Вадим Александров: «Сити Джаз» был в этом году триумфальным. Это эталонное событие. Лучшее, что есть в регионе насчёт того, одеть ли хипповую шляпу или вечернее платье. Это светское событие. Это наша Vanity Fair. В нём все прекрасно: и лайнап, и Clay Paky, и Martin Audio. И буквы, по последнему писку моды выпиленные на входе, и внешний вид Светланы Борисовны (Колбаневой, ведущей фестиваля. — Прим. ред.). Все ребята пришли, все заинстаграммились, все отфейсбучились. Горжусь тем, что первые годы фестиваля бегал там с рулеткой по площадке, стулья расставлял.
Как надо просить помощи на рок
Распрощавшись с фестивалем Kubana, Николай Цуканов нашел себе замену уже на следующий день. На этот раз политтехнологи действующего губернатора учли все предыдущие ошибки: на роль игрушки для молодёжного электората было выбрано событие, безукоризненное с идеологической точки зрения: фестиваль «Калининград in Rock». Вместо «полуострова свободы», которым провозглашала себя Kubana, тут понятный девиз «Рок за мир в русском мире», а вместо радикального постхардкора от британцев Enter Shikari — миролюбивые хипповские баллады от каких-нибудь ветеранов местного рок-клуба.
Услышав о поддержке, Андрей Феоктистов пообещал губернатору рок-группы из ДНР и ЛНР, 30 тысяч зрителей и даже развалившуюся группу «Агата Кристи» впридачу. Несмотря на показное совещание в правительстве области с участием Феоктистова, где министр туризма и министр культуры клялись фестивалю «Калининград in Rock» помогать, палки в колёса мероприятию Андрея Феоктистова начали вставлять достаточно быстро.
«Удар в спину» нанесла администрация Калининграда, которая запретила проводить концерт в сквере на Московском проспекте. Но потом Николай Цуканов связался с Александром Ярошуком, и чиновники передумали. Фестиваль прошёл успешно: об этом можно судить хотя бы по тому, сколько раз со сцены звучала фамилия негласного покровителя действа. Впрочем, близость к губернаторской особе дорого обошлась господину Феоктистову. Тут же объявились его бывшие кредиторы, которые попытались сыграть в период губернаторской кампании на репутационных рисках Цуканова: сначала «Деловая Россия» поставила губернатору на вид деловую репутацию промоутера, а потом объявились уже и конкретные люди. Президент Калининградской торгово-промышленной палаты открытым текстом потребовал у Феоктистова вернуть всё, что ему причитается.
Вадим Александров: Обязательно надо выглядеть так, как чиновники представляют себе рокера. Казаки, джинсы, косуха и бандана. Надо посещать все профильные заседания и собрания. Напирать на помощь нашим. Не корысти ради, а нашим. Чё им-то?! А нашим?! Заручаться хоть малейшим согласием помочь. В идеале — фиксировать на видео и аудио. Потом за неделю до события — устраивать истерику на интернет-порталах, не соглашаться с размером помощи, грозить анафемой и вивиллрокью. Вуаля: профит. Рецепт работает, но, наверное, один раз. В следующем году надо менять тактику. Искренне желаю успеха камраду, чей «In Rock» стоит, как скала, и явно ещё переживёт бестолковую «Территорию мира».
Открылась «Ялта»
Клуб Yalta открылся в сентябре 2015 года в помещениях не дожившего до конца года некогда культового клуба «Матрица». Двое друзей — Сергей Савуляк и Митя Салтыков — нашли на концертном рынке определённую нишу. Городу, по их мнению, не хватало концертного зала где-то на 700–800 человек. На удивление, эта рискованная, на первый взгляд, бизнес-идея (казалось, что концертный рынок в Калининграде давным-давно поделён), действительно заработала. Если открывался клуб большим концертом группы Louna (её в город уже привозили), то потом «Ялте» удалось устроить маленькую революцию. Команда концертной площадки смогла опровергнуть тезис, который раньше всем казался незыблемым: если артиста нет на радио и телевидении, то, значит, его нет нигде, и залы он никогда не соберёт. Опыт нового клуба показал, что аудитория артистов, которые выращивались не на FM-волнах, а в недрах пабликов социальной сети «ВКонтакте». Таким образом, в городе впервые появились чудаковатый хип-хоп с не то циничными, не то смешными текстами — Big Russian Boss. Для любителей косплеить 90-е в Yalta устроили мощное рейв-шоу с группой LittleBig. Но главным концертом в людской памяти наверняка останется «Кровосток». Московских рэперов выписали из столицы как раз в тот момент, когда в Ярославле их пытались запретить. Но концерт, от которого ждали море крови и трупов, прошел достаточно мирно.
Вадим Александров: Теперь, если кто напьётся и будет телеграммы слать, все будут знать откуда. На самом деле «Ялта» сразу стала цитаделью рока в Калининграде и попутно забрала всех артистов малого и некоторых — большого зала «Вагонки». Сережа и Митя — красавчики, я им так сразу и сказал. Теперь есть куда пойти на «Кровосток»! Молодёжь должна устраивать концерты молодёжи для молодёжи! Администрации некоторых клубов должны принять старую теорию о том, что век промоутера — пять лет. Потом меняется поколение, и надо менять кровь. Мостик (калининградский промоутер периода 90-х. — Прим. ред.) качнул Sense (культовая серия вечеринок. — Прим. ред.). Вадим качнул megarave. Андрей качнул R’n’B. Руслан качнул Drum 'n' Bass. И так далее. Молодые, бьющие копытами и с искрами из глаз, промоутеры нужны этому городу позарез.
Сакральное место года
Одним из самых важных концертов этого года стало благотворительное выступление на «Вагонке» групп «ЛондонParis» и «Бигуди». Последние были усилены размахивающим руками Евгением Гришковцом в белой рубахе. Все средства от продажи билетов пошли на помощь знаковой для города фигуре — управляющему «Вагонки» Сергею Смирнову. Здесь всё получилось, как в старые добрые времена, когда деревья были выше, трава зеленее, а концерты группы «Гитары Stereo» собирали аншлаги в Дворце пионеров. Поколение, выращенное «Вагонкой», внезапно вновь собралось в одном месте и в одно время и осознало, что по-прежнему является грозной силой. Каждый взмах руки солиста LP Евгения Лебедева вызывал у собравшихся экстаз, а под конец концерта «вагонковская» лошадь, не без помощи публики, отправилась вскачь.
Вадим Александров: Женя Лебедев придумал «Вагонку года»; аншлаг. Калининградский Боб Гелдоф. Было очень круто. Мы все молимся или держим крестиком пальцы за нашего Сергея Анатольевича.
СРО атакует
Закон о регулировании концертной деятельности, принятый Госдумой в первом чтении, уже превратился в главную «пугалку» для промоутерского бизнеса, которая должна заработать в 2016 году. Против него успели высказаться уже почти все артисты: от Земфиры до «Квартета И». Бизнес опасается, что закон установит на рынке монополию. Согласно нормативно-правовому документу, все промоутеры должны будут объединятся в СРО. Только члены подобных организаций смогут проводить муниципальные или государственные праздники. Кроме того, концертные площадки свыше 400 кв. м смогут работать только с членами СРО. В противном случае — штраф. В каждое СРО должно входить не менее 50 промоутеров, что может попросту убить весь концертный рынок в регионах. В маленьких городках число бизнесменов, задействованных в этом виде предпринимательства, значительно меньше. Кроме того, членам СРО придётся ещё и платить взносы. Сторонники закона, конечно, всё объясняют заботой о зрителе, что внутри СРО будут работать дисциплинарные комиссии, которые будут контролировать, чтобы все участники рынка соответствовали высокому званию промоутера. Но учитывая, что первое СРО в России уже создано (среди его учредителей — Игорь Крутой и Иосиф Пригожин), некое лобби заподозрить всё-таки можно.
Вадим Александров: Эта некрасивая аббревиатура всего лишь обозначает, что в обозримом будущем немножко подорожают билеты, и пара рублей с каждого проделает загадочный путь из ММЦ «Пирамида» в офис в Moscow City. И что житейская мудрость организатора по поводу «Макаревича не везти» будет подкреплена единогласным «слушали-постановили». Вроде всё. Ну да, кому-то станет тяжелее. Но кто обещал быть буддийским монахом и кому?
Отсюда и в бесконечность
2016 год обещает стать для концертного рынка города достаточно сложным. Валюта по-прежнему дорожает, доходы населения уменьшаются (первое, на чем начинают экономить, — это развлечения), а звезды не спешат снижать гонорары. В 2015 году концерты западных звезд были историей достаточно редкой. А в 2016 году из-за законодательных и экономических сложностей даже приезд российских звёзд в провинциальные города может вновь, как это и было в 90-х, превратиться в диковинку.
Вадим Александров: Никуда шоу-бизнес не денется. В любые времена это вторая потребность народа после хлеба. Мы переживали и 1998, и 2008 — переживём и плюс Крым, и минус Турция. Мало кто помнит, но в девяностые все российские артисты получали гонорары в долларах США. Все, Клара! А Вика Цыганова вообще из самолёта в Калининграде не вылезала до тех пор, пока на борт чемодан денег не внесли. Её специальный человек тем же бортом, с чемоданом, улетел, и в Шереметьево его у трапа встречали. Я по «Каскаду» сам видел! Так что напитки покрепче, слова покороче. Наверное, Jay Jay Johansson в следующем году не приедет, зато «Руки Вверх» будут, инфа 100 %. Земфира в ДС «Янтарный», Enter Shikari — в Янтарном. Так победимъ.
Главный итог года — Kubana пришла/Kubana ушла
Краснодарский фестиваль Kubana однозначно должен был стать главным музыкальным событием года в области. Даже в масштабах всей России Kubana была одним из лучших фестивалей и уверенно конкурировала с такими монстрами, как «Нашествие» и «Крылья». В 2014 году Kubana была изгнана из Краснодарского края. В краю казаков и посконной русской культуры посчитали, что фестиваль, где на сцену может выйти голый Noize MC, — это «очаг разврата». Поскольку фестиваль Kubana позиционируется как пляжный, то выбор у организаторов был невелик. В феврале стало известно, что выбор всё-таки пал на Калининград. Все случившимся раскладом были довольны: губернатора ждали выборы, а это был прекрасный козырь для заигрывания с молодёжным электоратом; организаторы, как казалось, нашли себе регион, где никто не боится голых гитаристов, а потенциальная публика покупает билеты. Но и здесь нашлись свои «борцы за нравственность». Губернатор своих протеже в этой битве (куда неожиданно вмешалось РПЦ) не отстоял. Депутаты Янтарного якобы смогли надавить на главу, и он подписал соответствующее постановление. Kubana переехала в Ригу.
Вадим Александров: Коллеги лукавят. Не может корпоратив быть событием года. Даже если его площадь в сто раз больше банкетного зала «Усадьбы», а артист — в сто раз дороже, чем «Мысли вслух». Размер не имеет значения. Когда Kubana пришла, стало понятно, что к нам реально поедет вся страна, а понятие «событийный туризм» в регионе действительно наполнится смыслом. Огромный фестиваль у моря с Madness и Prodigy — что может быть лучше для туристов из Сибири? Туалет «Нессельбека» покидает пьедестал! Я робко мямлил команданте (имеется в виду генеральный продюсер фестиваля Илья Островский. — Прим. ред.) про то, как у нас обожают Depeche Mode. Команданте щурился от солнца, крутил кончики виртуальных усов и доброжелательно кивал: «Да, мы как-то уже с ними переговоры переговаривали». По шпандинской легенде, если DM приедут в Кёниг, рухнут скрепы зла, Дом Советов превратится в Королевский замок, и к нам вернутся все авиакомпании. Не сложилось. Депутаты посёлка городского типа не виноваты. В Москве всё решили. Однако светлая мечта о прекрасной музыке возле моря осталась. Поэтому в следующем году к нам вернётся «Янтарный пляж». Circle-pit edition.
Открылся «Янтарь-холл»
Многострадальный театр эстрады — один из мегапроектов, доставшихся Николаю Цуканову от Георгия Бооса. Цуканов не раз наведывался на строительную площадку, и одному богу известно, сколько седых волос стоила губернатору эта история. И даже сейчас её сложно назвать законченной. Компания «Балтлитстрой», которая занималась стройкой, заявляет, что объект фактически до сих пор не достроен. Но потом запустить театр стало делом чести: вслед за фестивалем Kubana Николаю Цуканову удалось заманить в регион «Голосящий КиВиН». В отличие от Kubana фестиваль действительно прошёл: было много шуток про гей-браки, Барака Обаму, Владимира Путина и даже курс евро, но вот коммерческий эффект от такой геополитики, помноженной на нехитрые анекдоты с театральными эффектами, пока не ясен. Правительство официально заявляло, что организаторам КВН в аренду театр не сдавало.
С названием объекта тоже получилось как-то некрасиво. По итогам интернет-голосования победил вариант «Амбер Холл». Но губернатор в единоличном порядке решил, что «амбер» — слово западное, и это как-то нехорошо, поэтому пусть будет «янтарь». Эксперты справедливо замечали, что от «янтаря тут всех уже тошнит», но было слишком поздно. После КВН в «Янтарь-холле» прошло ещё несколько крупных мероприятий, но пока никто так и не понял, зачем он нужен. Даже ДС «Янтарный» в текущем году провёл куда меньше концертов, чем в прошлом. А тут добавился ещё и дополнительный конкурент. Продюсеры не скрывают, что есть опасения, что крупногабаритный объект так и останется памятником губернаторской мегаломании и будет простаивать.
Вадим Александров: Губернатор сказал — губернатор сделал. Построен грандиозный концертный зал в Светлогорске, в июне все будем ездить на КВН. У менеджмента площадки серьёзная задача — наполнить её событиями в остальные одиннадцать месяцев. Сверхзадача — выйти на хозрасчёт, оплачивать электричество и сторожей. Вернуть инвестиции вопрос не стоит: мы все разумные люди.
Триумф «Калининград Сити Джаза»
Один из главных фестивалей-долгожителей региона — «Калининград Сити Джаз»— в этом году отмечал свой десятилетний юбилей. К знаковой отметке команда Владимира Кацмана подошла в режиме очень тяжёлых экономических условий. Им впервые приходилось готовить своё событие в условиях скакнувшего в астрономические дали курса валют. Так что только сам президент «Калининград Сити Джаза» знает, насколько возросла стоимость этого удовольствия. В остальном же главное светское событие региона по-прежнему остаётся на уровне. Хедлайнером третьего дня стала французская певица Zaz, и организаторы особо отмечали, что со времён выхода на сцену в Центральном парке Zucchero такого уровня артистов на фестивале не было.
Вадим Александров: «Сити Джаз» был в этом году триумфальным. Это эталонное событие. Лучшее, что есть в регионе насчёт того, одеть ли хипповую шляпу или вечернее платье. Это светское событие. Это наша Vanity Fair. В нём все прекрасно: и лайнап, и Clay Paky, и Martin Audio. И буквы, по последнему писку моды выпиленные на входе, и внешний вид Светланы Борисовны (Колбаневой, ведущей фестиваля. — Прим. ред.). Все ребята пришли, все заинстаграммились, все отфейсбучились. Горжусь тем, что первые годы фестиваля бегал там с рулеткой по площадке, стулья расставлял.
Как надо просить помощи на рок
Распрощавшись с фестивалем Kubana, Николай Цуканов нашел себе замену уже на следующий день. На этот раз политтехнологи действующего губернатора учли все предыдущие ошибки: на роль игрушки для молодёжного электората было выбрано событие, безукоризненное с идеологической точки зрения: фестиваль «Калининград in Rock». Вместо «полуострова свободы», которым провозглашала себя Kubana, тут понятный девиз «Рок за мир в русском мире», а вместо радикального постхардкора от британцев Enter Shikari — миролюбивые хипповские баллады от каких-нибудь ветеранов местного рок-клуба.
Услышав о поддержке, Андрей Феоктистов пообещал губернатору рок-группы из ДНР и ЛНР, 30 тысяч зрителей и даже развалившуюся группу «Агата Кристи» впридачу. Несмотря на показное совещание в правительстве области с участием Феоктистова, где министр туризма и министр культуры клялись фестивалю «Калининград in Rock» помогать, палки в колёса мероприятию Андрея Феоктистова начали вставлять достаточно быстро.
«Удар в спину» нанесла администрация Калининграда, которая запретила проводить концерт в сквере на Московском проспекте. Но потом Николай Цуканов связался с Александром Ярошуком, и чиновники передумали. Фестиваль прошёл успешно: об этом можно судить хотя бы по тому, сколько раз со сцены звучала фамилия негласного покровителя действа. Впрочем, близость к губернаторской особе дорого обошлась господину Феоктистову. Тут же объявились его бывшие кредиторы, которые попытались сыграть в период губернаторской кампании на репутационных рисках Цуканова: сначала «Деловая Россия» поставила губернатору на вид деловую репутацию промоутера, а потом объявились уже и конкретные люди. Президент Калининградской торгово-промышленной палаты открытым текстом потребовал у Феоктистова вернуть всё, что ему причитается.
Вадим Александров: Обязательно надо выглядеть так, как чиновники представляют себе рокера. Казаки, джинсы, косуха и бандана. Надо посещать все профильные заседания и собрания. Напирать на помощь нашим. Не корысти ради, а нашим. Чё им-то?! А нашим?! Заручаться хоть малейшим согласием помочь. В идеале — фиксировать на видео и аудио. Потом за неделю до события — устраивать истерику на интернет-порталах, не соглашаться с размером помощи, грозить анафемой и вивиллрокью. Вуаля: профит. Рецепт работает, но, наверное, один раз. В следующем году надо менять тактику. Искренне желаю успеха камраду, чей «In Rock» стоит, как скала, и явно ещё переживёт бестолковую «Территорию мира».
Открылась «Ялта»
Клуб Yalta открылся в сентябре 2015 года в помещениях не дожившего до конца года некогда культового клуба «Матрица». Двое друзей — Сергей Савуляк и Митя Салтыков — нашли на концертном рынке определённую нишу. Городу, по их мнению, не хватало концертного зала где-то на 700–800 человек. На удивление, эта рискованная, на первый взгляд, бизнес-идея (казалось, что концертный рынок в Калининграде давным-давно поделён), действительно заработала. Если открывался клуб большим концертом группы Louna (её в город уже привозили), то потом «Ялте» удалось устроить маленькую революцию. Команда концертной площадки смогла опровергнуть тезис, который раньше всем казался незыблемым: если артиста нет на радио и телевидении, то, значит, его нет нигде, и залы он никогда не соберёт. Опыт нового клуба показал, что аудитория артистов, которые выращивались не на FM-волнах, а в недрах пабликов социальной сети «ВКонтакте». Таким образом, в городе впервые появились чудаковатый хип-хоп с не то циничными, не то смешными текстами — Big Russian Boss. Для любителей косплеить 90-е в Yalta устроили мощное рейв-шоу с группой LittleBig. Но главным концертом в людской памяти наверняка останется «Кровосток». Московских рэперов выписали из столицы как раз в тот момент, когда в Ярославле их пытались запретить. Но концерт, от которого ждали море крови и трупов, прошел достаточно мирно.
Вадим Александров: Теперь, если кто напьётся и будет телеграммы слать, все будут знать откуда. На самом деле «Ялта» сразу стала цитаделью рока в Калининграде и попутно забрала всех артистов малого и некоторых — большого зала «Вагонки». Сережа и Митя — красавчики, я им так сразу и сказал. Теперь есть куда пойти на «Кровосток»! Молодёжь должна устраивать концерты молодёжи для молодёжи! Администрации некоторых клубов должны принять старую теорию о том, что век промоутера — пять лет. Потом меняется поколение, и надо менять кровь. Мостик (калининградский промоутер периода 90-х. — Прим. ред.) качнул Sense (культовая серия вечеринок. — Прим. ред.). Вадим качнул megarave. Андрей качнул R’n’B. Руслан качнул Drum 'n' Bass. И так далее. Молодые, бьющие копытами и с искрами из глаз, промоутеры нужны этому городу позарез.
Сакральное место года
Одним из самых важных концертов этого года стало благотворительное выступление на «Вагонке» групп «ЛондонParis» и «Бигуди». Последние были усилены размахивающим руками Евгением Гришковцом в белой рубахе. Все средства от продажи билетов пошли на помощь знаковой для города фигуре — управляющему «Вагонки» Сергею Смирнову. Здесь всё получилось, как в старые добрые времена, когда деревья были выше, трава зеленее, а концерты группы «Гитары Stereo» собирали аншлаги в Дворце пионеров. Поколение, выращенное «Вагонкой», внезапно вновь собралось в одном месте и в одно время и осознало, что по-прежнему является грозной силой. Каждый взмах руки солиста LP Евгения Лебедева вызывал у собравшихся экстаз, а под конец концерта «вагонковская» лошадь, не без помощи публики, отправилась вскачь.
Вадим Александров: Женя Лебедев придумал «Вагонку года»; аншлаг. Калининградский Боб Гелдоф. Было очень круто. Мы все молимся или держим крестиком пальцы за нашего Сергея Анатольевича.
СРО атакует
Закон о регулировании концертной деятельности, принятый Госдумой в первом чтении, уже превратился в главную «пугалку» для промоутерского бизнеса, которая должна заработать в 2016 году. Против него успели высказаться уже почти все артисты: от Земфиры до «Квартета И». Бизнес опасается, что закон установит на рынке монополию. Согласно нормативно-правовому документу, все промоутеры должны будут объединятся в СРО. Только члены подобных организаций смогут проводить муниципальные или государственные праздники. Кроме того, концертные площадки свыше 400 кв. м смогут работать только с членами СРО. В противном случае — штраф. В каждое СРО должно входить не менее 50 промоутеров, что может попросту убить весь концертный рынок в регионах. В маленьких городках число бизнесменов, задействованных в этом виде предпринимательства, значительно меньше. Кроме того, членам СРО придётся ещё и платить взносы. Сторонники закона, конечно, всё объясняют заботой о зрителе, что внутри СРО будут работать дисциплинарные комиссии, которые будут контролировать, чтобы все участники рынка соответствовали высокому званию промоутера. Но учитывая, что первое СРО в России уже создано (среди его учредителей — Игорь Крутой и Иосиф Пригожин), некое лобби заподозрить всё-таки можно.
Вадим Александров: Эта некрасивая аббревиатура всего лишь обозначает, что в обозримом будущем немножко подорожают билеты, и пара рублей с каждого проделает загадочный путь из ММЦ «Пирамида» в офис в Moscow City. И что житейская мудрость организатора по поводу «Макаревича не везти» будет подкреплена единогласным «слушали-постановили». Вроде всё. Ну да, кому-то станет тяжелее. Но кто обещал быть буддийским монахом и кому?
Отсюда и в бесконечность
2016 год обещает стать для концертного рынка города достаточно сложным. Валюта по-прежнему дорожает, доходы населения уменьшаются (первое, на чем начинают экономить, — это развлечения), а звезды не спешат снижать гонорары. В 2015 году концерты западных звезд были историей достаточно редкой. А в 2016 году из-за законодательных и экономических сложностей даже приезд российских звёзд в провинциальные города может вновь, как это и было в 90-х, превратиться в диковинку.
Вадим Александров: Никуда шоу-бизнес не денется. В любые времена это вторая потребность народа после хлеба. Мы переживали и 1998, и 2008 — переживём и плюс Крым, и минус Турция. Мало кто помнит, но в девяностые все российские артисты получали гонорары в долларах США. Все, Клара! А Вика Цыганова вообще из самолёта в Калининграде не вылезала до тех пор, пока на борт чемодан денег не внесли. Её специальный человек тем же бортом, с чемоданом, улетел, и в Шереметьево его у трапа встречали. Я по «Каскаду» сам видел! Так что напитки покрепче, слова покороче. Наверное, Jay Jay Johansson в следующем году не приедет, зато «Руки Вверх» будут, инфа 100 %. Земфира в ДС «Янтарный», Enter Shikari — в Янтарном. Так победимъ.
Поделиться в соцсетях