«Без решеток и плакатов»: как может измениться калининградский зоопарк в 2015 году
15 октября 2014
В августе прошлого года в Калининград приезжал руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. Помимо лекции о буржуазном образе жизни и прочих вызовах времени, чиновник (который, к слову, ответственен за то, что Парк Горького превратился в одно из самых модных мест России) провел консультации с администрацией Калининградского зоопарка, чтобы научить культурное учреждение самостоятельно зарабатывать. О чем конкретно Капков разговаривал с директором культурного учреждения Светланой Соколовой и прислушались ли тут к его доводам – так и осталось за кадром. Но на этой неделе в зоопарке был анонсирован семинар по поводу того, как подогнать культурное учреждение под дух времени и сделать его более комфортным для посетителей. Свои идеи должны были представить специалисты датского агентства культурного дизайна UiWE. Именно эта команда работала с библиотекой имени Чехова над изменением их визуального облика. Теперь перед ними была поставлена задача по реформированию городского зоопарка.
Основной задачей агентства его руководитель Кристиан Паг назвал борьбу с «бессмысленными пространствами». Свою работу по трансформации зоопарка агентство закончило буквально за час до начала диспута, так что организаторы всячески подчеркивали, что речь не идет о конечном варианте. Директор зоопарка Светлана Соколова, впрочем, обозначила, что все эти попытки сделать зоопарк более комфортным для посетителей – история важная, у которой есть свое практическое значение.
«В зоопарке не так много нового построено, но комфортность у него увеличилась. И если в 2012 году у нас было 230 тысяч посетителей, то в этом году – 330 тысяч посетителей за 9 месяцев. То есть, увеличение на 100 тысяч человек», - пояснила она.
Организаторы, тем не менее, сделали акцент на на увеличении статистики публики, а на привлечении в зоопарк людей, которые его, как правило, игнорируют.
«Сделать это место не только для туристов и родителей с детьми, но и для других категорий городских жителей. Например, для профессионалов, у которых нет офисного места работы. Для студенческой молодежи, которая тоже сюда не ходит», - рассказала координатор мероприятия Анна Карпенко.
Гипотетическую публику зоопарка разбили на несколько условных категорий: семьи, туристы, подростки и так далее. «Мы пытались проанализировать причины, по которым люди приходят в зоопарк. И это не всегда наблюдение за животными», - подчеркнул эксперт. Семьи, по его словам, могут идти в зоопарк, чтобы оторваться от быта, а подростки в таких местах ищут общения и «пытаются сделать себя заметными».
«И зоопарк может стать такой площадкой», - заявил Кристиан Паг, подчеркнув, что нужно постоянно учитывать, что у публики, помимо основной цели посещения, есть и сопутствующие.
По словам датского дизайнера, все группы посетителей зоопарка, так или иначе, ценят в этом месте его историчность, возможность оказаться ближе к природе, возможность активного досуга и комфорт.
«Возник вопрос: каким образом можно усилить исторические компоненты? Безусловно, если мы говорим об исторической ценности, то есть объекты, которых здесь быть просто не должно: желтые пластиковые стулья в кафе или дешевые пластиковые игрушки, которые продаются в киосках, украшенных диснеевскими плакатами. Это то, что никаким образом не совмещается с исторической ценностью места», - пояснил датский дизайнер, видимо, не очень понимая, что зоопарк таким образом лишается дополнительной статьи своих доходов.
«Для меня было неожиданностю, что люди увидели плюс в наших диких зарослях и назвали их «дикой природой», - удивилась Светлана Соколова – Мы собирались все это вырубать, а теперь надо подумать…».
Дальше речь на семинаре зашла уже о каких-то конкретных вещах. Первым делом Кристиан Паг раскритиковал вход в зоопарк. Датскому дизайнеру совершенно не понравились информационные доски у входа на объект. Речь тут идет о стандартных информационных щитах а’ля «не мусорить-не курить-животных не кормить». Но, по мнению датчанина, все эти плакаты и щиты «никоим образом не обозначают, что это зоопарк».
«Для меня, как наблюдателя, они были бы совершенно невзрачными и не выразительными», - поделился эксперт.
Кристиан Паг отметил, что коммуникация с возможными посетителями может строиться и в «более дружелюбной манере», пояснив, что вместо того, чтобы отпугивать публику бесконечным списком из запретов, администрация, к примеру, могла бы рассказывать о том, что в зоопарке все-таки можно. Что касается информации о запретах, то дизайнер отметил, что оформить ее нужно «как-то по-другому».
«Например, вы можете написать: «Мы с радостью приготовим вам кофе», - предложил Кристиан Паг.
На слайдах, представленных датским агентством, наглядно продемонстрировано, что если входную часть от этих плакатов-вывесок очистить, то пространство получается более открытым.
Впрочем, Кристиан Паг предложил на этом не останавливаться. Дальше в презентации UiWE пошли слайды, где у входа вообще исчезает решетка, которая сейчас отделяет культурный объект от улицы. Таким образом, у зоопарка вообще появляется дополнительная публичная зона (билетная касса смещается вглубь территории).
Идея избавиться от решетки на входе пришлась по душе и директору зоопарка.
Другой мишенью для датского дизайнера стали «старые и заброшенные места».
«Существует такая тенденция, что если у вас есть такое заброшенное, старое пространство, то его пытаются просто отремонтировать, довести до состояния нового либо избавиться от него. Такого быть не должно. Мы подумали, что у таких мест может быть своя атмосфера, своя история. И вместо того, чтобы от них избавляться, может быть наполнить их жизнью?», - предложил Кристиан Паг.
В качестве иллюстрации собственных тезисов дизайнер привел идею кафе, которое одновременно может быть общественным пространством. На этом объекте вот эти «старые» и «новые» пространства успешно интегрируются друг с другом.
Критике также подверглись заграждения в зоопарке. «Хотелось бы придумать более гармоничный, современный и эстетичный вариант», - пояснил дизайнер. Тут снова пошли слайды с изображениями, как вся эта история была решена в Европе. Ограждения тут действительно выглядят куда более гуманно и не напоминают тюремные решетки (порой это выглядит как что-то наподобие деревянных изгородей).
Отдельной темой семинара стала идея разработки в зоопарке маршрутов. При том планируется, что в эти маршруты будут внесены элементы игры, «чтобы детям было интересно», а другим группам посетителей – «удобно и хорошо». В качестве примера был приведен маршрут, сделанный в виде беговой дорожки.
«При работе с такими объектами, разработка различных маршрутов для разных категорий пользователей – кажется мне очень важной. Здесь предоставляется огромное пространство для творчества: это и разработка указателей, и разработка приложений к мобильным телефонам. Эти виды услуг становятся все более и более доступными и охватывают различные категории посетителей», - отметил дизайнер.
Директору зоопарка это предложение тоже понравилась. Она добавила, что новые маршруты можно визуализировать цветом. «Чтобы был исторический маршрут, маршрут по дендропарку, маршрут по каким-то видовым точкам. Сделать эмблемы различного цвета. Таким образом, человек будет заинтересован приходить сюда снова и снова, потому что посмотреть все – это тяжело», - отметила руководитель учреждения.
Подводя итоги семинара, Светлана Соколова пояснила, что предложенные идеи помогают ей пойти на перемены в зоопарке «без значительных финансовых инвестиций». При том часть из представленных инноваций, по мнению директора культурного учреждения, можно воплотить в жизнь уже в следующем году.
«Действительно, можно попробовать открыть визуально входную зону. У нас есть такой момент: вы, когда сейчас заходите в зоопарк - справа от входа есть шеды с совершенно чудной мозаикой. Снести их – рука не поднимается, а содержать там животных уже нельзя. И мы уже 2 года не можем придумать, что делать с этой территорией: чтобы и деньги не вкладывать и чтобы она работала. И мне понравилась идея, чтобы устроить там песочницу», - пояснила Светлана Соколова, вспомнив, что нечто подобное она видела в московском зоопарке, где в песочницу еще вдобавок закопали муляж доисторического животного.
«Гигантская песочница! Огромное количество детей! Вокруг сидят родители и пьют кофе. Дети играют. А жизнь кипит», - резюмировала Соколова.
Фото: предоставлены агентством UiWE
Основной задачей агентства его руководитель Кристиан Паг назвал борьбу с «бессмысленными пространствами». Свою работу по трансформации зоопарка агентство закончило буквально за час до начала диспута, так что организаторы всячески подчеркивали, что речь не идет о конечном варианте. Директор зоопарка Светлана Соколова, впрочем, обозначила, что все эти попытки сделать зоопарк более комфортным для посетителей – история важная, у которой есть свое практическое значение.
«В зоопарке не так много нового построено, но комфортность у него увеличилась. И если в 2012 году у нас было 230 тысяч посетителей, то в этом году – 330 тысяч посетителей за 9 месяцев. То есть, увеличение на 100 тысяч человек», - пояснила она.
Организаторы, тем не менее, сделали акцент на на увеличении статистики публики, а на привлечении в зоопарк людей, которые его, как правило, игнорируют.
«Сделать это место не только для туристов и родителей с детьми, но и для других категорий городских жителей. Например, для профессионалов, у которых нет офисного места работы. Для студенческой молодежи, которая тоже сюда не ходит», - рассказала координатор мероприятия Анна Карпенко.
Гипотетическую публику зоопарка разбили на несколько условных категорий: семьи, туристы, подростки и так далее. «Мы пытались проанализировать причины, по которым люди приходят в зоопарк. И это не всегда наблюдение за животными», - подчеркнул эксперт. Семьи, по его словам, могут идти в зоопарк, чтобы оторваться от быта, а подростки в таких местах ищут общения и «пытаются сделать себя заметными».
«И зоопарк может стать такой площадкой», - заявил Кристиан Паг, подчеркнув, что нужно постоянно учитывать, что у публики, помимо основной цели посещения, есть и сопутствующие.
По словам датского дизайнера, все группы посетителей зоопарка, так или иначе, ценят в этом месте его историчность, возможность оказаться ближе к природе, возможность активного досуга и комфорт.
«Возник вопрос: каким образом можно усилить исторические компоненты? Безусловно, если мы говорим об исторической ценности, то есть объекты, которых здесь быть просто не должно: желтые пластиковые стулья в кафе или дешевые пластиковые игрушки, которые продаются в киосках, украшенных диснеевскими плакатами. Это то, что никаким образом не совмещается с исторической ценностью места», - пояснил датский дизайнер, видимо, не очень понимая, что зоопарк таким образом лишается дополнительной статьи своих доходов.
«Для меня было неожиданностю, что люди увидели плюс в наших диких зарослях и назвали их «дикой природой», - удивилась Светлана Соколова – Мы собирались все это вырубать, а теперь надо подумать…».
Дальше речь на семинаре зашла уже о каких-то конкретных вещах. Первым делом Кристиан Паг раскритиковал вход в зоопарк. Датскому дизайнеру совершенно не понравились информационные доски у входа на объект. Речь тут идет о стандартных информационных щитах а’ля «не мусорить-не курить-животных не кормить». Но, по мнению датчанина, все эти плакаты и щиты «никоим образом не обозначают, что это зоопарк».
«Для меня, как наблюдателя, они были бы совершенно невзрачными и не выразительными», - поделился эксперт.
Кристиан Паг отметил, что коммуникация с возможными посетителями может строиться и в «более дружелюбной манере», пояснив, что вместо того, чтобы отпугивать публику бесконечным списком из запретов, администрация, к примеру, могла бы рассказывать о том, что в зоопарке все-таки можно. Что касается информации о запретах, то дизайнер отметил, что оформить ее нужно «как-то по-другому».
«Например, вы можете написать: «Мы с радостью приготовим вам кофе», - предложил Кристиан Паг.
На слайдах, представленных датским агентством, наглядно продемонстрировано, что если входную часть от этих плакатов-вывесок очистить, то пространство получается более открытым.
Впрочем, Кристиан Паг предложил на этом не останавливаться. Дальше в презентации UiWE пошли слайды, где у входа вообще исчезает решетка, которая сейчас отделяет культурный объект от улицы. Таким образом, у зоопарка вообще появляется дополнительная публичная зона (билетная касса смещается вглубь территории).
Идея избавиться от решетки на входе пришлась по душе и директору зоопарка.
Другой мишенью для датского дизайнера стали «старые и заброшенные места».
«Существует такая тенденция, что если у вас есть такое заброшенное, старое пространство, то его пытаются просто отремонтировать, довести до состояния нового либо избавиться от него. Такого быть не должно. Мы подумали, что у таких мест может быть своя атмосфера, своя история. И вместо того, чтобы от них избавляться, может быть наполнить их жизнью?», - предложил Кристиан Паг.
В качестве иллюстрации собственных тезисов дизайнер привел идею кафе, которое одновременно может быть общественным пространством. На этом объекте вот эти «старые» и «новые» пространства успешно интегрируются друг с другом.
Критике также подверглись заграждения в зоопарке. «Хотелось бы придумать более гармоничный, современный и эстетичный вариант», - пояснил дизайнер. Тут снова пошли слайды с изображениями, как вся эта история была решена в Европе. Ограждения тут действительно выглядят куда более гуманно и не напоминают тюремные решетки (порой это выглядит как что-то наподобие деревянных изгородей).
Отдельной темой семинара стала идея разработки в зоопарке маршрутов. При том планируется, что в эти маршруты будут внесены элементы игры, «чтобы детям было интересно», а другим группам посетителей – «удобно и хорошо». В качестве примера был приведен маршрут, сделанный в виде беговой дорожки.
«При работе с такими объектами, разработка различных маршрутов для разных категорий пользователей – кажется мне очень важной. Здесь предоставляется огромное пространство для творчества: это и разработка указателей, и разработка приложений к мобильным телефонам. Эти виды услуг становятся все более и более доступными и охватывают различные категории посетителей», - отметил дизайнер.
Директору зоопарка это предложение тоже понравилась. Она добавила, что новые маршруты можно визуализировать цветом. «Чтобы был исторический маршрут, маршрут по дендропарку, маршрут по каким-то видовым точкам. Сделать эмблемы различного цвета. Таким образом, человек будет заинтересован приходить сюда снова и снова, потому что посмотреть все – это тяжело», - отметила руководитель учреждения.
Подводя итоги семинара, Светлана Соколова пояснила, что предложенные идеи помогают ей пойти на перемены в зоопарке «без значительных финансовых инвестиций». При том часть из представленных инноваций, по мнению директора культурного учреждения, можно воплотить в жизнь уже в следующем году.
«Действительно, можно попробовать открыть визуально входную зону. У нас есть такой момент: вы, когда сейчас заходите в зоопарк - справа от входа есть шеды с совершенно чудной мозаикой. Снести их – рука не поднимается, а содержать там животных уже нельзя. И мы уже 2 года не можем придумать, что делать с этой территорией: чтобы и деньги не вкладывать и чтобы она работала. И мне понравилась идея, чтобы устроить там песочницу», - пояснила Светлана Соколова, вспомнив, что нечто подобное она видела в московском зоопарке, где в песочницу еще вдобавок закопали муляж доисторического животного.
«Гигантская песочница! Огромное количество детей! Вокруг сидят родители и пьют кофе. Дети играют. А жизнь кипит», - резюмировала Соколова.
Фото: предоставлены агентством UiWE
Поделиться в соцсетях