Гагарина, Армстронга, Мартина Лютер Кинга и красноармейцев хотят выдворить из храма
31 января 2013
Епископы из Легницы, хотят их закрасить полихромные картины 60-х годов прошлого века с изображением Гагарина, Армстронга, Мартина Лютер Кинга и красноармейцев, мотивируя это соцреалистическим характером произведений. Однако, реставратор памятников из польского Нижнесилезского воеводства настаивает на том, что картины должны остаться на своих местах.
Костел им. св. Петра и Павла является одним из двух храмов в 15-тысячном Хойнуве. Строить его начали в XIV веке. Его ремонт и перестройка никогда не вызывали у верующих таких эмоций, как крестный путь, созданный в 60-х годах прошлого века. Петр Врублевски, автор полихромных изображений, представил их оригинальным образом.
На первой картине в роли Петра выступает местный секретарь Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), на седьмой, где Иисус падает под тяжестью креста, рядом виднеется космический корабль Юрия Гагарина 1961 года и высадка американцев на Луне в 1969 году. На десятой Иисуса раздел красноармеец в шлеме. На следующей тот же красноармеец колет Христа копьем в бок. В четырнадцатой сцене Иисуса, лежащего в гробу, сопровождают св. Франтишек, Ганди, Мартин Лютер Кинг и Альберт Швейцер (лютеранин).
Кроме того, в каждой сцене участвуют жители Хойнува. В одной из сцен есть и сам художник Петр Врублевски вместе с женой, сыном и двумя дочерьми Марии Грайнерт, у которой он жил два года в ходе работ над изображениями.
Картины вызвали разногласия среди чинов ПОРП уже в конце 60-х годов прошлого века, когда были представлены в первый раз в присутствии представителей Церкви. Сразу после этих торжеств Емилия Прухницка, бывшая в те времена руководителем регионального музея, под патронажем которого создавались картины, была в качестве наказания переведена в музей в Каменной Гуре. До настоящего времени ее можно увидеть в третьей сцене, одетую в юбку и пиджак, помогающую подняться Иисусу, упавшему в первый раз.
В прошлом году уходящий на пенсию священник прелат Тадеуш Юрек из прихода св. Петра и Павла решил закрасить картины белой краской. «Он решил, что это соцреалистическое искусство и люди не хотят молиться этим картинам», - говорит Анджей Рудек, житель Хуйнова, возмущенный решением прелата.
Жители собрались и написали письмо против закрашивания крестного пути реставратору памятников в Легнице. Письмо подписало несколько сотен человек. «Большинство из них помнят эти картины с детства. Когда их создавали, некоторые не поехали в отпуск, потому что целые семьи жертвовали деньги на это дело», - говорит Рудек.
Летом прошлого года реставратор памятников из Легницы начал процедуру введения полихромных изображений в реестр памятников искусства. Этому решению воспротивилась курия Легницы, которой подчиняется приход в Хойнуве. Почему? «Искусство соцреализма», - решила епархия.
«И это, собственно, единственный аргумент против внесения картин в реестр. Но формально у них нет ничего общего с соцреализмом», - утверждает Барбара Новак-Обелинда, реставратр памятников из Нижнесилезского воеводства.
В прошлом году министерство культуры дало указание реставратору привести доказательства того, что картины должны быть внесены в реестр. Мнение по этому поводу высказал профессор доктор наук Вальдемар Оконь из Института истории искусства Вроцлавского университета. Он написал, что картины характеризуются «тонким очарованием формалистического искусства с латиноамериканской экспрессией и народным, непрофессиональным, но аутентичным ощущением святости». Петр Врублевски, таким образом, взял пример с латиноамериканских художников - Сикейроса, Риверы и Ороско. Он и сам является автором подобных работ в Мексике.
Воеводский реставратор памятников закончил рассмотрение дела картин в середине января. Они были внесены в реестр памятников. Это решение не принимает легницкая епархия, представитель которой Вальдемар Весоловски утверждает, что курия уже выразила соответствующий протест.
«Пока еще нам не пришли никакие документы, - говорит Барбара Новак-Обелинда, которая считает, что картины уникальны. - На них представлена иконография с жителями Хойнува, которая действительно необыкновенна, не помню, чтобы где-то еще была такая же», - говорит она.
Решению реставратора Нижнесилезского воеводства радуется Анджей Рудек: «Это профессиональное и справедливое поведение. Я думаю, что картины останутся на своем месте. Если курия снова окажется против, то это будет сделано, чтобы не потерять лицо. Они не хотят признать, что совершили ошибку, попытавшись закрасить эти картины. Жители все же молятся перед ними в течение многих лет и они им нравятся», - говорит Рудек.
Если курия выразит протест, то вопрос о том, могут ли остаться картины в костеле, будет рассматривать министр культуры.
Материал предоставлен Польским культурно-деловым центром в Калининграде.
Костел им. св. Петра и Павла является одним из двух храмов в 15-тысячном Хойнуве. Строить его начали в XIV веке. Его ремонт и перестройка никогда не вызывали у верующих таких эмоций, как крестный путь, созданный в 60-х годах прошлого века. Петр Врублевски, автор полихромных изображений, представил их оригинальным образом.
На первой картине в роли Петра выступает местный секретарь Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), на седьмой, где Иисус падает под тяжестью креста, рядом виднеется космический корабль Юрия Гагарина 1961 года и высадка американцев на Луне в 1969 году. На десятой Иисуса раздел красноармеец в шлеме. На следующей тот же красноармеец колет Христа копьем в бок. В четырнадцатой сцене Иисуса, лежащего в гробу, сопровождают св. Франтишек, Ганди, Мартин Лютер Кинг и Альберт Швейцер (лютеранин).
Кроме того, в каждой сцене участвуют жители Хойнува. В одной из сцен есть и сам художник Петр Врублевски вместе с женой, сыном и двумя дочерьми Марии Грайнерт, у которой он жил два года в ходе работ над изображениями.
Картины вызвали разногласия среди чинов ПОРП уже в конце 60-х годов прошлого века, когда были представлены в первый раз в присутствии представителей Церкви. Сразу после этих торжеств Емилия Прухницка, бывшая в те времена руководителем регионального музея, под патронажем которого создавались картины, была в качестве наказания переведена в музей в Каменной Гуре. До настоящего времени ее можно увидеть в третьей сцене, одетую в юбку и пиджак, помогающую подняться Иисусу, упавшему в первый раз.
В прошлом году уходящий на пенсию священник прелат Тадеуш Юрек из прихода св. Петра и Павла решил закрасить картины белой краской. «Он решил, что это соцреалистическое искусство и люди не хотят молиться этим картинам», - говорит Анджей Рудек, житель Хуйнова, возмущенный решением прелата.
Жители собрались и написали письмо против закрашивания крестного пути реставратору памятников в Легнице. Письмо подписало несколько сотен человек. «Большинство из них помнят эти картины с детства. Когда их создавали, некоторые не поехали в отпуск, потому что целые семьи жертвовали деньги на это дело», - говорит Рудек.
Летом прошлого года реставратор памятников из Легницы начал процедуру введения полихромных изображений в реестр памятников искусства. Этому решению воспротивилась курия Легницы, которой подчиняется приход в Хойнуве. Почему? «Искусство соцреализма», - решила епархия.
«И это, собственно, единственный аргумент против внесения картин в реестр. Но формально у них нет ничего общего с соцреализмом», - утверждает Барбара Новак-Обелинда, реставратр памятников из Нижнесилезского воеводства.
В прошлом году министерство культуры дало указание реставратору привести доказательства того, что картины должны быть внесены в реестр. Мнение по этому поводу высказал профессор доктор наук Вальдемар Оконь из Института истории искусства Вроцлавского университета. Он написал, что картины характеризуются «тонким очарованием формалистического искусства с латиноамериканской экспрессией и народным, непрофессиональным, но аутентичным ощущением святости». Петр Врублевски, таким образом, взял пример с латиноамериканских художников - Сикейроса, Риверы и Ороско. Он и сам является автором подобных работ в Мексике.
Воеводский реставратор памятников закончил рассмотрение дела картин в середине января. Они были внесены в реестр памятников. Это решение не принимает легницкая епархия, представитель которой Вальдемар Весоловски утверждает, что курия уже выразила соответствующий протест.
«Пока еще нам не пришли никакие документы, - говорит Барбара Новак-Обелинда, которая считает, что картины уникальны. - На них представлена иконография с жителями Хойнува, которая действительно необыкновенна, не помню, чтобы где-то еще была такая же», - говорит она.
Решению реставратора Нижнесилезского воеводства радуется Анджей Рудек: «Это профессиональное и справедливое поведение. Я думаю, что картины останутся на своем месте. Если курия снова окажется против, то это будет сделано, чтобы не потерять лицо. Они не хотят признать, что совершили ошибку, попытавшись закрасить эти картины. Жители все же молятся перед ними в течение многих лет и они им нравятся», - говорит Рудек.
Если курия выразит протест, то вопрос о том, могут ли остаться картины в костеле, будет рассматривать министр культуры.
Материал предоставлен Польским культурно-деловым центром в Калининграде.
Поделиться в соцсетях