«Чувства людей это задевать не должно»: организатор вечеринок «Ельцин Rave» об оскорбительных образах и президенте
4 марта 2016
В конце февраля в региональное управление антимонопольной службы поступили две жалобы на рекламные афиши нескольких ночных клубов Калининграда. Речь шла об использовании в рекламе «оскорбительных образов». Подобные дела не так часто встречаются в практике местного антимонопольного управления, однако определённый опыт работы с подобными делами в УФАС имеется. Даже есть вынесенные решения.
История с клубом Platinum стандартна. 21 февраля в клубе выступала Катя Самбука со своим «эротическим перформансом». Учитывая, что её шоу сложно назвать целомудренным, афиши получились очень откровенными: полуобнажённая девушка в нижнем белье и в коленно-локтевой позе. Надпись гласила, что это «неприличный подарок сильной половине Калининграда». Заявитель предположил, что такой плакат оскорбляет «истинных защитников Отечества». Эротические образы в рекламе — это, как правило, главная болевая точка для некоторых социальных слоев, но УФАС часто даже не возбуждает дела по результатам проверок таких жалоб. Дело в том, что ведомство проводит на своём сайте опросы, и большинство респондентов признают, что реклама никаких оскорблений не несёт (56 % опрошенных признали анонс выступления Кати Самбуки вполне безобидным).
Случай клуба «Рафинад» может стать прецедентом. Речь идёт о рекламе вечеринок из серии «Ельцин Rave» — гротескного техномаскарада, где посетители примеряли картонные маски с Гитлером и Горбачевым. На афише клуба был изображен первый президент РФ, но в женском платье, колготках, туфлях на каблуке и бутылкой водки. Кто-то из горожан посчитал, что такое использование образа бывшего главы государства — это тоже «оскорбление». Сейчас у «Рафинада» в опросе — минимальное преимущество всего в 14 голосов. Афиша RUGRAD.EU пообщалась с Павлом, который придумал серию этих вечеринок, и выяснила, почему образ Ельцина — это главная сатира на современную российскую действительность и как оказалось, что первый президент РФ гораздо веселее второго.
«Серия вечеринок «Ельцин Rave» появилась в 2013 году совершенно спонтанно. Мы думали над концептом: основная её суть была как сатира, как карикатура на то, что происходит вокруг. Мы просто высмеивали всю суету, парадоксальные и иррациональные друг другу вещи. Даже нынешняя ситуация, которая с Ельциным сложилась, усилила эту сатиру. Повсеместно происходит дикая … [ерунда]: начиная с людей и заканчивая тем, что происходит в правительстве. Дурной вкус, культурная необогащенность — мы вот это всё высмеивали. Ельцин — это просто карикатура.
Ельцин зарекомендовал себя как символ дурного вкуса. Как так получилось, что «Ельцин Rave» мы всегда делали в начале января? Начало января — это типичный алкогольный марафон у среднестатистического россиянина. Ельцин у меня однозначно ассоциировался с январскими праздниками (если смотреть на его классический образ).
Таких исторических персонажей, как Ельцин (он одновременно был и президентом, и занимался вот такой дичью: вмещал в себя вещи невместимые), больше не было. Он сам по себе ходячая карикатура. Я примерно всё про Ельцина помню. Но в основном [помню его] по кусочкам из роликов: как он радовался, когда его на второй срок переизбрали, как он употреблял алкогольные напитки, как он руководил оркестром.
Однозначного ответа тут не дать: положительным он был героем или отрицательным. Тут нужно глубочайший анализ проводить, и всё зависит от того, как вопрос ставить.
С политикой это я перемешивать не хотел. Ельцин олицетворяет саму парадоксальность. Если посмотреть на саму русскую ментальность. Если взять среднюю выборку, то связь очевидная: всё делается на ...[пофигизме], всё делается на... [абы как], всё происходит на авось и прочее. А он был главный … [пофигист] в стране.
Первая и вторая вечеринки были поскромнее. Первая как опыт: мы даже не ожидали, что что-то такое получится. Просто хотели сделать техновечеринку как небольшую карикатуру. Наверняка, были у кого-то вопросы, а почему «Ельцин Rave»? Но чтобы мне их конкретно задавали — я не припоминаю. Единственно, уборщица «Рафинада» у меня всё время спрашивала, почему «Ельцин Rave»? Не помню, как тогда администрация клуба отреагировала, но последний раз они уже сами позвонили и предложили «Ельцин Rave» сделать. В этот раз меня даже спросили: «А в этот раз к нам никто не придёт за эту афишу?» Я ответил: «Да ладно, уже выехали, расслабьтесь».
Первый плакат, я помню, я нашел в сети чей-то набросок Ельцина и вырезал. Но там вполне корректно было: Ельцин в пиджачке и ч/б цвете. Второй тоже из сети взял: но там у Ельцина уже образ был, он по-моему в шкуре медведя был. Третий плакат (за который уже «попали») я просил на заказ сделать: вот именно где он в платьишке, всё такое... Почему платье, колготки? А почему бы и нет? Я сильно не задумывался по поводу этой вечеринки. Просто попросил нарисовать какого-то трэшового Ельцина. Закинул идей: возможно, бутылка водки, возможно, платье. Результатом был вполне доволен.
Как появились на вечеринках маски Горбачева и Гитлера? Наверняка, это появилось каким-то вечером: просто сидел дома, мысль пришла в голову, и я нарезал различных лиц. Это просто вписывалось в контекст вечеринки. Я выбирал те выражения лиц, где они довольно забавно выглядели. Это гиперболизировало атмосферу. Я, если не ошибаюсь, это делал специально для людей, которые поленились в костюмах прийти. Чтобы они хотя бы маски надели. Почему настолько разные по политическим взглядам персонажей собрали вместе? В этом-то и есть парадоксальность. Мы высмеиваем всё это дело. Высмеиваем не для того, чтобы кого-то унизить или оскорбить, а просто высмеиваем. Высмеиваем не по-злому.
Конечно, я мог предположить, что образ Ельцина окажется для кого-то оскорбительным. Мы и со Сталиным делали [вечеринки]. По такой логике до доброй половины моих афиш можно...[докопаться]. Можно в [пропаганде] мужеложства меня обвинить [или] за использование авторских прав... На одной афише у меня были дети, а внизу маленькая пробка с надписью «пиво». Мой партнёр по организации, помню, параноил: «Да нас придут "принимать" чуваки!» «Чувак, успокойся!»
В основном чуваки, [которых оскорбила афиша], руководствуются тем, что этот персонаж умер: его в живых нет, а мы высмеиваем. Но какая-то часть тем, что «это всё-таки был президент». Ну кто как воспринимает... Если отбросить всё, смотреть только на политический контент, то для человека, который суть вечеринки не понимает (я на самом деле и сам её до конца не понимаю), для человека со стороны, который увидел постер, конечно, могут возникнуть гневные чувства. Якобы люди решили себя порекламировать за счёт умершего, который ещё и президентом был, а это совсем плохо.
Чтобы я мог таким людям посоветовать? А ничего. Бесполезно. Смысл им объяснять? Думаешь, они будут вникать в суть вечеринок? Конечно, нет. Люди, которые сразу это увидели и не улыбнулись, значит, им эта вечеринка, с вероятностью в 99 %, побоку. Считаю, что диалог с ними вести бесполезно.
Конечно, Ельцин — это не икона. Я и не говорил, что над ним глумиться нельзя. Но в силу каких-то конформистских устоев, у людей (по дефолту) такое мнение. Конечно, я вижу в этом конформизм и псевдопатриотизм: вот, нашего дорогого президента... Сейчас же псевдокульт Ельцина пошёл: всякие музеи... Конечно, первое лицо государства оскорбили, самого первого президента.
Чувства людей, которые врубаются, это задевать не должно. Вообще, это не должно задевать ничьи чувства, если хотя бы чуть-чуть глубже посмотреть. Я это и не пытался никогда сделать.
Табу у меня, наверное, нет. Нет, если всё множество образов перебрать, оно по-любому найдётся. А так я никакого табу не вижу. Понятно, что я Гитлера не буду помещать на афишу, потому что у заведения сразу же траблы начнутся.
Исход голосования [на сайте УФАС] сейчас не совсем понятен. Мне очень странно, что всё это началось спустя 2 месяца. Почему в предыдущие годы никаких претензий не было? Если смотреть на это формально, с совсем заземлённой логикой, то можно и к двум первым афишам ...[докопаться]. Да, там не было Ельцина в платье. Но ты же можешь интерпретировать это не как платье, а как какую-нибудь ночную рубашку. Все мы мы носим какие-то пижамы, когда спать ложимся.
Вообще, очень смешно, что ...[пристали] по поводу этого постера. Ведь [в интернете] постят множество картинок с тем же Ельциным ещё и пожестче. Чуваки в сети не серфят и не следят за тем, что происходит.
Если плакат с Ельциным признают оскорбительным, то кого бы я нашёл на его замену? Так бы и остался «Ельцин Rave», если будем вообще его делать. Если будем, то точно «Ельцина» будем делать. Мне кажется, что после этих это будет только круче и интересней. «Путин Rave»? Нет. Путин таких весёлых штук, как Ельцин, не творил. Он достаточно скучный в этом плане персонаж».
Текст: Алексей Щёголев
Фото предоставлено собеседником. Принтскрин — с сайта регионального УФАС
История с клубом Platinum стандартна. 21 февраля в клубе выступала Катя Самбука со своим «эротическим перформансом». Учитывая, что её шоу сложно назвать целомудренным, афиши получились очень откровенными: полуобнажённая девушка в нижнем белье и в коленно-локтевой позе. Надпись гласила, что это «неприличный подарок сильной половине Калининграда». Заявитель предположил, что такой плакат оскорбляет «истинных защитников Отечества». Эротические образы в рекламе — это, как правило, главная болевая точка для некоторых социальных слоев, но УФАС часто даже не возбуждает дела по результатам проверок таких жалоб. Дело в том, что ведомство проводит на своём сайте опросы, и большинство респондентов признают, что реклама никаких оскорблений не несёт (56 % опрошенных признали анонс выступления Кати Самбуки вполне безобидным).
Случай клуба «Рафинад» может стать прецедентом. Речь идёт о рекламе вечеринок из серии «Ельцин Rave» — гротескного техномаскарада, где посетители примеряли картонные маски с Гитлером и Горбачевым. На афише клуба был изображен первый президент РФ, но в женском платье, колготках, туфлях на каблуке и бутылкой водки. Кто-то из горожан посчитал, что такое использование образа бывшего главы государства — это тоже «оскорбление». Сейчас у «Рафинада» в опросе — минимальное преимущество всего в 14 голосов. Афиша RUGRAD.EU пообщалась с Павлом, который придумал серию этих вечеринок, и выяснила, почему образ Ельцина — это главная сатира на современную российскую действительность и как оказалось, что первый президент РФ гораздо веселее второго.
«Серия вечеринок «Ельцин Rave» появилась в 2013 году совершенно спонтанно. Мы думали над концептом: основная её суть была как сатира, как карикатура на то, что происходит вокруг. Мы просто высмеивали всю суету, парадоксальные и иррациональные друг другу вещи. Даже нынешняя ситуация, которая с Ельциным сложилась, усилила эту сатиру. Повсеместно происходит дикая … [ерунда]: начиная с людей и заканчивая тем, что происходит в правительстве. Дурной вкус, культурная необогащенность — мы вот это всё высмеивали. Ельцин — это просто карикатура.
Ельцин зарекомендовал себя как символ дурного вкуса. Как так получилось, что «Ельцин Rave» мы всегда делали в начале января? Начало января — это типичный алкогольный марафон у среднестатистического россиянина. Ельцин у меня однозначно ассоциировался с январскими праздниками (если смотреть на его классический образ).
Таких исторических персонажей, как Ельцин (он одновременно был и президентом, и занимался вот такой дичью: вмещал в себя вещи невместимые), больше не было. Он сам по себе ходячая карикатура. Я примерно всё про Ельцина помню. Но в основном [помню его] по кусочкам из роликов: как он радовался, когда его на второй срок переизбрали, как он употреблял алкогольные напитки, как он руководил оркестром.
Однозначного ответа тут не дать: положительным он был героем или отрицательным. Тут нужно глубочайший анализ проводить, и всё зависит от того, как вопрос ставить.
С политикой это я перемешивать не хотел. Ельцин олицетворяет саму парадоксальность. Если посмотреть на саму русскую ментальность. Если взять среднюю выборку, то связь очевидная: всё делается на ...[пофигизме], всё делается на... [абы как], всё происходит на авось и прочее. А он был главный … [пофигист] в стране.
Первая и вторая вечеринки были поскромнее. Первая как опыт: мы даже не ожидали, что что-то такое получится. Просто хотели сделать техновечеринку как небольшую карикатуру. Наверняка, были у кого-то вопросы, а почему «Ельцин Rave»? Но чтобы мне их конкретно задавали — я не припоминаю. Единственно, уборщица «Рафинада» у меня всё время спрашивала, почему «Ельцин Rave»? Не помню, как тогда администрация клуба отреагировала, но последний раз они уже сами позвонили и предложили «Ельцин Rave» сделать. В этот раз меня даже спросили: «А в этот раз к нам никто не придёт за эту афишу?» Я ответил: «Да ладно, уже выехали, расслабьтесь».
Первый плакат, я помню, я нашел в сети чей-то набросок Ельцина и вырезал. Но там вполне корректно было: Ельцин в пиджачке и ч/б цвете. Второй тоже из сети взял: но там у Ельцина уже образ был, он по-моему в шкуре медведя был. Третий плакат (за который уже «попали») я просил на заказ сделать: вот именно где он в платьишке, всё такое... Почему платье, колготки? А почему бы и нет? Я сильно не задумывался по поводу этой вечеринки. Просто попросил нарисовать какого-то трэшового Ельцина. Закинул идей: возможно, бутылка водки, возможно, платье. Результатом был вполне доволен.
Как появились на вечеринках маски Горбачева и Гитлера? Наверняка, это появилось каким-то вечером: просто сидел дома, мысль пришла в голову, и я нарезал различных лиц. Это просто вписывалось в контекст вечеринки. Я выбирал те выражения лиц, где они довольно забавно выглядели. Это гиперболизировало атмосферу. Я, если не ошибаюсь, это делал специально для людей, которые поленились в костюмах прийти. Чтобы они хотя бы маски надели. Почему настолько разные по политическим взглядам персонажей собрали вместе? В этом-то и есть парадоксальность. Мы высмеиваем всё это дело. Высмеиваем не для того, чтобы кого-то унизить или оскорбить, а просто высмеиваем. Высмеиваем не по-злому.
Конечно, я мог предположить, что образ Ельцина окажется для кого-то оскорбительным. Мы и со Сталиным делали [вечеринки]. По такой логике до доброй половины моих афиш можно...[докопаться]. Можно в [пропаганде] мужеложства меня обвинить [или] за использование авторских прав... На одной афише у меня были дети, а внизу маленькая пробка с надписью «пиво». Мой партнёр по организации, помню, параноил: «Да нас придут "принимать" чуваки!» «Чувак, успокойся!»
В основном чуваки, [которых оскорбила афиша], руководствуются тем, что этот персонаж умер: его в живых нет, а мы высмеиваем. Но какая-то часть тем, что «это всё-таки был президент». Ну кто как воспринимает... Если отбросить всё, смотреть только на политический контент, то для человека, который суть вечеринки не понимает (я на самом деле и сам её до конца не понимаю), для человека со стороны, который увидел постер, конечно, могут возникнуть гневные чувства. Якобы люди решили себя порекламировать за счёт умершего, который ещё и президентом был, а это совсем плохо.
Чтобы я мог таким людям посоветовать? А ничего. Бесполезно. Смысл им объяснять? Думаешь, они будут вникать в суть вечеринок? Конечно, нет. Люди, которые сразу это увидели и не улыбнулись, значит, им эта вечеринка, с вероятностью в 99 %, побоку. Считаю, что диалог с ними вести бесполезно.
Конечно, Ельцин — это не икона. Я и не говорил, что над ним глумиться нельзя. Но в силу каких-то конформистских устоев, у людей (по дефолту) такое мнение. Конечно, я вижу в этом конформизм и псевдопатриотизм: вот, нашего дорогого президента... Сейчас же псевдокульт Ельцина пошёл: всякие музеи... Конечно, первое лицо государства оскорбили, самого первого президента.
Чувства людей, которые врубаются, это задевать не должно. Вообще, это не должно задевать ничьи чувства, если хотя бы чуть-чуть глубже посмотреть. Я это и не пытался никогда сделать.
Табу у меня, наверное, нет. Нет, если всё множество образов перебрать, оно по-любому найдётся. А так я никакого табу не вижу. Понятно, что я Гитлера не буду помещать на афишу, потому что у заведения сразу же траблы начнутся.
Исход голосования [на сайте УФАС] сейчас не совсем понятен. Мне очень странно, что всё это началось спустя 2 месяца. Почему в предыдущие годы никаких претензий не было? Если смотреть на это формально, с совсем заземлённой логикой, то можно и к двум первым афишам ...[докопаться]. Да, там не было Ельцина в платье. Но ты же можешь интерпретировать это не как платье, а как какую-нибудь ночную рубашку. Все мы мы носим какие-то пижамы, когда спать ложимся.
Вообще, очень смешно, что ...[пристали] по поводу этого постера. Ведь [в интернете] постят множество картинок с тем же Ельциным ещё и пожестче. Чуваки в сети не серфят и не следят за тем, что происходит.
Если плакат с Ельциным признают оскорбительным, то кого бы я нашёл на его замену? Так бы и остался «Ельцин Rave», если будем вообще его делать. Если будем, то точно «Ельцина» будем делать. Мне кажется, что после этих это будет только круче и интересней. «Путин Rave»? Нет. Путин таких весёлых штук, как Ельцин, не творил. Он достаточно скучный в этом плане персонаж».
Текст: Алексей Щёголев
Фото предоставлено собеседником. Принтскрин — с сайта регионального УФАС
Поделиться в соцсетях