«Евросоюз идет на нас войной»: репортаж RUGRAD.EU c форума Всемирного русского народного собора
14 марта 2015
Сегодня в Калининграде состоялось открытие форума Всемирного русского народного собора (ВРНС). Форум существует с 1993 года, но в Калининграде проходит впервые. Тема мероприятия звучала несколько угрожающе, но вполне себе в духе времени – «Рубежи российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». Обсуждать «рубежи государственности» решили в Драмтеатре. Собственно, это одно из немногих мест в городе, которое может уместить в достойных декорациях всех желающих. Хотя сам театр в этот день мало напоминал сам себя: вместо афиш спектаклей под крышей висели зеленые баннеры форума. На ступеньках вместо привычных пестро одетых посетителей топтались люди в казачьей форме, черных рясах и строгих костюмах, по которым можно было легко узнать сотрудников ФСО.
Наверное, ни одно мероприятие в Калининграде не может похвастаться таким богатым списком гостей, как форум ВРНС. Пришли сюда, что называется, вообще все. Даже люди, которые до этого не были замечены на мероприятиях идеологического характера. Вице-премьеры и министры областного правительства, депутаты Облдумы и городского совета, руководители региональных управлений федеральных служб с невозмутимым видом послушно стояли в очереди к металлоискателям, ожидая, когда сотрудники ФСО пропустят их внутрь. Даже лидер местной ячейки КПРФ Игорь Ревин на время позабыл об идеологических разногласиях с Русской православной церковью, которые, по идее, должны были достаться ему от большевиков и Маркса, и пришел на форум. Были тут и представители других религиозных конфессий. «Это наши братья-мусульмане», – торжественно перешептывались собравшиеся, украдкой бросая взгляды на двух представителей исламской традиции, прогуливающихся по фойе Драмтеатра.
Пока гости не спеша рассаживались в театральных ложах, механический голос из колонок в зале пугал, что пленарное заседание вот-вот начнется и пора бы уже отключить свои мобильные телефоны. Форум, правда, так и не начинался. Даже когда на сцене застыл в ожидании небольшой женский хор, разговоры о нелегких судьбах отечества так и не начались. Впрочем, быстро стало понятно, кого все ждали. В микрофон объявили главу собора – патриарха Кирилла. И томящийся в немом ожидании хор наконец-то грянул.
Первым, впрочем, выступал не глава РПЦ, а губернатор Николай Цуканов. Глава региона пояснил, что собор – это площадка, которая должна объединить людей, пусть и разных идеологических взглядов, но которые все как один переживают за будущее и настоящее страны. Николай Цуканов поблагодарил патриарха от имени жителей области за «отеческую любовь», после чего вручил ему цветы. Форум можно было считать открытым.
Из речей выступающих стало сразу понятно, почему в этот раз для форума выбрали именно Калининградскую область. В сознании спикеров регион – это такой крайний форпост на рубежах России, которому, в случае чего, придется первому принять волну экспансии западных ценностей. Вокруг Калининграда то ли Евросоюз, то ли Евросодом, где давно позабыли и о христианской морали, и о всякой нравственности (и вообще действуют по указке США), а на смену «традиционным ценностям» пришла идеология гедонизма. Но даже в Европе это не всем нравится, а значит, область может быть не только защитным форпостом, но и неким «маяком», который сможет донести до Запада ценности «русского мира».
«Это пространство особого духовного значения, находящееся в постоянном соприкосновении с иными мировоззрениями», – пояснил присутствующим патриарх.
Глава РПЦ также предостерегал калининградцев от излишнего увлечения немецким наследием. «Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, камни и дороги, а люди и ценности, которые они исповедуют. Мы не имеем права забывать, что многие достижения наших предшественников были сопряжены с неприемлемой для нас идеологией. Ее условно можно назвать "натиском на Восток". Она вдохновляла еще крестоносцев, которы
Наверное, ни одно мероприятие в Калининграде не может похвастаться таким богатым списком гостей, как форум ВРНС. Пришли сюда, что называется, вообще все. Даже люди, которые до этого не были замечены на мероприятиях идеологического характера. Вице-премьеры и министры областного правительства, депутаты Облдумы и городского совета, руководители региональных управлений федеральных служб с невозмутимым видом послушно стояли в очереди к металлоискателям, ожидая, когда сотрудники ФСО пропустят их внутрь. Даже лидер местной ячейки КПРФ Игорь Ревин на время позабыл об идеологических разногласиях с Русской православной церковью, которые, по идее, должны были достаться ему от большевиков и Маркса, и пришел на форум. Были тут и представители других религиозных конфессий. «Это наши братья-мусульмане», – торжественно перешептывались собравшиеся, украдкой бросая взгляды на двух представителей исламской традиции, прогуливающихся по фойе Драмтеатра.
Пока гости не спеша рассаживались в театральных ложах, механический голос из колонок в зале пугал, что пленарное заседание вот-вот начнется и пора бы уже отключить свои мобильные телефоны. Форум, правда, так и не начинался. Даже когда на сцене застыл в ожидании небольшой женский хор, разговоры о нелегких судьбах отечества так и не начались. Впрочем, быстро стало понятно, кого все ждали. В микрофон объявили главу собора – патриарха Кирилла. И томящийся в немом ожидании хор наконец-то грянул.
Первым, впрочем, выступал не глава РПЦ, а губернатор Николай Цуканов. Глава региона пояснил, что собор – это площадка, которая должна объединить людей, пусть и разных идеологических взглядов, но которые все как один переживают за будущее и настоящее страны. Николай Цуканов поблагодарил патриарха от имени жителей области за «отеческую любовь», после чего вручил ему цветы. Форум можно было считать открытым.
Из речей выступающих стало сразу понятно, почему в этот раз для форума выбрали именно Калининградскую область. В сознании спикеров регион – это такой крайний форпост на рубежах России, которому, в случае чего, придется первому принять волну экспансии западных ценностей. Вокруг Калининграда то ли Евросоюз, то ли Евросодом, где давно позабыли и о христианской морали, и о всякой нравственности (и вообще действуют по указке США), а на смену «традиционным ценностям» пришла идеология гедонизма. Но даже в Европе это не всем нравится, а значит, область может быть не только защитным форпостом, но и неким «маяком», который сможет донести до Запада ценности «русского мира».
«Это пространство особого духовного значения, находящееся в постоянном соприкосновении с иными мировоззрениями», – пояснил присутствующим патриарх.
Глава РПЦ также предостерегал калининградцев от излишнего увлечения немецким наследием. «Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, камни и дороги, а люди и ценности, которые они исповедуют. Мы не имеем права забывать, что многие достижения наших предшественников были сопряжены с неприемлемой для нас идеологией. Ее условно можно назвать "натиском на Восток". Она вдохновляла еще крестоносцев, которы
е
пришли на поле пред Грюнвальдом и лед Чудского озера. Она является неприемлемой», – отметил патриарх.
Последний раз такая риторика об опасности увлечения немецким наследием и архитектурой звучала во время обсуждений альтернативного проекта по обустройству центра Калининграда. Тогда в условные национал-предатели за вот эти «излишние увлечения» попытались записать команду Александра Попадина и бюро «Сердце города». Пикантности ситуации добавляет тот факт, что сам проект «Сердце города» реализуется при финансовой поддержке областного бюджета. Патриарх, по счастью, то ли про эти дискуссии не знал, то ли просто решил внимание на этом не заострять. А то бы у присутствующих чисто теоретически могли появиться вопросы по поводу патриотизма и самого главы региона.
Выбивался из общей идеологии выступающих только глава города Александр Ярошук, который неожиданно проехался катком по советскому прошлому. Советский период, по словам градоначальника, – это эпоха, когда частная инициатива была под запретом.
«Лучшие, кто способен двигать вперед экономику, науку и культуру, оказывались в жестоких рамках советской системы», – пояснил он. Этот образ мышления люди, по версии Александра Ярошука, не могут в себе изжить до сих пор.
«Мы привыкли считать, что страна нам должна, президент нам должен, губернатор… Даже приходя в храм, мы считаем, что Бог нам должен дать то, что мы просим. Мы привыкли все получать без труда», – отметил он.
Впрочем, тезис про то, что надо хранить русскую культуру, Александр Ярошук тоже вниманием не обошел. Даже пообещал, что в городе может появиться новая площадь – площадь штурма Кенигсберга с новым храмом.
Остальные выступающие в основном все-таки старались держаться общей мысли, что Европа – это давно уже не та Европа, которая была раньше, а Россия, которую здесь называли «государством–цивилизацией», – последний оплот морали и нравственности.
Академик Российской академии наук и советник президента РФ Сергей Глазьев сходу заявил, что «ЕС под руководством США идет на нас войной» и вообще «перешел все моральные границы». «Европейский выбор себя исчерпал», – заявил он.
Помимо идеологии, Глазьев пытался говорить и про экономику. В частности, он заявил, что в Евразийском экономическом союзе не нашлось место особым экономическим зонам.
«Мы защитили особенности Калининградской области, но защитили недостаточно. Тем более, что опыт Калининградской области нам пригодился. Пригодился, когда мы думали об особом экономическом режиме для Крыма», – пояснил он.
Новых сценариев для области, чтобы компенсировать ее географические особенности, по словам Глазьева, немного. Есть концепция игровой зоны и внутреннего оффшора. По словам академика, область вроде бы и может стать некой точкой притяжения для той части Европы, которой в Евросодоме жить не нравится. То есть она может быть не только «очагом духовного сопротивления», а «очагом развития». В вопросе по ОЭЗ его неожиданно поддержал ректор БФУ Андрей Клемешев. По его словам, особая экономическая зона, конечно, позволила Калининграду выжить, но сейчас уже видны ее плюсы и минусы, и нужны новые идеи для понимания того, как региону жить дальше.
Протоирей Всеволод Чаплин видел в области уже не «очаг», а «бастион настоящих европейских ценностей». Кто-то предлагал устроить в Калининградской области фольклорный фестиваль. Дескать, в регионе , где нет своей собственной фольклорной традиции, это получится даже лучше. Про то, что областное министерство культуры уже худо-бедно реализовало такую идею, ежегодно устраивая фестиваль аутентичных культур «Территория мира», участники почему-то почти не вспоминали. Может быть, мероприятие казалось им слишком космополитичным.
Политолог Александр Щипков много говорил о русофобии и ее видах. Его смущало, что есть исламофобия, юдофобия и даже американофобия, но вот русофобии то ли нет, то ли о ней говорят недостаточно.
«Вы задаете вопрос: почему говоря о русофобии, я не привел ни одного конкретного примера? Не процитировал Макаревича или Собчак?», – задался риторическим вопросом политолог. И тут же привел пример: напротив здания Драмтеатра стоит памятник Шиллеру, а памятника генералу Карбышеву в городе до сих пор нет. И это тоже та самая «русофобия».
«До 9 мая у нас еще есть время исправить эту ошибку», – успокоил он собравшихся.
По поводу Калининградской области всегда существовало два более-менее четких сценария: либо это «западная витрина России», «окно в Европу», инструмент, с помощью которого Россия позиционирует себя на Западе, либо укрепрайон, ощетинившийся в сторону Литвы и Польши «Искандерами». Нельзя сказать, что все выступающие поддерживают исключительно второй вариант (патриарх все-таки обозначал, что не надо отгораживаться от Европы), но риторика про «форпосты» и «бастионы» наводит на определенные мысли. Команда Николая Цуканова много говорила о развитии туризма в области. Как этот вектор будет сочетаться с тезисами о Евросодоме представить сложно. В год губернаторских выборов действующий губернатор заполучил себе два глобальных проекта: фестиваль Kubana и «Голосящий КиВиН». Продюсер первого Илья Островский не скрывает, что хотел бы видеть на мероприятии и публику из ближнего зарубежья. Но почему надо зазывать сюда заграничную публику, если там – «Евросодом», прочее моральное разложение, и вообще они на нас идут войной, тоже не совсем понятно. Вполне возможно, что после форума в жизни региона особо ничего и не изменится. Обещали принять какую-то резолюцию, скорректировать ее по итогам круглых столов, а дальше – неизвестность. Но риторика по поводу дальнейшей судьбы области дает уверенный крен в сторону каких-то «форпостов», пусть пока и без «Искандеров». Сложно объяснить людям, которые еще полгода назад предпочитали проводить выходные в соседней Польше, что вокруг Евросодом, но когда-нибудь и это удастся сделать. «Русский мир» показал калининградской идентичности ее возможное будущее, и последней, как кажется, не нашлось, что возразить.
Последний раз такая риторика об опасности увлечения немецким наследием и архитектурой звучала во время обсуждений альтернативного проекта по обустройству центра Калининграда. Тогда в условные национал-предатели за вот эти «излишние увлечения» попытались записать команду Александра Попадина и бюро «Сердце города». Пикантности ситуации добавляет тот факт, что сам проект «Сердце города» реализуется при финансовой поддержке областного бюджета. Патриарх, по счастью, то ли про эти дискуссии не знал, то ли просто решил внимание на этом не заострять. А то бы у присутствующих чисто теоретически могли появиться вопросы по поводу патриотизма и самого главы региона.
Выбивался из общей идеологии выступающих только глава города Александр Ярошук, который неожиданно проехался катком по советскому прошлому. Советский период, по словам градоначальника, – это эпоха, когда частная инициатива была под запретом.
«Лучшие, кто способен двигать вперед экономику, науку и культуру, оказывались в жестоких рамках советской системы», – пояснил он. Этот образ мышления люди, по версии Александра Ярошука, не могут в себе изжить до сих пор.
«Мы привыкли считать, что страна нам должна, президент нам должен, губернатор… Даже приходя в храм, мы считаем, что Бог нам должен дать то, что мы просим. Мы привыкли все получать без труда», – отметил он.
Впрочем, тезис про то, что надо хранить русскую культуру, Александр Ярошук тоже вниманием не обошел. Даже пообещал, что в городе может появиться новая площадь – площадь штурма Кенигсберга с новым храмом.
Остальные выступающие в основном все-таки старались держаться общей мысли, что Европа – это давно уже не та Европа, которая была раньше, а Россия, которую здесь называли «государством–цивилизацией», – последний оплот морали и нравственности.
Академик Российской академии наук и советник президента РФ Сергей Глазьев сходу заявил, что «ЕС под руководством США идет на нас войной» и вообще «перешел все моральные границы». «Европейский выбор себя исчерпал», – заявил он.
Помимо идеологии, Глазьев пытался говорить и про экономику. В частности, он заявил, что в Евразийском экономическом союзе не нашлось место особым экономическим зонам.
«Мы защитили особенности Калининградской области, но защитили недостаточно. Тем более, что опыт Калининградской области нам пригодился. Пригодился, когда мы думали об особом экономическом режиме для Крыма», – пояснил он.
Новых сценариев для области, чтобы компенсировать ее географические особенности, по словам Глазьева, немного. Есть концепция игровой зоны и внутреннего оффшора. По словам академика, область вроде бы и может стать некой точкой притяжения для той части Европы, которой в Евросодоме жить не нравится. То есть она может быть не только «очагом духовного сопротивления», а «очагом развития». В вопросе по ОЭЗ его неожиданно поддержал ректор БФУ Андрей Клемешев. По его словам, особая экономическая зона, конечно, позволила Калининграду выжить, но сейчас уже видны ее плюсы и минусы, и нужны новые идеи для понимания того, как региону жить дальше.
Протоирей Всеволод Чаплин видел в области уже не «очаг», а «бастион настоящих европейских ценностей». Кто-то предлагал устроить в Калининградской области фольклорный фестиваль. Дескать, в регионе , где нет своей собственной фольклорной традиции, это получится даже лучше. Про то, что областное министерство культуры уже худо-бедно реализовало такую идею, ежегодно устраивая фестиваль аутентичных культур «Территория мира», участники почему-то почти не вспоминали. Может быть, мероприятие казалось им слишком космополитичным.
Политолог Александр Щипков много говорил о русофобии и ее видах. Его смущало, что есть исламофобия, юдофобия и даже американофобия, но вот русофобии то ли нет, то ли о ней говорят недостаточно.
«Вы задаете вопрос: почему говоря о русофобии, я не привел ни одного конкретного примера? Не процитировал Макаревича или Собчак?», – задался риторическим вопросом политолог. И тут же привел пример: напротив здания Драмтеатра стоит памятник Шиллеру, а памятника генералу Карбышеву в городе до сих пор нет. И это тоже та самая «русофобия».
«До 9 мая у нас еще есть время исправить эту ошибку», – успокоил он собравшихся.
По поводу Калининградской области всегда существовало два более-менее четких сценария: либо это «западная витрина России», «окно в Европу», инструмент, с помощью которого Россия позиционирует себя на Западе, либо укрепрайон, ощетинившийся в сторону Литвы и Польши «Искандерами». Нельзя сказать, что все выступающие поддерживают исключительно второй вариант (патриарх все-таки обозначал, что не надо отгораживаться от Европы), но риторика про «форпосты» и «бастионы» наводит на определенные мысли. Команда Николая Цуканова много говорила о развитии туризма в области. Как этот вектор будет сочетаться с тезисами о Евросодоме представить сложно. В год губернаторских выборов действующий губернатор заполучил себе два глобальных проекта: фестиваль Kubana и «Голосящий КиВиН». Продюсер первого Илья Островский не скрывает, что хотел бы видеть на мероприятии и публику из ближнего зарубежья. Но почему надо зазывать сюда заграничную публику, если там – «Евросодом», прочее моральное разложение, и вообще они на нас идут войной, тоже не совсем понятно. Вполне возможно, что после форума в жизни региона особо ничего и не изменится. Обещали принять какую-то резолюцию, скорректировать ее по итогам круглых столов, а дальше – неизвестность. Но риторика по поводу дальнейшей судьбы области дает уверенный крен в сторону каких-то «форпостов», пусть пока и без «Искандеров». Сложно объяснить людям, которые еще полгода назад предпочитали проводить выходные в соседней Польше, что вокруг Евросодом, но когда-нибудь и это удастся сделать. «Русский мир» показал калининградской идентичности ее возможное будущее, и последней, как кажется, не нашлось, что возразить.
Текст: Борис Савинков
Фото: gov39.ru, duma39.ru
Поделиться в соцсетях