Голливуд в кредит
В текущем году областной бюджет потратит на выплату рибейтов съемочным группам порядка 66 млн руб., причем власти решили не возмещать расходы съемки рекламы и клипов. Несмотря на то что бюджетные средства выделяются каждый год, в регионе пока не сформировалась собственная киноиндустрия. Хотя разговоры об этом ведутся с 2019 года. В четверг, 9 декабря в Музее Мирового океана прошел круглый стол, посвященный проблемам развития киноиндустрии: за организацию тура для продюсеров в регион пришлось заплатить еще порядка 500 тыс. руб. На мероприятии выяснилось, что даже с рабочим механизмом выплаты рибейтов, Калининградская область порой проигрывает конкуренцию с другими регионами за кинопроекты. Региональное министерство культуры и туризма надеется поднять местную киноиндустрию при помощи новых вливаний бюджетных средств.
Как заявил на круглом столе министр культуры и туризма Андрей Ермак, существует 2 сценария, чтобы развивать кинопроизводство на территории региона. Первый заточен на финансовые вливания и выращивание собственной индустрии. В качестве примеров Ермак Привел Татарстан и Якутию. Второй предполагает создание различных финансовых рычагов, чтобы привлечь на территорию сторонние продюсерские группы с уже готовыми проектами. Калининградская область, «зашивая» каждый год в бюджет расходы на выплаты киношникам, остановилась именно на втором пути. У данного пути есть свои побочные эффекты: в регионе не сформировалась собственная индустрия, которая могла бы поставлять кадры для кинопроизводства.
У Ермака был разговор с исполнительным директором фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» Антоном Малышевым, и тот признался, что область по-прежнему проигрывает конкуренцию Прибалтике: там есть квалифицированный персонал, необходимое оборудование и так же используется система рибейтов. Министр во время своего выступления признал, что такие сложности реально существуют.
Проблемы подтвердили и представители бизнеса. Соучредитель компании «Кино Самбия» Светлана Гикс рассказала, что из-за проблем с доставкой оборудования сразу 3 проекта выбрали для съемок другие регионы. Среди них комедия «Мой папа вождь» с Дмитрием Нагиевым.
«Когда продюсеры посчитали, то получилось, что реально очень большая затратная часть идет на доставку оборудования. Самое тяжелое — это вывоз оборудования: здесь нужно делать сертификацию, маркировать каждый шнурок,каждый кабель. Это очень сложно, коллеги этого не понимают: “Мы же в Россию едем!” Объясняем, что вы въезжаете в Россию, а выезжаете из зоны особого таможенного контроля», — пояснила Гикс.
Андрей Ермак, комментируя итоги круглого стола, подчеркнул, что проблема с вывозом оборудования «одна из самых незначительных». «Нужно быть заранее к этому готовым. Многие кинопроизводители не сталкиваются с таким в других регионах. Поэтому для них это такая новелла, к которой они даже не знают, как подступиться, и думают, что это будет сложно. Но на самом деле есть такой сервис-сопровождение по маркировке кинооборудования», — заявил Ермак, отметив, что киношникам просто нужна большая «информированность».
Наряду с этим министр вынужден был признать, что его ведомство пока не село за стол переговоров с таможенной службой, чтобы добиться корректировки соответствующих внутренних инструкций. Стоимость сервисов, помогающих с «растаможкой», составляет порядка 20 тыс. руб. Министр считает, что для съемочных групп это вполне приемлемая сумма.
Проблему с отсутствием оборудования Ермак предложил решать за счет дополнительных бюджетных вливаний в отрасль. Речь идет о программе льготного кредитования по аналогии с программой «Восток», которую реализует региональный Центр поддержки предпринимательства.
«Нам интересно, чтобы это всё работало на территории Калининградской области, чтобы использовалось на проектах, которые будут реализовываться в Калининградской области. Понятно, когда человек взял кредит и купил оборудование, нет гарантий, что он не повезет его в Москву или Санкт-Петербург и не начнет его использовать там. Рынок там просто глобально больше. Если бы я был предпринимателем, то не понимал бы, что меня должно сдержать, чтобы остаться в Калининграде», — заявил Ермак.
Представители бизнеса против денежных вливаний за счет налогоплательщиков тоже не возражали. Кто-то даже произнес слово «субсидии». Но директор Центра поддержки предпринимательства Кирилл Лило заявил, что финансовой помощи в безвозмездном формате точно не будет.
«Это не субсидирование, это поддержка бизнеса, бизнес берет на себя определенную ответственность и понимание. Это точно будут не субсидии… Залог оборудования не сможет покрыть всего размера кредита», — подчеркнул руководитель центра, но добавил, что риски бизнеса могут быть минимизированы благодаря срокам возврата займов и процентам.
Ермак видит несколько возможных сценариев для такой программы. Первый завязан на участников рынка и предполагает, как раз то самое льготное финансирование. Второй предусматривает большую степень государственного участия: оборудование покупается за бюджетный счет, после чего поступает на баланс одной из подведомственных министерству культуры структур. Она уже будет сдавать в аренду оборудование участникам рынка. Сам Ермак заявил, что больше симпатизирует «рыночному» сценарию.
«Мое мнение, что рынок — лучший вариант. Рынок все-таки сам себя, как экосистема, отрегулирует более эффективней. Второй вариант — запасной вариант. Когда мы на ретропоезде ездили, то у нас тоже был страховочный вариант: делать [программу] силами турцентра. Но рынок сам отрегулировал эту историю… », — заявил он. Ретропоезд в результате сломался, и полноценной программы с его использованием у региональных туроператоров так и не получилось.
Директор АНО «Фестивальная дирекция» Ольга Каверзина считает, что программа с льготными кредитами даст региональному бизнесу возможность «заходить в эту историю, как в бизнес».
«Государство не хочет в этом участвовать, мы не имеем права и считаем, что это будет не очень правильной, не совсем прозрачной системой. Тогда государство как монополист начнет рынок сдерживать и кого-то вытеснять. Это самое последнее, что мы хотели бы делать. Мы готовы выделить финансирование под низкий процент вдолгую, чтобы местные бизнесмены стали смотреть в сторону кинобизнеса», — заявила она.
При этом Каверзина признала, что количество компаний в регионе, которые зарабатывали на организации съемок, сократилось.
Если программа будет принята, у министерства культуры и туризма фактически нет возможностей влиять на условия льготного кредита, это функции Центра поддержки предпринимательства. Но Андрей Ермак во время своего выступления упомянул о 3 % годовых.
«Они сами определятся, как с бизнесом отработать», — заявил Ермак.
Кадровую проблему власти собираются решать за счет партнерских программ. Как рассказала директор АНО «Фестивальная дирекция» Ольга Каверзина, в регионе стартовала совместная программа с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения. Пока удалось подготовить и выпустить 23 специалистов. Как выразилась Каверзина, речь идет о кадрах так называемого «второго состава».
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях