«Искусством сыт не будешь»
В преддверии всероссийской акции «Музейная ночь», которая состоится уже в эту пятницу, в региональной общественной палате прошел круглый стол на тему «Пути развития музейного дела в Калининградской области». На мероприятии собрались руководители почти всех региональных культурных учреждений и чиновники, которые курируют сферу культуры. Круглый стол модерировала член комиссии по культуре федеральной общественной палаты и директор Карельского музея изобразительных искусств Наталья Вавилова. Афиша RUGRAD.EU выяснила, какие проблемы волнуют местную культурную сферу в преддверии Международного дня музеев.
«Вы сделали такой шаг вперед... Мы в восторге от работы ваших музеев», — хвалила Наталья Вавилова местные учреждения культуры. Несмотря на этот «шаг вперед», основные проблемы в музейном секторе остались примерно такими же, как и 5 или даже 10 лет назад, — недостаток финансирования. На круглом столе вспоминали, что, согласно распоряжениям президента Владимира Путина, зарплата работников музейного сектора должна равняться средней заработной плате по субъекту. Пока дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Особенно в учреждениях культуры областных муниципалитетов.
Тем не менее в представленной «Концепции развития музейного дела в РФ на период до 2030 года» говорилось о повышении роли государства в развитии музейного дела. «Поставить эту позицию на первое место посоветовал нам Александр Михайлович Шолохов (директор музея М. А. Шолохова и внук писателя. — Прим. ред.)», — рассказывала об этом документе Галина Зайцева, директор ООО «Экокультура», прибывшая в Калининград в составе «десанта» под руководством Натальи Вавиловой. Ее организация занимается в том числе музейным менеджментом, помогает учреждениям культуры с разработкой собственных программ развития. Помимо «повышения роли государства» концепция предполагает «повышение участия негосударственных организаций».
«Рост финансирования имеется», — заявила Зайцева, когда речь зашла о бюджетах культурных учреждений. Несмотря на то что зарплаты не везде дошли до среднего уровня по региону, фонд заработной платы — это одна из основных строчек расходов в музеях. Другие значимые направления: оплата коммунальных услуг и пополнение фондов.
В коммерческом плане в России наиболее успешны музеи-заповедники. «Наиболее оптимальны с точки зрения сочетания музейной деятельности и туристской деятельности музеи, обладающие обширной территорией или сохраняющие не только музейные ценности, но и культурный ландшафт», — пояснила Зайцева. 75 таких культурных учреждений оттягивают на себя более 20 % посетителей. К 2030 году в России планируется резко увеличить их количество: со 148 до 400. Калининградской области посоветовали «выращивать» подобные музеи на базе уже действующих. Какой-то иной конкретики за этим советом не последовало.
«Хочу сказать, что вопросы, связанные с финансированием музеев, самые проблемные и сложные. Но их необходимо решать», — подытожила выступление Зайцевой Наталья Вавилова и сделала акцент на том, что государство и «наше правительство» эти проблемы понимает.
«Вы знаете о грантах президента? Я хотела бы направить вас на участие в грантах президента», — предложила она музейщикам.
К взаимодействию учреждений культуры и бизнеса член федеральной общественной палаты относится весьма настороженно. По ее мнению, главная задача на сегодняшний день — «это сохранить музеи, а не разбазаривать их». В первую очередь это «политическая задача». «Сегодня желающих и жаждущих продать кусочек каким-то бизнесменам, что-то отдать, что-то оторвать... Это неверная позиция. Здесь на защиту встает общественность и общественная палата», — предупредила она собравшихся. Перед тем, как передать слово врио министра культуры и туризма Андрею Ермаку, Наталья Вавилова не удержалась от того, чтобы сказать несколько пафосных фраз в духе того, что «полюбить свой край и свою страну» можно только тогда, когда «ты ее знаешь», а узнать ее помогают музеи.
Кажется, у Андрея Ермака всегда был более прагматичный подход к сфере культуры. После того, как чиновник возглавил объединенное ведомство, об учреждениях минкульта он, как правило, предпочитал говорить в контексте событийного туризма: для Ермака музеи и прочие учреждения были возможностью увеличить турпоток в Калининградскую область.
Во время своего выступления на круглом столе врио министра, к примеру, сосредоточился на проекте Kaliningrad City Pass. Речь идет о единой «карте туриста», по которой клиент может получить доступ ко всем городским музеям. Аналогичные проекты, к примеру, работают уже в Москве и Санкт-Петербурге. «Музей получает полную стоимость билета. Он не предоставляет никакую скидку», — заверил Андрей Ермак.
Кроме того, в планах министерства — организация музейного квартала: по словам Ермака, это несколько музейных объектов, связанных между собой при помощи логистических маршрутов.
Ближе к концу мероприятия речь зашла о кадровой проблеме в культурной сфере. Ермак честно признавался, что подготовка персонала областных культурных учреждений «не так велика». Стимул для того, чтобы больше молодых людей выбирали эту сферу, как считает Ермак, может быть только один — повышение заработной платы. «Существуют указы президента, чтобы зарплата [работников музейной сферы] доходила до средней по региону. Но, самое главное, чтобы доходила по-настоящему. Чтобы это происходило при помощи не административного маневра, а чтобы по-настоящему. Если этого удастся добиться, то я думаю, что эта проблема в ближайшей перспективе решится», — отметил чиновник, добавив, что сейчас «это одна из самых острых проблем».
Основной темой круглого стола все же стали именно финансовые проблемы, которые мешают культурным учреждениям развиваться. Но, судя по всему, на уровне официальных структур к музеям сохранилось откровенно консервативное отношение: чиновники болезненно реагируют на коллаборации музейщиков и бизнесменов. Как следствие на круглом столе никаких предложений о подобном сотрудничестве не прозвучало.
Впрочем, на уровне взаимодействия музеев с частными структурами все-таки обнаруживается куда большая гибкость. Около года назад в Калининград приезжала генеральный директор фонда Владимира Потанина Оксана Орачева (тогда сразу несколько калининградских проектов выиграли гранты от известного бизнесмена). Орачева много рассказывала о том, каким должен быть музей в современном мире. Во всяком случае, в ее понимании это более мобильная структура, нежели это видят на уровне общественной палаты.
«Проекты позволяют развивать экономический потенциал той территории, на которой они расположены», — рассказывала Орачева, приводя в качестве примера музей «Коломенская пастила» в Подмосковье. До того, как в Коломне появилось это культурное учреждение, город вполне можно было бы назвать «депрессивным». Но после открытия музея, активно поучаствовавшего в создании дополнительных рабочих мест и ставшего важным социальным проектом, город попал в так называемые российские «маршруты выходного дня».
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях