RuGrad.eu

18 , 07:36
$97,15
-0,11
105,76
-0,33
24,42
-0,22
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Диалоги о кино»

«Диалоги о кино»

12 июля 2024

В Светлогорске прошел II Форум регионального кинематографа «Новый вектор». Калининградскую область вновь назвали одним из самых динамично развивающихся регионов в сфере кино.


8 июля в Светлогорске стартовал II Форум регионального кинематографа «Новый вектор». В Калининградскую область съехались около 200 участников из 30 регионов страны. В программе форума прогшли не только обсуждения, но и мастер-классы для актеров, образовательные сессии для представителей кинокомиссий, творческие встречи, а также показы фильмов 17 региональных студий.

«Наш форум — это возможность диалога. Именно поэтому мы приглашаем сюда и представителей власти, и кинематографистов, и журналистов. Это та площадка, на которой мы честно можем обо всем говорить. Это не какие-то отчетно-выборные доклады о том, как здорово, как мы тут хорошо всё сделали. Нет, здесь люди делятся какими-то проблемами, которые они не могут решить в одиночку, пытаются узнать, как решают эти вопросы коллеги из других регионов», — отметила киновед и председатель совета Фонда поддержки регионального кинематографа Лариса Солоницына.

В 2023 году российские регионы выделили кинопроизводителям 279,1 млн руб. рибейтов. Лидерами по объему субсидий стали Краснодарский край (46 млн руб.), ХМАО (44,6 млн руб.), Новгородская (40 млн руб.), Свердловская (22,5 млн руб.) и Калининградская (21,8 млн руб.) области. В текущем году власти Калининградской области намерены увеличить общую сумму рибейтов до 50 млн руб.

На поддержку конкретно региональных киностудий в России было потрачено 103 млн руб. Из них 50 млн руб. составил грант главы Башкортостана. В минувшем году федеральные власти поддержали 4 из 70 заявленных региональных проектов. «Мы говорим о фильмах, которые, во-первых, созданы на местной мифологии, на местном сценарном материале, драматургии. Во-вторых, режиссер региональный. Ну и целевое ядро — региональный зритель. Мы не говорим о том, что фильм только для регионального проката или для одного региона. Нет, это безусловно для федерального проката, но фильм, сценарий основан на региональной мифологии. Поэтому такая градация. 4 проекта — мне кажется, это очень здорово», — считает руководитель форума «Новый вектор» Дмитрий Якунин.

Директор АНО «Фестивальная дирекция» и заместитель председателя Кинокомиссии Калининградской области Ольга Акопова рассказала о том, что одним из ключевых факторов эффективного развития кино в регионах является деятельность кинокомиссий. В ходе наглядного представления системы рибейтов, на сцену вынесли пакеты, символизирующие количество финансовых субсидий, которые Калининградская область выплатила производителям за последние семь лет, – 273 млн руб. Затем были так же представлены средства, которые кинематографисты оставили за семь лет в регионе, что в 4,8 раза больше выплаченных Кинокомиссией субсидий. 

«У нас были разные подходы, как нам усилить кинокомиссию. На мой взгляд, самым ключевым элементом все-таки являются люди и специалисты. Какие бы ни были возможности, какие бы объемы компенсации ни предоставлял тот или иной регион, но если у вас не будет на местах второго состава, то очень сложно продюсеру понять смысл такой экспедиции. Первым, чем нужно озадачиться, это формирование второго состава и организация той базы специалистов, которые останутся на территории региона и будут работать», – подчеркнула Ольга Акопова.



Локальный потенциал 

Выступая на пленарном заседании форума, одной из главных современных тенденций Якунин назвал выход фильмов региональных студий в федеральный прокат. В прошлом году хорошие кассовые сборы показали 6 локальных проектов: «Карина», «Испытание аулом», «Дух Байкала», «Айта», «Там, где танцуют стерхи» и «Лоокуут уонна Ньургуhун». 

«Порядка 15 якутских фильмов, только якутских, были презентованы недавно на кинорынке. Есть фильмы бурятские, есть фильмы, которые снимаются и в Новосибирске, и в других регионах. Это всё фильмы нашей большой страны. Я уверен, что даже без ухода голливудских мейджоров, у этих фильмов был бы большой потенциал для федерального проката. И очень здорово, что вся страна смотрит фильмы региональных киностудий», — подчеркнул глава форума. Он также выделил ряд актуальных для региональных студий проблем: это нехватка кадров, недостаток образовательных программ, слабая техническая база, отсутствие постоянного финансирования, каналов дистрибуции и поддержки девелопмента. 



«Свердловская киностудия» решает проблему проката своими силами. Кинокартины здесь производятся совместно с крупными онлайн-платформами, что позволяет привлекать топовых артистов. «Это является одним из условий для того, чтобы получить софинансирование, и для того, чтобы картина всё-таки увидела широкий прокат. Для нас очень важно, чтобы картины «Свердловской киностудии» увидели как можно больше людей, и они были в широком прокате», — отметил генеральный директор «Свердловской киностудии» Виктор Шадрин

Директор института киноиндустрии Сибирского федерального университета Василий Нелюбин добавил, что кинопроизводители часто сталкиваются со сложностями при поиске сценариев. «Ни для кого не секрет, что сейчас сценарии — это очень большая проблема. Их мало. Всё, что есть, очень дорого, и это объективно», — заявил он. 

С Нелюбиным соглашается и итальянский продюсер, президент международной кинокомпании «Пересвет-Таури» Анжело Сконда. «Русское кино очень артистично. Мы видели профессиональных людей, великолепные технологии. Но нужно менять и улучшать монтаж. И второй пункт — недостаток хороших сценариев. Нужны хорошие сценарии и люди, которые пишут эти сценарии. Следующий фильм, который мы будем сейчас снимать, — итальянско-русский. Сценарий писал итальянец, и с помощью этого проекта мы хотим объединить культуру России и Италии», — говорит Сконда.




«Начинать с терминологии»

Директор национального открытого чемпионата творческих компетенций «ArtMasters» Борислав Володин также обратил внимание на нехватку в отрасли кадров. «С одной стороны, мы переживаем самый низкий уровень безработицы. С другой стороны, всё равно есть кадровый голод. Поэтому в рамках развития чемпионата у нас возникла идея создать проект «ArtMasters — регионы», который был бы направлен на то, чтобы выявлять вот этих самых молодых и талантливых ребят. <...> Мы хотим создать 8 федеральных команд, которые бы включали в себя 6 специалистов: режиссер монтажа, оператор, сценарист, звукорежиссер, продюсер и композитор. Это, по сути, те 6 специальностей основных, которые создают команду проекта», — рассказал он. По мнению Володина, в регионах необходимо работать с оттоком молодежи. «Наша боль заключается в том, что не все ребята, которые возвращаются обратно в свои регионы, могут себя полностью реализовать, хотя в общем-то на это есть спрос», — добавил руководитель «ArtMasters» .

Председатель совета ФПРК Лариса Солоницына полагает, что в России не хватает образовательных программ как для кинематографистов, так и для зрителей. Особенно актуален этот тезис для документального кино. «Мне кажется, что это общее звено, это дорога с двусторонним движением. С одной стороны, мы должны работать с кинематографистами в регионах, чтобы повышать уровень, в частности, документального кино. С другой стороны, мы должны прилагать усилия, чтобы создавать более осознанную аудиторию, способную воспринимать и документальное кино», — подчеркнула Солоницына.



В 2025 году Фонд поддержки регионального кино планирует создать в каждом федеральном округе мастерские для работы с молодыми специалистами еще до момента подачи заявок на конкурсы. «Мы столкнулись с тем, что начинать, возможно, нужно даже с терминологии. Есть кинематографисты, которые не видят разницы между синопсисом и режиссерской экспликацией, например. Даже с таких простых вещей нужно начинать разговор, ну и заканчивая какими-то более сложными производственными вопросами», — объяснила председатель совета.

«У актеров в регионах нет понимания, как играть в кино. Даже если у них в дипломе написано «актер театра и кино», в основном это актер театра», — поддержала ее соучредитель и глава Гильдии кастинг-директоров Маргарита Ленских. Она добавила, что часто артисты не знают, что такое киновизитка и как записывать самопробы.

С сентября этого года Гильдия кастинг-директоров запускает на базе ВГИКа первый профессиональный курс кастинг-директоров. Маргарита Ленских отметила, что региональные специалисты не всегда имеют требуемый для подбора артистов опыт. Зачастую в регионах нет и единого агентства, которое могло бы представлять интересы артистов на местах.

Кроме того, кинопроизводители сталкиваются с отсутствием специалистов второго состава. «Весь второй состав нужно везти или из Москвы, или из Санкт-Петербурга, что очень сильно влияет на бюджет. Поэтому нами было принято решение открыть школу второго состава при "Свердловской киностудии". Она работает уже пятый год, и сейчас у нас уже более 200 выпускников. 30 % съемочной команды, которая работает над нашими картинами, — это выпускники нашей школы», — рассказал генеральный директор «Свердловской киностудии» Виктор Шадрин. 

  

***

По мнению художественного руководителя студии «Сахафильм» Алексея Романова, успех региональных киноиндустрий складывается из системного развития технологий, грамотной кадровой политики и поддержки властей. Также играют роль местные традиции, культура и история.

«Мне кажется, надо всегда исходить от традиционных ценностей, которые имеются в данном регионе. Если взять советское кино, например, «Живет такой парень» Шукшина, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского или других наших мастеров, которые действительно создавали советское кино, то сегодня мы, по-моему, в этом плане что-то потеряли. А вот если взять якутское кино и зарождающееся алтайское кино, они именно исходят от своего культурного кода, и это дает им создавать нечто самобытное и ни на кого не похожее. Это всегда и везде отмечается», — резюмировал Романов. 

«Калининградская область — один из самых динамично развивающихся регионов в сфере кино. <...> Вы видите огромное количество профессионалов, которые к нам приезжают. И это здорово, потому что они, во-первых, подсматривают здесь для себя новые идеи, а во-вторых, договариваются о новых проектах, многие из которых будут реализованы у нас в регионе. Я пока сейчас шел от машины сюда, мне уже сказали о двух новых проектах, которые планируются в регионе. А я тут ровно 5 минут. Поэтому я думаю, к концу форума будет очень много интересных новостей», — подытожил министр культуры и туризма Андрей Ермак.


Текст: Марина Кошечкина
Фото: АНО «Фестивальная дирекция», sakhafilm.ru, sverdlovskfilmstudio.com


«Янтарная жила киноиндустрии: за что кинопроизводители любят Калининградскую область»: спецпроект RUGRAD


Поделиться в соцсетях