«Generation Z»: как клуб Yalta зарабатывает на поколении соцсети «ВКонтакте»
Концертная площадка Yalta — игрок на местном концертном рынке новый и неожиданный. Во многом благодаря именно этому месту структура концертного рынка в городе сильно поменялась. Молодой клуб, что называется, почувствовал «дух времени»: в город стали привозить не особо известных артистов, а концерты там проходили практически каждую неделю. Теперь даже именитые промоутеры называют Yalta в числе важных событий прошлого года. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться, как молодым промоутерам удалось всколыхнуть местный концертный рынок.
«Место под солнцем»
Клуб Yalta открылся в сентябре 2015 года силами двух друзей: Мити Салтыкова и Сергея Савуляка. Идея открыть в городе ещё одну концертную площадку выглядела на тот момент предприятием крайне рискованным и сомнительным. Концертный рынок в Калининграде, казалось, был поделён раз и навсегда.
Большинство рок и поп-рок исполнителей забрала себе по праву первородства «Вагонка». Новомодную поп-волну оттянул на себя Platinum, а почётные «ветераны» типа «Отпетых Мошенников» могли себе позволить разовый вояж в «Планету». Те рок-артисты, которые не вписывались в «вагонковскую» идеологию («Крематорий», «Пилот»), ожидаемо оказывались на сцене небольшого рок-клуба «Кури Бамбук». Впрочем, в период кризиса «самый западный клуб страны» стал куда сговорчивей. Если собственная команда площадки в большинстве своём хранила верность традициям, то в качестве арендной площадки «Вагонка» могла вести куда более гибкую политику. К примеру, на её афише могла появиться совершенно «идеологически чуждая» группа «Руки Вверх» (концерт, правда, так и не состоялся).
Площадки типа «Ворот» в своё время пытались экспериментировать с группами, которые всем остальным клубам казались откровенными маргиналами. Однако «Ворота» логично позиционировать именно как арт-площадку. То есть место, где уместнее смотрится презентация переиздания книги «Закат Кёнигсберга» Михаэля Вика, нежели проект Ghetto Girls, во время выступления которого по сцене будет носиться накрашенный питерский поэт Вячеслав Киньшин в женском платье.
У сложившегося статус кво была, конечно, и обратная сторона. Работающие на рынке промоутерские команды сформировали свои обоймы «любимчиков» — списки артистов, которые позволяли собирать кассу. Все, так или иначе, стали повторять эти списки в различных вариациях в течение концертного сезона. Было понятно, что если та же «Вагонка» позволит себе очередной эксперимент с группой из поколения англоязычной инди-волны, которая соберёт 200–300 человек в малом зале, то потом приедут «БИ-2» с билетами по 3 тысячи рублей в последний день продаж, и всё равно будет полный аншлаг. Следствием такой консервативной политики, когда имена на афишах повторялись из года в год, стало падение концертного рынка ещё до кризиса: большинство калининградских промоутеров жаловались, что мероприятия стали собирать всё меньше и меньше публики.
В сложившейся ситуации Митя Салтыков и Сергей Савуляк увидели некую нишу, которую могла бы занять новая концертная площадка вместимостью чуть больше 500 человек. «Мы видели, что нормальной площадки на 700–800 человек в городе мы не наблюдаем. Есть большой зал «Вагонки», есть другие площадки, но не каждый артист соберёт такое количество людей. И мы эту нишу заняли», — рассказывает Митя Салтыков. «Мы не знали, из-за чего происходит спад [по количеству концертов]. Из-за того, что организаторы перестали [группы] возить (а они перестали возить, потому что некуда). Или потому что народ перестал ходить? Никто не знал этой правды, и мы приняли решение, что музыка — это всё равно своего рода развлечение. А люди развлекаться любят», — добавляет Сергей Савуляк. Оба друга занимались музыкой и говорят, что о новой концертной площадке мечтала вся тусовка.
Салтыкову и Савуляку повезло: в качестве помещения им достались площади закрывшегося клуба «Матрица» — когда-то ультрамодное место, заканчивавшее свои дни с дискотеками в стиле «Руки Вверх». О том, как им удалось заполучить себе такую площадку, команда Yalta умалчивает. «Так звезды сложились», — иронично замечает в ответ Салтыков. Сумму первоначальных инвестиций тоже не называет. Собеседники издания оговариваются, что «небольшой косметический ремонт» обошёлся им неожиданно дорого. «В будущем мы ещё больше планируем изменить дизайн, чтобы максимально избавиться от духа "Матрицы". Чтобы не было впечатления, что ты в 10 лет назад вернулся. У многих не самые лучшие воспоминания об этом заведении…», — делится планами Сергей Савуляк. Никаких ощутимых бонусов из-за бэкграунда старого заведения новая площадка не получила, и сейчас сюда ходит уже совершенно другая аудитория.
Акустические возможности новой площадки протестировали на местных группах — все остались довольны. После чего 11 сентября в Yalta выступила одна из главных звёзд нынешней альтернативной сцены — группа Louna, которая собрала аншлаг. Этот день и стал точкой отсчёта новой жизни помещений на улице Ялтинской.
«YouTube вместо телевизора»
Yalta с самого начала стала позиционировать себя в качестве мультиформатной концертной площадки, как место с гибкой репертуарной политикой, без жёсткой идеологии, табу и форматов. Впрочем, поначалу ничего революционного здесь не происходило.
В политике Yalta можно было проследить два условных направления. Первое — это артисты, которые работали с промоутером Дмитрием Вещиковым. Он стал одним из членов команды нового клуба и перетащил сюда свои рабочие связи. В Yalta появлялись Zero People — сайд-проект его «любимчиков» — питерской группы Animal Джаz, которых Вещиков привозил в город почти каждый год.
Другая линия — альтернативные команды типа «Кирпичей», которые уместнее смотрелись бы в лайн-апе DIY-фестиваля «Божия Коровия». Среди тогдашних «побед» команды Yalta — привоз группы Benders (сайд-проект гитариста группы ПТВП), которая в Калининграде была впервые, но даже сами организаторы соглашаются, что это скорее мероприятие для «посвящённых», чем для широкой публики.
Новую аудиторию, которую остальные промоутеры либо «проспали», либо просто считали неплатежеспособной, удалось найти буквально случайно. Звёзды вновь сложились для Yalta самым благоприятным образом.
«Мы, если честно, не думали по поводу какой-то новой публики. Просто так вышло, что к нам с концертом приехала группа ЛСП», — рассказывает Митя Салтыков. Как вспоминают собеседники издания, группа попала в Калининград по счастливой случайности. Вещиков подвёз на концерт одну из зрительниц. В случайном разговоре всплыла тема, почему в Калининград раньше никогда не привозили артистов подобного сегмента. Команда новой площадки решила рискнуть. «Дима копнул этот сегмент и увидел, что на этих артистов есть спрос», — поясняет Сергей Савуляк.
ЛСП — белорусская группа, которую многие хип-хоп порталы уже окрестили «открытием года». Их рэп равноудалён как от «суровой правды городских окраин и пацанских понятий» а-ля «АК-47», так и от режущей глаза искусственной роскоши R’n’B отечественного разлива. Несмотря на достаточно завидную для молодых артистов гастрольную судьбу, ЛСП почти нет ни в ротациях радиостанций, ни на телеканалах. Впрочем, для поколения 1996 года рождения и младше (а именно они и составляют львиную часть их аудитории) это не является проблемой. Все основные события для них происходят в социальной сети «ВКонтакте». А там в прошлом году не было никаких шансов спастись от навязчивого и нагловатого хита ЛСП «Безумие».
Дебют белорусских рэперов в Калининграде был признан удачным — но не только из-за количества публики. Благодаря менеджменту ЛСП, который поделился нужными контактами, в клубе открыли совершенно новый сегмент артистов, чей ареал обитания — это преимущественно социальные сети, где между смешными картинками, мемами и демотиваторами в многочисленных пабликах вызревает совершенно новая, ни на что не похожая русская музыка.
Следующим артистом из этой когорты стал Big Russian Boss — фриковатый рэпер с накладной бородой а-ля Карабас-Барабас, «читающий» про то, как курс рубля обваливается прямо ему в карман, и превративший своё творчество в пародию на всех русских MC сразу. Не последнюю роль в росте его популярности сыграл один из самых популярных пабликов «ВКонтакте» — MDK. «Они радикально отличаются от своего сценического образа. Он очень скромный, адекватный, общительный персонаж. Ему понравился клуб, и он обещал вернуться. Даже ходит слух, что он хочет переехать в Калининград», — говорит Митя Салтыков.
И Митя, и Сергей честно признаются в том, что о подобном сегменте артистов раньше даже и не подозревали. «Дима открывает не только нам глаза, но и себе. Он сам любит говорить, что если возить артистов, опираясь исключительно на свой вкус, то можно сразу закрываться», — рассказывает Салтыков. Но так или иначе эксперимент планируют продолжать. На 14 февраля назначен концерт «первого российского трэп-артиста» Yanix.
«Телевизор сейчас заменяется YouTube и социальными сетями. С ребятами, которые качают в соцсетях, удобно работать в том плане, что тебе не нужна реклама, кроме этих самых соцсетей. Вся аудитория находится там. Без интернета эти проекты не состоялись бы», — говорит Митя Салтыков. «А если брать другой сегмент — "Пилот", "Кукрыниксы", — там интернет уже работает меньше. Эта публика привыкла, что ей приносят меню. Сами они концерты не ищут. Сегмент ЛСП, Yanix и Big Russian Boss — они сидят в интернете и ждут, когда это появится. Они смотрят, следят за ними», — добавляет Сергей Савуляк.
Помимо артистов, которых подсказал менеджмент ЛСП, команда Yalta сама совершала интересные открытия. После того как завершился марафон памяти наивной романтики 80-х, косплею уже стали подвергаться «лихие 90-е», которые сложно представить без крупномасштабных рейвов. Так, в город привезли ещё одних героев русского интернета — группу Little Big, которая за свой агрессивный и тяжёлый электронный саунд получила звание «русских Die Antwoord». Правда, Савуляк и Салтыков говорят, что на этот концерт пришла «уже совершенно другая тусовка», и публика здесь была постарше. «Риск был, как и при любом привозе. Но это удачная попытка. Думаю, что весной мы постараемся, чтобы они выступили ещё раз», — говорит Сергей Савуляк. Группа собрала порядка 300 человек. На возможный второй привоз у команды клуба Yalta планы более оптимистичные. «Как показывает практика, когда ты везёшь какую-то новую команду, люди с первого раза в это не верят. Первый раз — это либо мощнейший удар, либо что-то среднее. С Little Big вышло именно так», — говорит Сергей Савуляк. «Не надо забывать, что ребята только начали кататься. Клипы у них давно по сети гуляют, но активная гастрольная деятельность началась только недавно», — добавляет Митя Салтыков.
Помимо Yalta, платежеспособность молодёжной аудитории сейчас почувствовали и другие. В городе появилось несколько магазинов, специализирующихся на одежде от «молодых российских дизайнеров». В частности, в городе появилась продукция марки «Спутник – 1985» — важный отличительный признак, с помощью которого поколение интернет-мемов и пабликов дистанцируется от мира взрослых.
«Сакральное место»
В других клубах аудиторию артистов из соцсетей уже проспали, однако ошибки свои признавать никто не готов. Люди из руководства «Вагонки» в разговорах признаются, что предпочли бы, чтобы клуб скорее «сгорел» или просто «закрылся», чем привезли бы туда Big Russian Boss.
«Конкуренция с другими клубами есть. Она чётко выражена», — говорит Сергей Савуляк. Митя Салтыков, правда, тут же оговаривается, что у них не было ни одного случая, когда бы их площадке приходилось конкурировать за букинг артистов с другими городскими клубами.
Единственный пока случай прямой конкуренции — когда совпали даты выступлений Big Russian Boss в Yalta и Нейромонаха Феофана на «Вагонке». Последний со своей гремучей смесью драм-энд-бэйса и лаптей с медведями тоже в каком-то смысле фрик из интернета. Несмотря на все жанровые различия, аудитория тут совпадала. «Никто этому был особо не рад. Хвалиться и мерятся никто не собирается. Так получилось. Наш концерт закончился до того, как на «Вагонке» начался Феофан. Тот, кто хотел посетить оба мероприятия, мог успеть и там, и там», — говорит Салтыков.
Yalta во многом может позволить себе такую гибкость репертуарной политики из-за существующей здесь экономической модели. Концерт ЛСП промоутеры называют «замечательным». Хотя там, по их воспоминаниям, было чуть меньше четырехсот человек. Big Russian Boss собрал около 500 человек. Этих цифр Yalta хватило, чтобы остаться в плюсе. Поскольку львиная часть публики на этих концертах ещё не достигла совершеннолетия, местная команда не может позволить себе зарабатывать на баре в полном объёме. Алкоголь на таких мероприятиях продаётся только по предъявлению документов. «Если работаешь со школьниками, то нужно делать ставку на продажу билетов», — говорит Салтыков. Та же «Вагонка» подобный подход может позволить себе далеко не всегда (хотя там тоже иногда позволяют себе заигрывания с более молодой аудиторией, привозя того же Noize MC). Как признавались некоторые сотрудники клуба, денег от продажи билетов хватает максимум на то, чтобы починить очередную прорванную трубу. Для полноценного заработка клубу нужен бар.
Многое ещё и объясняется уровнем гонорара артистов. Герои интернет-поколения любят снимать и выкладывать «ВКонтакте» ролики о том, как ведут шикарную жизнь где-то на тёплых островах, но, как признаются Савуляк с Салтыковым, гонорары того же Yanix пока не доходят до уровня группы «БИ-2». «Это абсолютно разные эшелоны», — говорит Салтыков.
Не оправдал свои ожидания концерт скандальной группы «Кровосток». Буквально сразу же после того, как в группе клуба была объявлена дата концерта, федеральные СМИ запестрили сообщениями о том, что суд в Ярославле пытается запретить творчество группы. Промоутеры соглашаются, что вся эта история с судом только подогрела градус интереса к их мероприятию (которое, к слову, прошло достаточно мирно). «Трудно было бы представить информподдержку мощнее. Был один неловкий момент, когда в разгар этих тяжб ребята перестали выходить на связь несколько дней. Мы немножко испугались...», — улыбается Митя Салтыков, но признаёт что «народу было не так много».
О будущих планах команда клуба Yalta рассказывает осторожно. Несмотря на очередной рост курса валюты, в планах вернуть в город привозы западных артистов. Правда, конкретных имен команда не называет. «По техническому оснащению, если сравнивать с Западом и с крупными российскими городами, у нас всё не очень хорошо. Это я не про клуб, а про Калининград. Большие площадки везут оборудование из Литвы и Польши, а маленькие обходятся тем, на что с артистами можно договориться», — говорит Салтыков. «Metallica мы точно не привезём... А так всё равно есть команды, которые на слуху. Идёт работа, есть планы. Я надеюсь, что привозы западных артистов даже при таком курсе валюты в прошлое не уйдут», — говорит Савуляк. «Не забывай, что есть такие команды (я уверен), которые просто любят концертировать, любят ездить», — говорит Салтыков.
Зарубежных групп в списке подтверждённых выступлений у Yalta пока нет. Зато есть группа «Звери» — большой привоз по меркам этой площадки.
Про калининградскую «Вагонку» любят писать, что это место «больше, чем клуб», что это одновременно и «сакральное место», и целая эпоха. Фактически «самый западный клуб страны» ответственен за многие вещи, которые теперь по умолчанию считаются частью калининградской идентичности: от страсти к западной музыке и несколько пренебрежительного отношения к русскому року до повальной «депешмодомании», которая не отпускает город и сейчас. На вопрос, может ли Yalta стать для поколения соцсети «ВКонтакте» примерно тем же, чем «Вагонка» стала для поколения 90-х, промоутеры улыбаются в ответ. «Если честно, мы об этом не думаем. Но если так получится, то почему бы и нет? Но мы сами ещё не такие уж дядечки старые», — улыбается Салтыков.
Поделиться в соцсетях