«Два трупа за 18 минут»
22 августа в рамках фестиваля короткометражного кино «Короче» в Калининграде прошел питчинг кинопроектов. Программа защиты была разделена на 2 части:
Short. No Limit — проекты без каких-либо региональных привязок;
Short. Made in Kaliningrad — короткометражки, съемка которых планируется в Калининградской области. Последние министр культуры и туризма региона Андрей Ермак по-прежнему рассматривает в качестве потенциальной нативной рекламы Калининградской области. Но министру пришлось признать, что пока кинопроекты калининградцев не настолько популярны, чтобы выполнять роль нативной рекламы.
«К сожалению, пока ни один из фильмов, произведенных самими калининградцами, не достиг каких-то серьезных высот. Ни в конкурсной программе фестиваля "Короче", ни в других фестивалях», — заявил министр перед началом питчинга.
В конкурсную программы «калининградских» короткометражек вошли 5 проектов. У каждого сценария был шанс получить 500 тыс. руб. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, при помощи каких фильмов могли бы рекламировать Калининградскую область для туристов.
«Агнесс»: нуар, трупы, Кафедральный собор
В качестве эстетического ориентира для фильма «Агнесс» выбран нуарный «Город грехов». Правда, из общего у них скорее только любовь к черно-белой эстетике и детективному сюжету. «Агнесс» — достаточно типичная для местного творческого сообщества попытка найти подходящие сюжеты в кёнигсбергском прошлом, а не в современной истории города. Местами синопсис «Агнесс» напоминает даже не «Город грехов», а перестроечного «Господина оформителя», но это, вероятно, из-за обилия женских персонажей и их фатальной роли в сюжете. «Происходит такая же трагедия, как с Айседорой Дункан», — представляла сюжет авторская группа.
Среди локаций картины — Кафедральный собор и замок Вальдау, а в 18-минутную историю авторы умудрились впихнуть как минимум 2 трупа. «Агнесс», по сути, не самая сложная детективная история, от которой, впрочем, ждут, что она будет держать зрителя в напряжении до самого финала.
Деньги нужны на досъемки, цветокоррекцию, монтаж и другие процедуры, связанные с продакшеном картины. Съемочная группа планирует уложиться в 470–500 тыс. руб. После представления картины жюри интересовало, в какой локации происходит первая сцена с удушением.
«Крышные»: против современных фестивальных тенденций
В отличие от «Агнесс», здесь нет попыток эксплуатации кёнигсбергского прошлого. Теоретически те события, которые описываются в 15-минутном мюзикле, могли бы произойти в любом из городов РФ. Есть изъеденный бытовухой слесарь из ЖЭКа с нераскрывшимся творческим потенциалом. Есть странные музыканты-бродяги, шастающие по крышам и практикующие игру на телевизионных антеннах. Слесарю эти антенны надо срезать. На этом фоне и завязывается знакомство, где будет место и моральной ломке, и предательству, и мистическому полету, который наверняка что-то символизирует.
«Для своего проекта мы выбрали именно Калининград и его крыши, потому что только это место может создать ощущение магического реализма и городской сказки» , — заявила во время питчинга продюсер фильма.
Авторы фактически пытаются противопоставлять «Крышных» современным фестивальным тенденциям: как настаивала продюсер картины, там мода на «мрачное и депрессивное кино, а мюзикл-короткометражка, напротив, «проект добрый и светлый». В перспективе из короткометражки можно сделать полноценный полный метр.
Министру культуры и туризма Андрею Ермаку хотелось бы видеть в мюзикле больше локального. «Калининград мы выбрали именно эстетически. В теории это могло бы происходить в любом городе. Но такое воплощение волшебства, такая реализация [возможна] только в Калининграде...», — представляли картину.
Впрочем, пока не очень понятно, насколько важными для съемочной группы окажутся калининградские локации. Тизер короткометражки нарезали из западной классики.
Такое вольное цитирование «оскароносных картин» у жюри понимания не нашло. «Это московские актеры. Когда с ними договариваешься, уже надо иметь какие-то деньги за спиной, чтобы точно снимать», — попыталась объяснить отсутствие собственного материала авторская группа. Вся смета мюзикла — 500 тыс. руб.
Авторам в результате указали, что сценарий требует «серьезной доработки» в плане диалогов и характеристик главного героя, и попросили больше не употреблять выражение «доброе и светлое кино».
«На берегу»: притащить в регион Скандинавию
«На берегу» — очередная попытка снять в Калининградской области черную комедию с аллюзиями на скандинавский сериал «Мост». В сценарии снова фигурирует труп (правда, с ним не всё так однозначно, и в какой-то момент этот «труп», к ужасу других персонажей, даже начнет крепко стоять на своих двоих). Фальшивкой окажется не только «покойник», но и другие элементы сконструированные режиссером реальности, из-за чего сценарий начинает куда больше напоминать триллер времен конца 1990-х «Игра» с Майклом Дугласом, нежели всю эту новую детективную школу из Скандинавских стран.
Авторская группа утверждала, что на создание сценария «На берегу» их вдохновила Калининградская область с ее уникальной природой, но, по сути, в синопсисе никакие локации, кроме морского берега, не выделяются. А сюжет настолько универсальный и не привязан к местности, что «На берегу» можно с легкостью адаптировать хоть под Ростов, хоть под Краснодар, вырезав кадры с морем.
Бюджет короткометражки оценивается в 600 тыс. руб., но это при условии, что большая часть съемочной группы будет работать фактически бесплатно.
«Охота»: воскрешение корпоративного кино 1990-х
Авантюрная комедия «Охота» хронометражем в 17–20 минут будет стоить, по предварительным расчетам, 1,5 млн руб. Главная героиня проводит свободное время в процессе охоты на потенциальных богатых женихов. Погоня за состоятельным вдовцом приводит ее в немецкий замок, но выясняется, что вдовец-то никакой не вдовец. Собственно, именно из-за замка Калининградскую область и выбрали в качестве площадки для очередной попытки переосмысления «Сердцеедки» из начала «нулевых». «Калининградская область — это единственное место в России, где можно снять Германию, не выезжая за пределы РФ», — представляла проект съемочная группа.
Бюджет короткометражки оценили в 1,5 млн руб. В качестве актеров в «Охоте» планируют использовать местные театральные труппы, а для саундтрека вспомнили о группе «ДжаниRaдари» (группа отметилась во второй половине «нулевых» совместной песней с Павлом Волей для «Самого лучшего фильма»). В результате авторской группе указали, что всё это похоже на «корпоративное кино 1990-х» и посоветовали сценарий для комедии так, «чтобы было понятно, где смеяться», и посоветовали привлечь в качестве сопродюсеров сервис знакомств Tinder.
«Флешмоб»: «Позвони родителям» за 500 тыс. руб.
«Флешмоб» — насквозь моралистическая картина примерно с таким же посылом, как и у социальной рекламы «Позвони родителям». Если в 1990-е для такого простенького назидательного месседжа вполне хватало пары минут, то создателям «Флешмоба» потребовалось все 15 минут и 500 тыс. руб. в качестве бюджета. В сценарии фигурировал «мобильник любви» и флешмоб, через который главной героине удалось почувствовать боль потери близкого человека.
Во время защиты авторы сетовали, что современный кинематограф «утрачивает свои назидательные функции». Калининград в качестве локации выбрали, видимо, в первую очередь из-за места прописки съемочной группы (все местные). Никаких сцен, которые как-то индивидуализировали бы город, за время защиты озвучены не были.
Жюри указало на сходство игрового фильма с социальной рекламой, а такая история, как флешмоб, — это уже не модно среди молодежи. Модно снимать ролики в TikTok.
«Моя сладкая Эн»: Балтийского моря не существует
Киберпанковский ромком «Моя сладкая Эн» был представлен за рамками конкурсной программы. В декабре прошлого года авторы выиграли 500 тыс. руб. на свою картину. Фильм сняли, но нужен еще 1 млн руб. на компьютерную графику. Жюри, впрочем, посчитало, что 2 гранта для картины — «слишком жирно», и «Мою сладкую Эн» отправили во внеконкорсную программу. Хотя сценарий калининградского киберпанка, по сравнению с потенциальными конкурентами, смотрелся достаточно убедительно.
«Моя сладкая Эн» в каком-то смысле наследует слегка наивной фантастике 1980-х, а манерой ставить перед героями экзистенциальные вопросы короткометражка и вовсе отсылает к Филиппу Дику. В мире калининградского киберпанка фальшивкой может оказаться почти что угодно: девушка оказывается киборгом, а Балтийское море — проекцией. Авторы видят возможность создать на основе короткометражки сериал про Калининград будущего под названием «Сектор 39».
После трейлера жюри в основном интересовало, есть ли в фильме секс с киборгами. Но выяснилось, что от откровенных сцен все-таки решили отказаться.
Как сообщили RUGRAD.EU в оргкомитете фестиваля «Короче», ни один из фильмов, представленных в данной конкурсной программе, финансирования не получил.
Текст: Эдуард Савенко
Фото: moviestart.ru, RUGRAD.EU
Поделиться в соцсетях