RuGrad.eu

27 , 14:38
$105,06
+ 1,27
110,49
+ 1,62
25,58
+ 0,45
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Если дело будет совсем швах...»

«Если дело будет совсем швах...»

28 августа 2015
27 августа художественный руководитель Драмтеатра Михаил Андреев дал большую пресс-конференцию. Больше часа он рассказывал о текущем кризисе, какие вызовы он готовит культурному учреждению, и как Драмтеатр будет приспосабливаться к новым условиям. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться, на чём теперь будет экономить театр.

«Только самый ленивый не читает и не понимает того, что происходит в экономической жизни. Экономическое положение сложное. Сложно понять, что зритель будет выбирать. И с точки зрения своего свободного времени, и с точки зрения затрат и материальных вложений», — рассказывает художественный руководитель Драмтеатра Михаил Андреев. Прошлый сезон закончился для культурного учреждения совсем неплохо. 5 лет назад в театре за сезон собиралось около 60 тысяч зрителей. В прошлом году зафиксировали рекордную цифру в 96. Заполняемость зала выросла до 84,7 %. Андреев объясняет, что эти цифры говорят о большинстве спектаклей как об «аншлаговой истории». 5 лет назад театр жил в основном за бюджетные средства. 75 % средств, которыми могло располагать руководство, являлись помощью со стороны правительства области. Только 25 % Драмтеатр зарабатывал сам. Сейчас это соотношения радикально поменялось. В прошлом году театр заработал 41 млн руб. Большая часть суммы — около 37 млн руб. — это деньги, полученные на продаже билетов. Оставшаяся часть суммы — средства, полученные благодаря коммерческим мероприятиям (учреждение время от времени выступает в качестве площадки, арендуемой для концертов, привозных антреприз и даже для корпоративных мероприятий у местных коммерческих структур). Соотношение между собственными средствами и бюджетными вливаниями теперь 54 на 46 в пользу собственного заработка. Расходов у театра тоже много. Андреев жалуется, что только в качестве авторских отчислений он заплатил в прошлом году больше 3 млн руб. «И я тут имею в виду не режиссёров. Основная доля наших доходов уходит на производство спектакля. Она направлена на зрителя, на создание новых спектаклей», — объясняет он.

Кризис грозит для культурного учреждения новыми вызовами и расходами. Андреев рассказывает, что в нынешнем году планировал получить от областного правительства 37 млн руб. Но уже предчувствует, что эта сумма будет на 6 % меньше. Кроме того, дорожает производственная часть спектаклей. Из-за обвала рубля начинают дорожать декорации и прочий производственный материал, который театр использует в постановках.

«Я не уверен, что они будут поступать к нам от местного производителя. И первое, что лежит на поверхности: давайте делать спектакли из одного стола и двух стульев...», — делится опасениями художественный руководитель. Но тут же оговаривается, что ни один художник не позволит себе рисковать качеством из-за стоимости мебели.

Несмотря на увеличение расходной части, цена на билеты остается прежней. В среднем, сейчас стоимость билета варьируется от 150 до 900 рублей. По словам Андреева, учреждение комфортно себя чувствует в этой ценовой категории. «Мы должны сохранить нашего зрителя. Иначе мы не получим этих доходов. В этих цифрах мы можем добиться гораздо большего», — поясняет он.

Сокращение персонала театр тоже не планирует. Михаил Андреев вспоминает, что рекордные сокращения были в IMG_4440.JPGДрамтеатре 5 лет назад (тогда как раз менялось руководство). При Андрееве тогда сократили 50 человек. Худрук рассказывает, что это были дублирующие должности. Сейчас команда работает в оптимальном режиме, и пополнять рынок труда сотрудниками художественного учреждения не планируется. Хотя некоторые функции (тот же клининг) театр сейчас переводит на аутсорсинг.

С точки зрения конкуренции театр находится в достаточно противоречивой ситуации. С одной стороны, он в своей сфере является абсолютным монополистом. Музыкальный театр и небольшие театральные труппы, которые время от времени делают спектакли на небольших площадках, вряд ли воюют с ним за аудиторию. «Мы конкурируем не с театрами», — подтверждает Михаил Андреев, добавляя, что конкурентом для его учреждения является фактически любое публичное мероприятие: от спорта до событийной активности кафе и ресторанов.

Вместо сокращений и увеличения цен обещают «содержательный ребрендинг» и комплекс антикризисных мер. Михаил Андреев рассказывает, что репертуар в новом сезоне будет скорее «зрительским», чем «авторским». Художественный руководитель охотно рассказывает, что они старательно изучали отзывы, работали с респондентами, занимались диагностикой зрительского мнения. «В результате мы получили спектакли, в которых заинтересована большая часть публики», — говорит художественный руководитель.

Большинство зрительского внимания в новом сезоне в результате должно достаться режиссеру Михаилу Салесу. Начнется всё его «Вишневым садом». «Для любого театра эта пьеса имеет принципиальное значение. Труппа должна быть готова к такой работе, должны быть готовы постановщики, художники и актёры», — комментирует Андреев.
Вторым спектаклем в постановке Салеса станет «Поздний роман» по пьесе современного драматурга Надежды Птушкиной. «Это лирическая комедия. Среди нашей публики серьёзное количество женщин среднего возраста. Именно на них это рассчитано», — признается Андреев. Третьей постановкой Салеса станут «Три мушкетера». И это тоже, если разобраться, достаточно понятный и привлекательный для аудитории спектакль.

Второму штатному режиссёру театра — Вячеславу Виттиху — в этом сезоне достанется меньше внимания. Виттиха в контексте местной театральной среды, пусть и достаточно условно, можно отнести к авангарду. Всё-таки ставить «Мастера и Маргариту» в провинциальном театре под песни Земфиры и группы «Сплин» — это некоторый вызов для настроенной консервативно аудитории. В этом сезоне режиссёру, которому когда-то удавалось ставить самые мрачные спектакли («Панночка»), досталась детская сказка «Морозко» и спектакль с рабочим названием «Синее чудовище» по произведению итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци. «Безумно интересная фантазийная вещь», — комментирует Андреев.

Из-за увеличения расходной части на производство спектаклей логичным шагом для Драмтеатра стало сохранение части прошлогодних постановок, которые пользовались наибольшим зрительским интересом. «Те спектакли, которые приносят финансовые ресурсы, будут жить и дальше. Списываться будут те спектакли, которые в экономическом плане приносят убыток», — обещает Андреев. Потом художественный руководитель, поправляясь, говорит, что убытка не было. «Те спектакли, которые выработали свой ресурс», — поясняет он.

Подобная политика вполне могла бы оказаться для Драмтеатра палкой о двух концах. Зависимость от зрительского интереса могла бы превратить театр в филиал «Аншлага», когда бы в репертуаре не было бы ничего, кроме комедий. Андреев тем не менее не считает выбранный курс популистским. Он даже замечает, что в репертуаре осталась постановка Виттиха по Ивану Вырыпаеву «Валентинов день». Этот спектакль художественный руководитель называет «эстетским». «Куни (Рэй Куни — драматург, автор легких, комедийных пьес. — Прим. ред.) — только один. Сегодня для театра это нормально, что есть Куни. Я не боюсь критики. На вкус и цвет товарищей нет. Все жанры хороши, кроме скучного. Сказал не я, но я с этим согласен. Кто-то в театр приходит наряд свой новый показать. Кто-то, наоборот, проявить эпатажность. Кто-то, чтобы время хорошо провести со своим дорогим человеком. Но самое главное, что все приходят за эмоциями», — объясняет он.

К увеличению доли коммерческих мероприятий Михаил Андреев относится пока весьма прохладно и видит в этой ситуации больше рисков, чем выгод. Хотя и соглашается, что это как раз тот путь, который лежит на поверхности. «Это чревато», — замечает он. Художественный руководитель вспоминает, что 5 лет назад он именно так и поступил. Театр в результате начал больше зарабатывать. Но из-за «чужих» мероприятий у Драмтеатра существенно сократилось время, которое он мог бы использовать для репетиций. В результате, как говорит Андреев, далеко не всегда получался 944427f7b1aeeb17018cfe3752ba19e6.jpgкачественный продукт. «Шла некая гонка, актёры задыхались, актёры уставали», — вспоминает он. Кроме того, увеличение коммерческих мероприятий — это ещё и недополученные роли для актеров. Из-за недостатка репетиционного времени актёров не получалось развести по разным спектаклям. Следовательно у некоторых членов труппы уменьшались зарплаты.

Андреев рассказывает и о репутационных рисках для театра. «Коммерсанты — это источник дополнительного дохода. Но это иногда, может быть, и во вред. Иногда портится реноме театра некачественными антрепризными работами. Я не против антрепризы. Я понимаю подход: одно дело — ты деньги зарабатываешь, а другое — ты делаешь полноценную работу. Иногда случается счастье, когда антрепризные работы — потрясающие. Но любому продюсеру важно вложить меньше денег, а заработать больше», — рассказывает он.

Несмотря на эти принципы, Михаил Андреев признаётся, что ситуация может и поменяться. «Если дело будет совсем швах, то, наверное, можно задуматься над этим вопросом. Но на сегодняшний день я считаю, что это плохо», — отмечает он.

В этом году Драмтеатр наконец-то запустит свою малую сцену в рабочем формате. И это одна из тех антикризисных мер, которые культурное учреждение может противопоставить кризису. До этого, как вспоминает художественный руководитель, с ней вечно были какие-то сложности. «Мы, как правило, делали там работы для своего внутреннего развития», — вспоминает он. Сейчас этот проект, по его словам, превратили в «серьёзное дело с нормальными зрительскими местами». Виттих поставит на ней «Пиковую даму», правда, в осовремененной версии. Сцена рассчитана на 120 человек, но Андреев всё равно ждёт от этой истории коммерческого эффекта.

«У меня нет повода, чтобы радоваться, — резюмирует Андреев. — У меня есть повод для того, чтобы задуматься: всё ли мы делаем правильно, куда нужно идти и как нужно двигаться дальше. Если мы ничего нового в течение сезона не придумали, то это оттолкнет нас назад. Поэтому каждый год придумывается что-то совершенно новое… Но успокоиться по цифрам мне не дают те не очень ласковые экономические моменты, которые происходят в нашей жизни».


Текст: Алексей Щеголев


Поделиться в соцсетях