«Индейцы будут пленять солдат вермахта»
8 июля 2015
До зимы 2013 года форт № 11 находился в собственности Министерства обороны. Использовался долгое время как склад. Потом объект перешел в собственность областного правительства. Летом 2014 года заговорили о туристическом потенциале этого фортификационного сооружения. Тогда явный интерес к форту проявляла польская компания, которая хотела сделать там музейно-туристический комплекс с ландшафтным парком. Их интересы на совете по культуре при губернаторе представлял почему-то калининградский архитектор Артур Сарниц. Более того, герб его архитектурного бюро украшал презентацию проекта. В результате форт № 11 достался ему, а не полякам. Тендер на право аренды на 49 лет компания «Форт Дёнхофф», которую возглавляет сам Сарниц, выиграла у бизнес-партнёра архитектора Валерия Щербатых. Сейчас Артур Сарниц про эту историю с поляками вспоминает лишь мельком. Рассказывает, что познакомился с ними «по своим каналам». Подтверждает, что они до сих пор остались в этом проекте.
Команда Артура Сарница ещё не ввела форт в эксплуатацию. Но «неформальный пресс-секретарь» (как он сам определяет свой статус) компании «Форт Дёнхофф» Альберт Адылов говорит, что экскурсии на объекте уже проводить можно. Чтобы привезти на объект журналистов, арендаторам пришлось заказывать специальный автобус. Городские маршруты до форта не ходят. «С доступностью сложно…», – вздыхает Адылов. Впрочем, озвучиваются некие мечтания, что городские власти, может быть, когда-нибудь пустят сюда маршрутки.
Ворота, ведущие на территорию форта, напоминают о тех временах, когда сооружение принадлежало Минобороны: стальной лист, колючая проволока сверху – типичный вход в воинскую часть. Но на этом сходство заканчивается. В остальном это уже совсем другая культура, немецкая. И Адылов, и Сарниц рассказывают, что форт №11 из всех городских фортов меньше всего пострадал во время штурма.
За время экскурсии журналистам успеют показать практически всё, что здесь есть: от казарм, где раньше могло разместиться до тысячи солдат, до выгребной ямы. «В этом помещении раньше был склад», – показывает Альберт Адылов на стены круглой комнаты с оплавившимся кирпичом. По его словам, порох, который хранился при немцах в этом помещении, в один момент загорелся. Притом именно загорелся, а не взорвался. Адылов шутит, что плавленый кирпич кому-то захочется связать с легендами о сожжении вампиров. «Но я не сторонник таких теорий», – оговаривается он.
Получив в своё распоряжение форт, команда Артура Сарница постаралась ничего не менять. Сохранился даже колодец. Насос там, конечно, установили новый. Восстановлен механизм подачи снарядов, который использовали немцы. Он представляет собой две каретки, которые при помощи рычага поднимаются и опускаются. Невесть откуда в руках у экскурсовода появляется бутылка. Со скрипом он вращает рычаг, каретка с бутылкой уползает вверх. Все поднимаются по каменной винтовой лестнице на третий этаж форта. Бутылка доставлена в целости и сохранности. Был бы снаряд – можно было бы стрелять.
На заросшей крыше форта сохранился немецкий наблюдательный пункт, защищённый бронеколпаком. Грубо говоря, эта конструкция напоминает миниатюрный пулемётный дзот с нахлобученной стальной крышкой. Под ней должен скрываться условный наблюдатель. Прорези для глаз кажутся такими маленькими, что невозможно представить, как сквозь них можно что-то рассмотреть. Кто-то из журналистов вспоминает, что до прихода арендаторов всё это было ржавое и совсем не работало. А теперь конструкция работает. Хоть и не без труда.
Впрочем, ржавчина – это не главная проблема, с которой столкнулась команда Артура Сарница. Форт до прихода арендаторов фактически был затоплен. Уровень воды подходил к самым стенам фортификационного сооружения, да и внутренние помещения тоже были затоплены. Плачевное состояние форта, по собственному признанию Сарница, и стало главной причиной, чтобы всё взять в свои руки. В интерпретации архитектора предыстория выглядит примерно так: первоначально его команда планировала получить в своё распоряжение форт № 1. Но там что-то не срослось, и «инициатива угасла». Потом форт № 11 перешёл в областную собственность. «Я был одним из первых в составе инициативных групп, кто был допущен при помощи министерства туризма на этот объект, – рассказывает Артур Сарниц. – Я здесь никогда раньше не был. И для меня это совершенно загадочная территория. Когда я сюда пришёл, то увидел, что здесь большое количество интересных моментов, которые на рядом стоящих фортах отсутствуют». Объект находился в плачевном состоянии. Команда Сарница постоянно «об этом говорила и напоминала». Результатом разговоров стало то, что им предложили «взять инициативу в свои руки». Команда нашла необходимые чертежи, и уровень воды удалось опустить.
Коммерческая составляющая проекта в принципе не отрицается. Но когда архитектора спрашивают, за какой срок планируется отбить инвестиции и окупить проект, он отшучивается: «Это вопрос такой: сумасшедший ли я? Ну да, ну да…».
«Поверьте мне, когда мы вошли на этот форт, у меня даже близко не было представления, что мы здесь останемся дольше. Для нас это было спасение существующей ситуации, решение конкретной инженерной задачи: спустить воду с форта. Но чем дальше, тем больше мы этим увлеклись. Математика очень простая: всё зависит от того потока, который мы сможем здесь генерировать. Вы можете посчитать на калькуляторе и убедиться, что точка нашей окупаемости – это тысячи и тысячи туристов. Разумеется, это большой и рискованный проект», – поясняет архитектор, уточняя, что «это будет сделано быстрее, чем об этом говорит пессимистическое настроение. На просьбу назвать сумму инвестиций, Сарниц отвечает расплывчато: «Миллионы». «Я надеюсь на то, что какой-нибудь русский фонд обратит внимание на нас, – мечтательно замечает он. – Та арифметика, которую мы для себя сделали, достаточно устойчивая. Но это всё-таки не первый, не второй и даже не третий год. Но мы постараемся, чтобы это всё-таки было побыстрее». Архитектор признаётся, что с коммерцией бороться не собирается. Просто хочет сделать её «более романтичной».
Суть проекта осталась такой же. Артур Сарниц говорит про форт № 11 как про некую «многофункциональную зону», где должна быть не только музейная, но и рекреационная составляющая. Альберт Адылов с удовольствием рассказывает, что внутренние дворики подошли бы для проведения рок-концертов и исторических реконструкций. Артуру Сарницу, в свою очередь, хочется видеть здесь аттракцион по мотивам романов Жюля Верна, творческие мастерские и чтобы по рву можно было кататься на лодках «Совершенно простая вещь – это создание здесь водоёмов, наполненных рыбой. Мне бы очень хотелось (возможно, получится), чтобы здесь возник ботанический сад. Я бы хотел, чтобы у нас реконструкторов было больше. Я бы хотел, чтобы здесь было и Средневековье, и даже индейцы. Надеюсь, в [реконструкторских играх] будут принимать участие индейцы, которые будут пленять солдат вермахта. Довести это до какого-то более-менее серьёзного состояния», – делится дальнейшими планами архитектор. Но оговаривается, что слово «Диснейленд» ему употреблять не хочется. В одном из крыльев фортификационного сооружения планируется оборудовать хостел.
Сейчас форт № 11, несмотря на то что музейная функция ещё полностью не готова, уже принимает экскурсии. Притом даже в круглосуточном режиме. Самый дорогой билет пока упирается в планку 150 рублей. «Вы понимаете, тут сумасшедших денег никто не зарабатывает», – резюмирует Сарниц.
Текст: Алексей Щёголев
Фото: Юлия Власова
Команда Артура Сарница ещё не ввела форт в эксплуатацию. Но «неформальный пресс-секретарь» (как он сам определяет свой статус) компании «Форт Дёнхофф» Альберт Адылов говорит, что экскурсии на объекте уже проводить можно. Чтобы привезти на объект журналистов, арендаторам пришлось заказывать специальный автобус. Городские маршруты до форта не ходят. «С доступностью сложно…», – вздыхает Адылов. Впрочем, озвучиваются некие мечтания, что городские власти, может быть, когда-нибудь пустят сюда маршрутки.
Ворота, ведущие на территорию форта, напоминают о тех временах, когда сооружение принадлежало Минобороны: стальной лист, колючая проволока сверху – типичный вход в воинскую часть. Но на этом сходство заканчивается. В остальном это уже совсем другая культура, немецкая. И Адылов, и Сарниц рассказывают, что форт №11 из всех городских фортов меньше всего пострадал во время штурма.
За время экскурсии журналистам успеют показать практически всё, что здесь есть: от казарм, где раньше могло разместиться до тысячи солдат, до выгребной ямы. «В этом помещении раньше был склад», – показывает Альберт Адылов на стены круглой комнаты с оплавившимся кирпичом. По его словам, порох, который хранился при немцах в этом помещении, в один момент загорелся. Притом именно загорелся, а не взорвался. Адылов шутит, что плавленый кирпич кому-то захочется связать с легендами о сожжении вампиров. «Но я не сторонник таких теорий», – оговаривается он.
Получив в своё распоряжение форт, команда Артура Сарница постаралась ничего не менять. Сохранился даже колодец. Насос там, конечно, установили новый. Восстановлен механизм подачи снарядов, который использовали немцы. Он представляет собой две каретки, которые при помощи рычага поднимаются и опускаются. Невесть откуда в руках у экскурсовода появляется бутылка. Со скрипом он вращает рычаг, каретка с бутылкой уползает вверх. Все поднимаются по каменной винтовой лестнице на третий этаж форта. Бутылка доставлена в целости и сохранности. Был бы снаряд – можно было бы стрелять.
На заросшей крыше форта сохранился немецкий наблюдательный пункт, защищённый бронеколпаком. Грубо говоря, эта конструкция напоминает миниатюрный пулемётный дзот с нахлобученной стальной крышкой. Под ней должен скрываться условный наблюдатель. Прорези для глаз кажутся такими маленькими, что невозможно представить, как сквозь них можно что-то рассмотреть. Кто-то из журналистов вспоминает, что до прихода арендаторов всё это было ржавое и совсем не работало. А теперь конструкция работает. Хоть и не без труда.
Впрочем, ржавчина – это не главная проблема, с которой столкнулась команда Артура Сарница. Форт до прихода арендаторов фактически был затоплен. Уровень воды подходил к самым стенам фортификационного сооружения, да и внутренние помещения тоже были затоплены. Плачевное состояние форта, по собственному признанию Сарница, и стало главной причиной, чтобы всё взять в свои руки. В интерпретации архитектора предыстория выглядит примерно так: первоначально его команда планировала получить в своё распоряжение форт № 1. Но там что-то не срослось, и «инициатива угасла». Потом форт № 11 перешёл в областную собственность. «Я был одним из первых в составе инициативных групп, кто был допущен при помощи министерства туризма на этот объект, – рассказывает Артур Сарниц. – Я здесь никогда раньше не был. И для меня это совершенно загадочная территория. Когда я сюда пришёл, то увидел, что здесь большое количество интересных моментов, которые на рядом стоящих фортах отсутствуют». Объект находился в плачевном состоянии. Команда Сарница постоянно «об этом говорила и напоминала». Результатом разговоров стало то, что им предложили «взять инициативу в свои руки». Команда нашла необходимые чертежи, и уровень воды удалось опустить.
Коммерческая составляющая проекта в принципе не отрицается. Но когда архитектора спрашивают, за какой срок планируется отбить инвестиции и окупить проект, он отшучивается: «Это вопрос такой: сумасшедший ли я? Ну да, ну да…».
«Поверьте мне, когда мы вошли на этот форт, у меня даже близко не было представления, что мы здесь останемся дольше. Для нас это было спасение существующей ситуации, решение конкретной инженерной задачи: спустить воду с форта. Но чем дальше, тем больше мы этим увлеклись. Математика очень простая: всё зависит от того потока, который мы сможем здесь генерировать. Вы можете посчитать на калькуляторе и убедиться, что точка нашей окупаемости – это тысячи и тысячи туристов. Разумеется, это большой и рискованный проект», – поясняет архитектор, уточняя, что «это будет сделано быстрее, чем об этом говорит пессимистическое настроение. На просьбу назвать сумму инвестиций, Сарниц отвечает расплывчато: «Миллионы». «Я надеюсь на то, что какой-нибудь русский фонд обратит внимание на нас, – мечтательно замечает он. – Та арифметика, которую мы для себя сделали, достаточно устойчивая. Но это всё-таки не первый, не второй и даже не третий год. Но мы постараемся, чтобы это всё-таки было побыстрее». Архитектор признаётся, что с коммерцией бороться не собирается. Просто хочет сделать её «более романтичной».
Суть проекта осталась такой же. Артур Сарниц говорит про форт № 11 как про некую «многофункциональную зону», где должна быть не только музейная, но и рекреационная составляющая. Альберт Адылов с удовольствием рассказывает, что внутренние дворики подошли бы для проведения рок-концертов и исторических реконструкций. Артуру Сарницу, в свою очередь, хочется видеть здесь аттракцион по мотивам романов Жюля Верна, творческие мастерские и чтобы по рву можно было кататься на лодках «Совершенно простая вещь – это создание здесь водоёмов, наполненных рыбой. Мне бы очень хотелось (возможно, получится), чтобы здесь возник ботанический сад. Я бы хотел, чтобы у нас реконструкторов было больше. Я бы хотел, чтобы здесь было и Средневековье, и даже индейцы. Надеюсь, в [реконструкторских играх] будут принимать участие индейцы, которые будут пленять солдат вермахта. Довести это до какого-то более-менее серьёзного состояния», – делится дальнейшими планами архитектор. Но оговаривается, что слово «Диснейленд» ему употреблять не хочется. В одном из крыльев фортификационного сооружения планируется оборудовать хостел.
Сейчас форт № 11, несмотря на то что музейная функция ещё полностью не готова, уже принимает экскурсии. Притом даже в круглосуточном режиме. Самый дорогой билет пока упирается в планку 150 рублей. «Вы понимаете, тут сумасшедших денег никто не зарабатывает», – резюмирует Сарниц.
Текст: Алексей Щёголев
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях