«История звука и страны»: чем так важен новый концертный тур ДДТ
23 ноября 2016
Во вторник 22 ноября бессменный лидер группы ДДТ Юрий Шевчук прилетел в Светлогорск. В четверг его группа отыграет в Театре эстрады большой сольный концерт. Сейчас ДДТ находится в глобальном общероссийском туре «История звука». Программа — своеобразный The Best of легендарной группы. Юрий Шевчук и его музыканты собрали в единую концертную программу наиболее важные песни за всю тридцатилетнюю историю группы. «Это новейшая история России. Человека. Вот эти 20–30 лет, которые мы пережили. Я выбрал песни, которые наиболее полно отражают те или иные времена, которые мы "съели"», — рассказывает в своих интервью лидер группы.
Песни ДДТ — это в какой-то мере действительно важный ключ к пониманию истории страны и альтернативный официальным учебникам вариант ее изучения. Почти трехчасовое шоу драматургически делится на несколько частей, каждая из которых должна олицетворять определенную эпоху. Восьмидесятые для ДДТ — «предперестроечная эйфория», в которой в полном мере, как и вся страна, находился Юрий Шевчук. Взять хотя бы пацифистский гимн всех времен и народов «Не стреляй», из-за которого на Шевчука в родной Уфе начались гонения, а советская пресса даже клеймила его «агентом Ватикана». Группа специально вспомнила для этой части программы те песни, которые не звучали в живом исполнении уже очень и очень давно. В сети с легкостью можно найти ролик, где ДДТ репетируют для тура хулиганскую «Милиционер в рок-клубе». Визитные карточки того времени — это нахальные рок-н-роллы и ритм-энд-блюзы, где Шевчук упражняется в социальной сатире (сейчас ДДТ играют даже «Мальчики-мажоры»). Ближе к 90-м группа начинает становиться кардинально серьезной. В самом конце 80-х ДДТ снимает клип на один из своих первых и самых важных хитов — песню «Дождь». На экране чья-то рука сначала старательно выстраивает игрушечный город, на улицах кишит игрушечная жизнь. Но потом в город, сминая цветные автомобильчики, въезжают игрушечные танки и БТР, а потом падающие сверху волны воды ломают игрушечные стены.
Апокалиптические предчувствия поэта оправдались: клип одинаково хорошо может служить видеорядом для хроник событий и 1991 года, и 1993-го. Предостерегающая песня «Предчувствие гражданской войны» нашла свое воплощение в жизни (пусть и не в таких пугающих масштабах, как предсказывал поэт). Шевчук, как кажется, болезненно переживает творящийся вокруг «конец истории». Эйфория проходит. Он ездит в Чечню с гитарой петь песни для солдат российской армии, а вернется оттуда с одной из самых страшных песен ДДТ «Умирали пацаны». Несмотря на то что песни можно отнести к «лирической линии» ДДТ ( «Ночь-Людмила», «Летели облака»), лидер группы никогда об этой «социальщине» не забывал. После трагедии с подлодкой «Курск» появилась надсадная в своей тоске и безысходности песня «Капитан Колесников пишет вам письмо».
Конец эпохи «нулевых» для ДДТ — это эксперименты с собственным звучанием, которых от уже состоявшегося патриарха русского рока никто особо не ждал. Тем не менее, когда вся звукозаписывающая индустрия уже окончательно перестает приносить доходы музыкантам, группа неожиданно записывает альбом «Иnаче», состоящий из двух частей. Вместо привычных аранжировок под акустическую гитару а-ля «русский рок» ДДТ записывают самый свой, наверное, тяжелый альбом: как по звуку (группа активно экспериментирует с индустриальным саундом и даже нойзом), так и по содержанию (Юрия Шевчука мучают мрачные предчувствия о будущем страны, в своих текстах он порой сознательно превращает пространство вокруг себя в механическую тоталитарную антиутопию). С этого момента концерты ДДТ превращаются в настоящие шоу с обязательным видеорядом и собственной драматургией. В гастролях за группой следует сразу несколько трейлеров с оборудованием, а саундчеки и настройка доводят промоутеров до белого каления (о том, как выглядело это шоу в Калининграде два года назад, можно прочитать здесь). Эту историю, когда концерт превращается в полноценное представление с собственным внутренним сюжетом, группа продолжает эксплуатировать и для тура «История звука».
Удивительное в этой программе даже не то, что Юрию Шевчуку и его команде удалось собрать в единое драматургическое полотно песни из совершенно разного времени. А то, что ДДТ, несмотря на 30 лет творческой жизни, программу формата The Best of представляет впервые (даже группы с куда меньшим творческим стажем постоянно катают программы, состоящие сплошь из примелькавшихся на радио синглах). На что намекает Юрий Шевчук, решив собрать впервые свой полновесный отчет обо всех периодах развития группы, известно только ему самому и, может быть, менеджменту группы. Можно трактовать программу как попытку действительно зафиксировать сложную и драматическую историю «новой России» в песнях, которые слушала вся страна: от депутатов до дальнобойщиков. Но вполне возможно, что «История звука» — это некая попытка подвести итог перед чем-то важным, что наступает в истории уже самого ДДТ. Но что такое это «важное», никто, конечно, не знает, а если спросить самого Юрия Шевчука, то он, скорее всего, ухмыльнется и не ответит.
Песни ДДТ — это в какой-то мере действительно важный ключ к пониманию истории страны и альтернативный официальным учебникам вариант ее изучения. Почти трехчасовое шоу драматургически делится на несколько частей, каждая из которых должна олицетворять определенную эпоху. Восьмидесятые для ДДТ — «предперестроечная эйфория», в которой в полном мере, как и вся страна, находился Юрий Шевчук. Взять хотя бы пацифистский гимн всех времен и народов «Не стреляй», из-за которого на Шевчука в родной Уфе начались гонения, а советская пресса даже клеймила его «агентом Ватикана». Группа специально вспомнила для этой части программы те песни, которые не звучали в живом исполнении уже очень и очень давно. В сети с легкостью можно найти ролик, где ДДТ репетируют для тура хулиганскую «Милиционер в рок-клубе». Визитные карточки того времени — это нахальные рок-н-роллы и ритм-энд-блюзы, где Шевчук упражняется в социальной сатире (сейчас ДДТ играют даже «Мальчики-мажоры»). Ближе к 90-м группа начинает становиться кардинально серьезной. В самом конце 80-х ДДТ снимает клип на один из своих первых и самых важных хитов — песню «Дождь». На экране чья-то рука сначала старательно выстраивает игрушечный город, на улицах кишит игрушечная жизнь. Но потом в город, сминая цветные автомобильчики, въезжают игрушечные танки и БТР, а потом падающие сверху волны воды ломают игрушечные стены.
Апокалиптические предчувствия поэта оправдались: клип одинаково хорошо может служить видеорядом для хроник событий и 1991 года, и 1993-го. Предостерегающая песня «Предчувствие гражданской войны» нашла свое воплощение в жизни (пусть и не в таких пугающих масштабах, как предсказывал поэт). Шевчук, как кажется, болезненно переживает творящийся вокруг «конец истории». Эйфория проходит. Он ездит в Чечню с гитарой петь песни для солдат российской армии, а вернется оттуда с одной из самых страшных песен ДДТ «Умирали пацаны». Несмотря на то что песни можно отнести к «лирической линии» ДДТ ( «Ночь-Людмила», «Летели облака»), лидер группы никогда об этой «социальщине» не забывал. После трагедии с подлодкой «Курск» появилась надсадная в своей тоске и безысходности песня «Капитан Колесников пишет вам письмо».
Конец эпохи «нулевых» для ДДТ — это эксперименты с собственным звучанием, которых от уже состоявшегося патриарха русского рока никто особо не ждал. Тем не менее, когда вся звукозаписывающая индустрия уже окончательно перестает приносить доходы музыкантам, группа неожиданно записывает альбом «Иnаче», состоящий из двух частей. Вместо привычных аранжировок под акустическую гитару а-ля «русский рок» ДДТ записывают самый свой, наверное, тяжелый альбом: как по звуку (группа активно экспериментирует с индустриальным саундом и даже нойзом), так и по содержанию (Юрия Шевчука мучают мрачные предчувствия о будущем страны, в своих текстах он порой сознательно превращает пространство вокруг себя в механическую тоталитарную антиутопию). С этого момента концерты ДДТ превращаются в настоящие шоу с обязательным видеорядом и собственной драматургией. В гастролях за группой следует сразу несколько трейлеров с оборудованием, а саундчеки и настройка доводят промоутеров до белого каления (о том, как выглядело это шоу в Калининграде два года назад, можно прочитать здесь). Эту историю, когда концерт превращается в полноценное представление с собственным внутренним сюжетом, группа продолжает эксплуатировать и для тура «История звука».
Удивительное в этой программе даже не то, что Юрию Шевчуку и его команде удалось собрать в единое драматургическое полотно песни из совершенно разного времени. А то, что ДДТ, несмотря на 30 лет творческой жизни, программу формата The Best of представляет впервые (даже группы с куда меньшим творческим стажем постоянно катают программы, состоящие сплошь из примелькавшихся на радио синглах). На что намекает Юрий Шевчук, решив собрать впервые свой полновесный отчет обо всех периодах развития группы, известно только ему самому и, может быть, менеджменту группы. Можно трактовать программу как попытку действительно зафиксировать сложную и драматическую историю «новой России» в песнях, которые слушала вся страна: от депутатов до дальнобойщиков. Но вполне возможно, что «История звука» — это некая попытка подвести итог перед чем-то важным, что наступает в истории уже самого ДДТ. Но что такое это «важное», никто, конечно, не знает, а если спросить самого Юрия Шевчука, то он, скорее всего, ухмыльнется и не ответит.
Поделиться в соцсетях