«Битва за квест»: как компания «Квестория» получила рынок живых квестов в Калининграде
23 июля 2014
«Небольшое поместье в Восточной Европе, недалеко от города Стохова. Вечер. К дому подъезжает экипаж. Темные окна встречают гостей в безмолвии. Но вот, кажется, занавеска подернулась. Проходит пара мгновений, идверь открывается. Пан Каминский, высокий старый человек с холодными глазами, приглашает прибывших в свой особняк…», – это не отрывок из очередного поп-хоррор-романа под мягкой обложкой, какие принято читать по-быстрому во время железнодорожных переездов, а сценарий игры «Поцелуй вампира» компании «Квестория». Живые квесты – этакий литературно-интерактивный сплав, который набирает все большую популярность в крупных городах и позиционируется, как альтернативная форма досуга. В отличии от «Мафии» тут куда больше персонажей и более сложный сюжет: перенестись можно не только в какое-нибудь готическое поместье к вампирам, но и ловить бандитов на Диком Западе, искать пиратские клады на островах в Карибском бассейне или рыскать в поисках хабара по аномальной зоне в жанре а’ля Стругацкие. То есть в живых квестах свое могут найти как любители олдовых сюжетных RPG, типа Baldur’s Gate, так и фанаты постапокалиптической вселенной «Сталкера». В отличии от «Дозора» тут нет какой-то излишней экстремальности. Белым воротничкам вовсе не требуется ползать пластом по ржавым развалинам старых заводов или шить себе долгие месяцы костюмы по примеру тех же ролевиков, чтобы почувствовать себя персонажами «Сталкера».
В России есть несколько компаний, которые занимаются организацией живых квестов, но объективным лидером на рынке стала петербургская питерская компания «Квестория». У фирмы достаточно активно налажен механизм франшизы. С 2009 года отделения компании появились в Новосибирске, Омске, Саратове и других городах России и зарубежья. В Калининград «Квестория» пришла 2 года назад. Светлана Кравчёнок поиграла в живые квесты в другом городе и по возвращении в Калининград решила отработать в регионе такую же бизнес-модель.
«Мы четко понимали, что в Калининграде нет никакой альтернативной модели досуга. Мы понимали, что для интеллектуальных людей никакого досуга в Калининграде нет. А наш досуг — интеллектуален. Так что, долго не думали», – рассказывает она.
Выкуп франшизы обошелся ей в 35 тысяч рублей. Первоначальные инвестиции в этот проект составили точно такую же сумму. Роялти у калининградского филиала составляет 22%. Стоит отметить, что уже сейчас выкуп франшизы у «Квестории» на город с населением до 900 тысяч человек обойдется в 46,7 тысяч рублей.
Светлана Кравчёнок соглашается, что в условиях, выставленных «Квесторией», нет ничего «неподъемного». В отличии от многих федералов, которые ставят калининградских бизнесменов, рискнувших с покупкой франшизы, в не самые комфортные условия многочисленными требованиями по дизайну или брендингу, здесь такой истории не случилось.
«Брендбука, как такового, у нас нет. Все, что связано с дизайном, идет к нам из Петербурга. То есть всё отрабатывается там, а мы уже здесь делаем то, что нам предлагают», – поясняет Светлана Кравчёнок.
Впрочем, такое отношение компании объясняется еще тем фактом, что «Квестория» видит определенные сложности в развитии такого вида бизнеса в маленьких конгломерациях. Работать с живыми квестами в населенных пунктах, где не набирается и пятисот тысяч человек, рекомендуется, если только в городе уже существуют подобные мероприятия (те же игры в «Мафию», к примеру). «В противном случае набрать аудиторию в небольшом городе может быть сложно», – предупреждает руководство компании. Притом срок окупаемости таких проектов для небольших городов определен в 6 месяцев.
Первые полгода калининградское отделение «Квестории» действительно работало в минус. Однако потом компании удалось существенно расширить свою аудиторию за счет введения новых продуктов, в частности, квестов для детей.
«Когда мы зашли сюда с детскими играми, то поняли, что ресурс неисчерпаем. В этом году есть определенное количество восьмилеток, мы с ними отработали. В следующем году появляются новые восьмилетки, а эти переходят в ранг постарше. С ними уже можно играть в другие игры», – рассказывает Светлана Кравчёнок.
Кроме того, после появления в арсенале «Квестории» детских сценариев к компании стали обращаться и детские центры, которым надо было как-то разнообразить свои программы.
Рынок, который получила «Квестория», может не такой уж и большой. Но никакой конкуренции у компании в борьбе за аудиторию не было. Живых квестов в Калининграде больше никто не проводит, если, конечно, не принимать всерьез немногочисленные частные заказы или игры, которые время от времени устраивают местные культурные учреждения (тот же Музей янтаря или зоопарк). Впрочем, на поток там такие мероприятия не поставлены и происходят, по большей мере, от случая к случаю. Местные антикафе с их играми в «Мафию» – единственные конкуренты, которых вспоминает Светлана Кравчёнок.
«Я бы не назвала это конкуренцией», – оговаривается она, – «люди, поигравшие в «Мафию», а потом поигравшие в живые квесты, отчелтиво чувствуют разницу. Квест квесту рознь. Понятно, что наши квесты продуманы настолько, что не сравняться с какими-то частными квестами, когда закопали в огороде какую-то шкатулку, а потом по запискам ее ищут. У нас один квест пишется где-то полгода. Наш конек — продуманные сценарии, протестированные десятки раз на играх в самых разных городах, с самой разной аудиторией. Над каждым работает состав из автора, редактора, корректора, иллюстратора и верстальщика».
Сейчас в архиве у калининградской «Квестории» 8 квестов (включая один из самых популярных в России – «Где-то на Диком Западе»), 2 игры еще не запущены, еще 2 сюжета не выкуплены. Тем не менее, набор сценариев у компании постоянно расширяется. За первый год работы «Квестории» количество людей в регионе, хотя бы раз сыгравших в живые квесты, достигло примерно 1200 человек. Притом динамика по этому направлению сейчас идет положительная.
Четкие перспективы для роста аудитории таит для «Квестории» местный рынок корпоративных праздников. Основные игроки на этом рынке давно уже отмечают, что руководители предприятий несколько охладели к традиционному формату корпоратива, зато готовы платить за мероприятия, которые могут сплотить рабочий коллектив или просто принести компании хоть какую-то пользу в дальнейшем. Под этот формат тимбилдинга подпадают и живые квесты. Игроки там, хочешь-не хочешь, но вынуждены действовать командой, а большинство сценариев предполагает разгадку каких-либо детективных сюжетов или просто применение аналитических способностей. Тем более, что средняя стоимость живого квеста меньше, чем средний ценник калининградских ивент-агентств за корпоративное мероприятие. Трехчасовая игра на 25 человек обойдется, к примеру, в 15 тысяч рублей.
«В плане корпоративов мы позиционируем себя в том числе и как тимбилдинг. В квестах тоже есть много моментов, которые грамотный руководитель может повернуть в свою сторону. Во-первых, это неформальное общение. Во-вторых, участники квеста действуют не от своего имени, а от имени персонажа. Тут уже по-другому посмотришь на всех своих сотрудников. Увидишь какие-то ресурсы у человека, которые ты не задействуешь, а тут они прям настолько проявились… У нас был случай, когда девушка назвала свою непосредственную начальницу ослом (так было задумано сценарием). Та сначала немного ошалела, но потом заулыбалась. В рабочей же обстановке, конечно, такого никогда не случится, а тут это просто прикольно», – поясняет Светлана Кравчёнок.
Правда, и в этой сфере у «Квестории» получился свой собственный, особый путь развития. Самыми выгодными клиентами для местных ивент-агентств традиционно считались банки и крупные страховые компании. У «Квестории» же – это представители креативных индустрий: IT-компании и рекламщики. Банковские клерки, в отличии от тех же айтишников, видимо пока не готовы почувствовать себя в шкуре персонажей спагетти-вестерна или мотаться по незнакомой планете в роли космических путешественников, тщетно пытаясь восстановить себе память.
«У нас была попытка поиграть с одним банком», – с иронией в голосе вспоминает руководитель калининградского отделения компании, – «но у нас, честно говоря, не очень сложилось… Они сами признались, что как-то это не для них. Квест шел довольно вяло. У самой руководительницы, которая все это заказала, глаза горели, но она видела, что сотрудники к этому не готовы».
Тем не менее перспективы развития компании в городе с таким сложным рынком Светлана Кравчёнок видит и считает, что какого-то особого предела в данной отрасли не существует. По ее словам, играть в живые квесты могут все, кто «умеет читать и хоть немножко соображает». Гипотетическая возможность появления конкурентов, даже несмотря на замкнутый калининградский рынок, «Квесторию» не пугает. Светлана Кравчёнок поясняет, что даже если появится вторая компания, то сюжеты квестов у них все равно не будут пересекаться.
«Живые квесты – это перспективный бизнес. Возможно, конечно, сеть супермаркетов или общепит – это еще перспективней, тем не менее я понимаю, что на калининградском рынке развлечений квесты только начали набирать обороты, и нам есть куда расти и к чему стремиться. И мы будем делать это!», – резюмирует она.
Фото: kaliningrad.questoria.ru
В России есть несколько компаний, которые занимаются организацией живых квестов, но объективным лидером на рынке стала петербургская питерская компания «Квестория». У фирмы достаточно активно налажен механизм франшизы. С 2009 года отделения компании появились в Новосибирске, Омске, Саратове и других городах России и зарубежья. В Калининград «Квестория» пришла 2 года назад. Светлана Кравчёнок поиграла в живые квесты в другом городе и по возвращении в Калининград решила отработать в регионе такую же бизнес-модель.
«Мы четко понимали, что в Калининграде нет никакой альтернативной модели досуга. Мы понимали, что для интеллектуальных людей никакого досуга в Калининграде нет. А наш досуг — интеллектуален. Так что, долго не думали», – рассказывает она.
Выкуп франшизы обошелся ей в 35 тысяч рублей. Первоначальные инвестиции в этот проект составили точно такую же сумму. Роялти у калининградского филиала составляет 22%. Стоит отметить, что уже сейчас выкуп франшизы у «Квестории» на город с населением до 900 тысяч человек обойдется в 46,7 тысяч рублей.
Светлана Кравчёнок соглашается, что в условиях, выставленных «Квесторией», нет ничего «неподъемного». В отличии от многих федералов, которые ставят калининградских бизнесменов, рискнувших с покупкой франшизы, в не самые комфортные условия многочисленными требованиями по дизайну или брендингу, здесь такой истории не случилось.
«Брендбука, как такового, у нас нет. Все, что связано с дизайном, идет к нам из Петербурга. То есть всё отрабатывается там, а мы уже здесь делаем то, что нам предлагают», – поясняет Светлана Кравчёнок.
Впрочем, такое отношение компании объясняется еще тем фактом, что «Квестория» видит определенные сложности в развитии такого вида бизнеса в маленьких конгломерациях. Работать с живыми квестами в населенных пунктах, где не набирается и пятисот тысяч человек, рекомендуется, если только в городе уже существуют подобные мероприятия (те же игры в «Мафию», к примеру). «В противном случае набрать аудиторию в небольшом городе может быть сложно», – предупреждает руководство компании. Притом срок окупаемости таких проектов для небольших городов определен в 6 месяцев.
Первые полгода калининградское отделение «Квестории» действительно работало в минус. Однако потом компании удалось существенно расширить свою аудиторию за счет введения новых продуктов, в частности, квестов для детей.
«Когда мы зашли сюда с детскими играми, то поняли, что ресурс неисчерпаем. В этом году есть определенное количество восьмилеток, мы с ними отработали. В следующем году появляются новые восьмилетки, а эти переходят в ранг постарше. С ними уже можно играть в другие игры», – рассказывает Светлана Кравчёнок.
Кроме того, после появления в арсенале «Квестории» детских сценариев к компании стали обращаться и детские центры, которым надо было как-то разнообразить свои программы.
Рынок, который получила «Квестория», может не такой уж и большой. Но никакой конкуренции у компании в борьбе за аудиторию не было. Живых квестов в Калининграде больше никто не проводит, если, конечно, не принимать всерьез немногочисленные частные заказы или игры, которые время от времени устраивают местные культурные учреждения (тот же Музей янтаря или зоопарк). Впрочем, на поток там такие мероприятия не поставлены и происходят, по большей мере, от случая к случаю. Местные антикафе с их играми в «Мафию» – единственные конкуренты, которых вспоминает Светлана Кравчёнок.
«Я бы не назвала это конкуренцией», – оговаривается она, – «люди, поигравшие в «Мафию», а потом поигравшие в живые квесты, отчелтиво чувствуют разницу. Квест квесту рознь. Понятно, что наши квесты продуманы настолько, что не сравняться с какими-то частными квестами, когда закопали в огороде какую-то шкатулку, а потом по запискам ее ищут. У нас один квест пишется где-то полгода. Наш конек — продуманные сценарии, протестированные десятки раз на играх в самых разных городах, с самой разной аудиторией. Над каждым работает состав из автора, редактора, корректора, иллюстратора и верстальщика».
Сейчас в архиве у калининградской «Квестории» 8 квестов (включая один из самых популярных в России – «Где-то на Диком Западе»), 2 игры еще не запущены, еще 2 сюжета не выкуплены. Тем не менее, набор сценариев у компании постоянно расширяется. За первый год работы «Квестории» количество людей в регионе, хотя бы раз сыгравших в живые квесты, достигло примерно 1200 человек. Притом динамика по этому направлению сейчас идет положительная.
Четкие перспективы для роста аудитории таит для «Квестории» местный рынок корпоративных праздников. Основные игроки на этом рынке давно уже отмечают, что руководители предприятий несколько охладели к традиционному формату корпоратива, зато готовы платить за мероприятия, которые могут сплотить рабочий коллектив или просто принести компании хоть какую-то пользу в дальнейшем. Под этот формат тимбилдинга подпадают и живые квесты. Игроки там, хочешь-не хочешь, но вынуждены действовать командой, а большинство сценариев предполагает разгадку каких-либо детективных сюжетов или просто применение аналитических способностей. Тем более, что средняя стоимость живого квеста меньше, чем средний ценник калининградских ивент-агентств за корпоративное мероприятие. Трехчасовая игра на 25 человек обойдется, к примеру, в 15 тысяч рублей.
«В плане корпоративов мы позиционируем себя в том числе и как тимбилдинг. В квестах тоже есть много моментов, которые грамотный руководитель может повернуть в свою сторону. Во-первых, это неформальное общение. Во-вторых, участники квеста действуют не от своего имени, а от имени персонажа. Тут уже по-другому посмотришь на всех своих сотрудников. Увидишь какие-то ресурсы у человека, которые ты не задействуешь, а тут они прям настолько проявились… У нас был случай, когда девушка назвала свою непосредственную начальницу ослом (так было задумано сценарием). Та сначала немного ошалела, но потом заулыбалась. В рабочей же обстановке, конечно, такого никогда не случится, а тут это просто прикольно», – поясняет Светлана Кравчёнок.
Правда, и в этой сфере у «Квестории» получился свой собственный, особый путь развития. Самыми выгодными клиентами для местных ивент-агентств традиционно считались банки и крупные страховые компании. У «Квестории» же – это представители креативных индустрий: IT-компании и рекламщики. Банковские клерки, в отличии от тех же айтишников, видимо пока не готовы почувствовать себя в шкуре персонажей спагетти-вестерна или мотаться по незнакомой планете в роли космических путешественников, тщетно пытаясь восстановить себе память.
«У нас была попытка поиграть с одним банком», – с иронией в голосе вспоминает руководитель калининградского отделения компании, – «но у нас, честно говоря, не очень сложилось… Они сами признались, что как-то это не для них. Квест шел довольно вяло. У самой руководительницы, которая все это заказала, глаза горели, но она видела, что сотрудники к этому не готовы».
Тем не менее перспективы развития компании в городе с таким сложным рынком Светлана Кравчёнок видит и считает, что какого-то особого предела в данной отрасли не существует. По ее словам, играть в живые квесты могут все, кто «умеет читать и хоть немножко соображает». Гипотетическая возможность появления конкурентов, даже несмотря на замкнутый калининградский рынок, «Квесторию» не пугает. Светлана Кравчёнок поясняет, что даже если появится вторая компания, то сюжеты квестов у них все равно не будут пересекаться.
«Живые квесты – это перспективный бизнес. Возможно, конечно, сеть супермаркетов или общепит – это еще перспективней, тем не менее я понимаю, что на калининградском рынке развлечений квесты только начали набирать обороты, и нам есть куда расти и к чему стремиться. И мы будем делать это!», – резюмирует она.
Фото: kaliningrad.questoria.ru
Поделиться в соцсетях