«Без радиоактивного пепла»: как меняется региональное телевидение
25 октября 2016
«Нервное шоу»
Шоу «Еще не вечер» появилось в эфире ГТРК «Калининград» уже при новом директоре Николае Долгачеве. По этой передаче очень хорошо чувствуется тоска Долгачева по тому градусу истеричности, который сейчас царит на федеральных каналах. Первое, что вспоминается во время просмотра «Еще не вечер», — это шоу «60 минут» на канале «Россия». Кажется, местные авторы хотели добиться полнейшего сходства. Для шоу подбирается некая тема, которая по умолчанию должна быть актуальной и от которой лихорадит аудиторию. В кружок собираются эксперты и просто неравнодушные люди, которые кричат друг на друга, пытаясь тем самым нащупать у зрителей болевые точки, апеллируя больше к эмоциям, чем к рациональным доводам, фактам и сухой статистике. Ведущие в подобных телепроектах играют роль «умных провокаторов», которые умеют в нужные моменты надавить на больные мозоли, чтобы увеличить накал страстей. В итоге публика, словно в наркотической ломке, ждет нового выпуска, заранее предвкушая адреналиновую встряску.
Однако федеральные «60 минут» для местного ГТРК — недостижимый идеал, несмотря на все затраты и усилия. Проблема в первую очередь заключается в ограниченности ресурсов. Телеканал «Россия» может позвать к себе в студию Владимира Жириновского, умеющего в одиночку довести аудиторию до экстаза: Жириновский может кричать даже на телевизионное изображение Ангелы Меркель и обвинять ее в том, что она неправильно одевается. У местного ГТРК и близко подобного козыря в рукаве нет. Кроме того, федеральное телевидение гораздо более свободно в выборе сюжетов: Украина, Сирия, международные кризисы, «Россия в кольце врагов», «американская экспансия, которую остановила Россия», — авторы программ федерального ТВ мастерски жонглируют этими темами.
ГТРК «Калининград» связана по рукам региональной новостной повесткой. Во всяком случае пока. Вместо сирийских песков и споров до хрипоты, что можно, а что нельзя бомбить, здесь мы слушаем дискуссию о продуктовом эмбарго и о том, какую пользу оно принесло сельскохозяйственному комплексу области. Ведет новое шоу дуэт Максима Кузнецова и Александра Попова. Их творческий тандем был сформирован еще до старта шоу. Рекламу их услуг можно найти на сайте «Горько!» — местный гид по услугам свадебных специалистов. «Мы не нуждаемся в представлении — калининградцы давно знают нас по игре в КВН и участию во многих других проектах», — пишут про себя ведущие. Кузнецов и Попов уверяют, что «любят удивлять», и даже подкрепляют тезис о своей оригинальности историей о том, как они превратили двор дома, где жила невеста, в полигон для пейнтбола.
«Наша жизнь стремительно меняется», — открывает передачу Максим Кузнецов. «Пока падает рубль, цены растут, вводятся санкции, отменяется режим МПП», — продолжает его напарник, нагнетая атмосферу. «Страшно? Еще не вечер», — тут же обрубает первый ведущий.
Набор экспертов для первого шоу — вполне ожидаемый и естественный для такой темы: Сергей Лютаревич, который тогда еще занимал кресло главы местного минсельхоза, руководитель регионального управления Россельхознадзора Андрей Иванов, бизнесмен Андрей Романов и «самая известная женщина-политик Калининградской области», спикер Облдумы Марина Оргеева. С ней, собственно, и связан один из главных сюжетов шоу. Спикера заставили сходить на ярмарку и выбрать продукты для борща. При этом видеоролик демонстрировался под музыку из «Розовой пантеры».
«Мне надо с косточкой и мякотью», — пытается выбрать мясо Оргеева. Продавец в ответ жалуется, что пытался оформить землю под сельское хозяйство, но на это ушло 4 года. «Напишите мне ваш телефон. Я позвоню им», — благосклонно отвечает парламентарий и обещает перезвонить. В результате рядовая покупка продуктов превращается для Марины Оргеевой в настоящий квест: она интересуется у продавцов, почему молочные продукты хранятся не в холодильнике, спрашивает, сколько здесь платят за место, желает успехов и требует правильно писать название «Виштынец». И все это — под камерой областного телеканала. На продукты Марина Оргеева потратила порядка 550 рублей (кроме набора для борща, она купила гречку, тыкву и кабачки). «Но борщ варится не на один день. А на день, два. И более вкусным он будет на вторые сутки», — по-хозяйски рассуждает в эфире Оргеева.
Сергея Лютаревича спрашивают, зачем калининградские сельхозпроизводители закупают шмелей. «Неужели мы до сих пор находимся в зависимости от наших иностранных партнеров? Ведь раньше в Советском Союзе советские шмели как-то справлялись», — удивляется ведущий. Бывший сельхозминистр всех успокоит и скажет, что шмели для хорошего урожая томатов обязательны. Нужно их не так много, поэтому эффективнее их закупать, нежели разводить.
В целом первый выпуск «Еще не вечер» получился доброжелательным. Время от времени эфир из студии прерывается сюжетами с полей. «Только представьте, одновременно 7 комбайнов запустили свои мощные двигатели и, как огромные фрегаты, поплыли по золотистому полю пшеницы, оставляя за собой столбы пшеничной пыли и восторг тысячи глаз», — зачитывает текст невидимый диктор под нехитрую музыкальную зарисовку в мажорной тональности. На экране золотятся колосья, а диктор говорит, что хочется «низко поклониться таким простым и скромным людям».
В конце участников шоу кормят яблоками. Одни сорта — белорусские, другие — польские, но фрукты выращены в Калининградской области. «Яблоки нельзя сравнивать... Есть кисло-сладкие. Есть очень сладкие... Яблоки великолепные. Я считаю, они гораздо лучше любых, ввезенных на территорию Калининградской области... Не надо сравнивать. Надо покупать разные и кушать местный продукт», — со знанием дела говорит Оргеева. «Яблоки — это хорошо. Но я бы все-таки попробовал ваш борщ, Марина Эдуардовна, — игриво замечает ведущий. — В гости приглашаете?» «Не вопрос», — кивает спикер.
«Еще не вечер», конечно, будет до зубовного скрежета местами напоминать советское телевидение. Но эта не та грозная международная повестка, где обсуждают американский империализм, ощущение войны и «Першинги» в Европе. Скорее, что-то из «оттепельных» времен с Никитой Сергеевичем Хрущевым, бережно держащим в руках желтый кукурузный початок.
Порой шоу превращается скрытую рекламную кампанию. Ближе к концу передачи зрителям покажут торт в форме розовой шляпы, испеченный «Первым хлебозаводом». Про торт невзначай расскажут, что испечен он только из местных продуктов и с ним предприятие даже выиграло какой-то всероссийский конкурс.
Тревожные нотки зазвучат уже во втором выпуске программы, где будут рассуждать о судьбе Дома Советов. Между гостями и экспертами в студии достигнут почти полный компромисс: Дом Советов — наша история советского периода, важное для города здание, элемент культуры, который должен функционировать. Но, несмотря на кажущееся согласие между говорящими, все равно ощущается какая-то тревожность: постоянно вспоминаются некие силы, которые выступают за то, чтобы Дом Советов снести, а этого допустить никак нельзя.
Тут снова чувствуется разница между федеральным телевидением и региональным. В шоу телеканала «Россия» есть очень важная роль, без которой весь спектакль будет выглядеть не так зрелищно. Это некий условный «мальчик для битья», который будет отстаивать непопулярную точку зрения, а другие участники шоу (не без помощи ведущих) пытаются его обличать. Эту незавидную роль чисто теоретически мог бы сыграть архитектор Олег Васютин, работавший экспертом в проекте «Сердце города». Само упоминание проекта под руководством Александра Попадина вызывает у некоторых из присутствующих нервную реакцию. Но Васютину толком высказаться не дали. Кроме того, в сети можно найти много его высказываний, где архитектор однозначно выступает за сохранение Дома Советов как памятника советскому периоду истории города.
Ведущие пытаются записать в группу сторонников сноса историка Владимира Кулакова (сейчас он ведет на ГТРК собственную программу). «Я бы не сказал, что все так однозначно, — неуверенно начнет он. — Я вот слушаю уважаемых коллег… Скажу честно, он мне страшно не нравится, потому что это конструктивизм, который не является естественным для человека». Но на него из зала тут же накинется женщина в очках и со строгим лицом. «Вы архитектор по образованию?! Вы держали хоть раз карандаш в руке? Вам не нравится, потому что что-то вам не нравится. А я как профессионал и опытный человек говорю, что это грамотно поставленное здание… Вдруг, искусствовед… Вы еще сюда в студию музыковедов позовите. Не знаю, поваров, которые бы решали вопрос, существовать Дому Советов или нет. Это просто нонсенс!» — наседает она на профессора, который даже не успевал вставить и слова между ее репликами. До этого женщина рассказывала про найденные «масонские знаки» на месте «королевской конюшни» (видимо, так она называет район Королевской горы). «В центре города Калининграда должно стоять то, что отвечает моей культурно-нравственной потребности. По периферии пусть там все усадьбы немецкие восстановят. Пусть все немцы сбросятся и все усадьбы свои создадут. Но центр города должен быть российским. С нашей культурной позицией», — нервно доказывает она в эфире регионального телеканала.
Гости практически не касаются темы скандальной продажи Дома Советов, а также основных собственников здания — московской компании «Протострой», — а их представителей на эфире не было. Один из гостей намекнул на возможность изъятия этого объекта у собственников под чемпионат мира, а женщина, рассказавшая про масонские знаки, заявила, что на собственников можно подать в суд за моральный ущерб, потому что все горожане вынуждены смотреть на этот недострой.
«Где мозги? Где реакция?»
Шоу «Сегодня вечером» на НТРК «Каскад» тоже появилось только в этом сезоне. Программа выходит в прямом эфире. Командуют там две пары ведущих: Алексей Кислица и Виктория Скрипка, Виталий Макаров и Ольга Ерошина.
Медиапродукт «Каскада» тоже восходит к федеральным каналам. «Прародителя» никто и не скрывает. В первом же выпуске на крышке ноутбука ведущей красуется фотография Ивана Урганта. «Не хотелось бы, как некоторые могут подумать, в атмосфере запредельной провинциальной пошлости делать пародию на пародию на известные какие-то вечерние программы, — оправдывается в самом первом выпуске ведущий Алексей Кислица. — Но тем не менее от этого никуда не деться. Формат диктует свои жесткие правила», — честно подытоживает он. Камера демонстрирует фотографию Урганта. А Кислица говорит, что это «алаверды» и «реверанс».
В отличие от «Еще не вечер» на ГТРК, шоу на «Каскаде» — это точно не боевой листок и не агитка. Авторы стараются сделать так, чтобы скелет «Вечернего Урганта» гармонично пророс сквозь провинциальные декорации. Это попытка сделать красивое разговорное шоу, где бы медийные фигуры раскрывались с иной стороны. Но, как кажется, подводит программу верность региональной повестке. Один из выпусков вышел в эфир 15 сентября, уже после памятного всем транспортного коллапса в первый день чемпионата мира по фейерверкам. В студии появляется на тот момент и. о. министра туризма Андрей Ермак в синем пиджаке. У него спрашивают про чемпионат в Зеленоградске, транспортную недоступность и просят «успокоить телезрителей». Министр говорит заученные фразы и обещает, что пригородных электричек и автобусов будет больше. Но обо всем этом он уже говорил и не раз на всех пресс-подходах.
В одном из последних выпусков пара ведущих Виталий Макаров и Ольга Ерошина расспрашивают создателей музейного проекта Altes Haus Александра и Наталью Быченко об их музейной деятельности. Виталий Макаров даже задаст паре провокационный вопрос о «ползучей германизации» и философском смысле проекта. «Кто-то видит на тротуаре грязную лужу, а кто-то видит отражение звезд», — философски заметит Александр Быченко, снижая напряженность. Бизнесмен добавит, что булыжные мостовые и черепичные крыши для него — это «естественная среда обитания» и он не делит это на немецкое и русское. «Это наше», — резюмирует он. Никакой напряженности или конфликтности, в отличие от шоу на ГТРК, здесь не чувствуется.
Важный момент в шоу «Вечерний Ургант» — это гости из творческой индустрии. На Первый канал может прийти Брайан Молко в честь гастролей группы Placebo в России. До калининградской студии гости могут просто не дойти, как это произошло, к примеру, с Максом Барских. Эфир пришлось завершать его клипом вместо живого общения с артистом.
В промежутках между общением с гостями ведущие могут говорить о чем угодно. Могут обсуждать седьмой айфон, а могут комментировать видео с ДТП на городских улицах, восклицая что-то в духе: «Где мозги? Где глаза? Где реакция?» Но больше всего «Сегодня вечером» и «Вечерний Ургант» разделяют вопросы. В последнем выпуске ведущие пытались выяснить, поменяли ли уже калининградцы летнюю резину на зимнюю. Еще одна сложность для шоу: выходит оно в одно время с проектом «Голос» на Первом канале. А бороться за аудиторию с таким шоу — задача для сегодняшнего «Каскада» невыполнимая.
Как показывает практика, перенесенные на региональную почву федеральные тренды сильно мутируют: чтобы делать мощные политические шоу с предсказуемой истерикой у аудитории или красивую разговорную программу с въедающейся в память картинкой, нужны и деньги, и человеческие ресурсы или хотя бы журналистская фактура. Тихий Калининград не может подкинуть материалов ни для любителей «сладкой жизни», ни для тех, кто жаждет раскрыть очередной международный заговор против родной страны.
Текст: Сергей Нечаев
Фото: RUGRAD.EU, кадры из передач «Еще не вечер», «Сегодня вечером»
Шоу «Еще не вечер» появилось в эфире ГТРК «Калининград» уже при новом директоре Николае Долгачеве. По этой передаче очень хорошо чувствуется тоска Долгачева по тому градусу истеричности, который сейчас царит на федеральных каналах. Первое, что вспоминается во время просмотра «Еще не вечер», — это шоу «60 минут» на канале «Россия». Кажется, местные авторы хотели добиться полнейшего сходства. Для шоу подбирается некая тема, которая по умолчанию должна быть актуальной и от которой лихорадит аудиторию. В кружок собираются эксперты и просто неравнодушные люди, которые кричат друг на друга, пытаясь тем самым нащупать у зрителей болевые точки, апеллируя больше к эмоциям, чем к рациональным доводам, фактам и сухой статистике. Ведущие в подобных телепроектах играют роль «умных провокаторов», которые умеют в нужные моменты надавить на больные мозоли, чтобы увеличить накал страстей. В итоге публика, словно в наркотической ломке, ждет нового выпуска, заранее предвкушая адреналиновую встряску.
Однако федеральные «60 минут» для местного ГТРК — недостижимый идеал, несмотря на все затраты и усилия. Проблема в первую очередь заключается в ограниченности ресурсов. Телеканал «Россия» может позвать к себе в студию Владимира Жириновского, умеющего в одиночку довести аудиторию до экстаза: Жириновский может кричать даже на телевизионное изображение Ангелы Меркель и обвинять ее в том, что она неправильно одевается. У местного ГТРК и близко подобного козыря в рукаве нет. Кроме того, федеральное телевидение гораздо более свободно в выборе сюжетов: Украина, Сирия, международные кризисы, «Россия в кольце врагов», «американская экспансия, которую остановила Россия», — авторы программ федерального ТВ мастерски жонглируют этими темами.
ГТРК «Калининград» связана по рукам региональной новостной повесткой. Во всяком случае пока. Вместо сирийских песков и споров до хрипоты, что можно, а что нельзя бомбить, здесь мы слушаем дискуссию о продуктовом эмбарго и о том, какую пользу оно принесло сельскохозяйственному комплексу области. Ведет новое шоу дуэт Максима Кузнецова и Александра Попова. Их творческий тандем был сформирован еще до старта шоу. Рекламу их услуг можно найти на сайте «Горько!» — местный гид по услугам свадебных специалистов. «Мы не нуждаемся в представлении — калининградцы давно знают нас по игре в КВН и участию во многих других проектах», — пишут про себя ведущие. Кузнецов и Попов уверяют, что «любят удивлять», и даже подкрепляют тезис о своей оригинальности историей о том, как они превратили двор дома, где жила невеста, в полигон для пейнтбола.
«Наша жизнь стремительно меняется», — открывает передачу Максим Кузнецов. «Пока падает рубль, цены растут, вводятся санкции, отменяется режим МПП», — продолжает его напарник, нагнетая атмосферу. «Страшно? Еще не вечер», — тут же обрубает первый ведущий.
Набор экспертов для первого шоу — вполне ожидаемый и естественный для такой темы: Сергей Лютаревич, который тогда еще занимал кресло главы местного минсельхоза, руководитель регионального управления Россельхознадзора Андрей Иванов, бизнесмен Андрей Романов и «самая известная женщина-политик Калининградской области», спикер Облдумы Марина Оргеева. С ней, собственно, и связан один из главных сюжетов шоу. Спикера заставили сходить на ярмарку и выбрать продукты для борща. При этом видеоролик демонстрировался под музыку из «Розовой пантеры».
«Мне надо с косточкой и мякотью», — пытается выбрать мясо Оргеева. Продавец в ответ жалуется, что пытался оформить землю под сельское хозяйство, но на это ушло 4 года. «Напишите мне ваш телефон. Я позвоню им», — благосклонно отвечает парламентарий и обещает перезвонить. В результате рядовая покупка продуктов превращается для Марины Оргеевой в настоящий квест: она интересуется у продавцов, почему молочные продукты хранятся не в холодильнике, спрашивает, сколько здесь платят за место, желает успехов и требует правильно писать название «Виштынец». И все это — под камерой областного телеканала. На продукты Марина Оргеева потратила порядка 550 рублей (кроме набора для борща, она купила гречку, тыкву и кабачки). «Но борщ варится не на один день. А на день, два. И более вкусным он будет на вторые сутки», — по-хозяйски рассуждает в эфире Оргеева.
Сергея Лютаревича спрашивают, зачем калининградские сельхозпроизводители закупают шмелей. «Неужели мы до сих пор находимся в зависимости от наших иностранных партнеров? Ведь раньше в Советском Союзе советские шмели как-то справлялись», — удивляется ведущий. Бывший сельхозминистр всех успокоит и скажет, что шмели для хорошего урожая томатов обязательны. Нужно их не так много, поэтому эффективнее их закупать, нежели разводить.
В целом первый выпуск «Еще не вечер» получился доброжелательным. Время от времени эфир из студии прерывается сюжетами с полей. «Только представьте, одновременно 7 комбайнов запустили свои мощные двигатели и, как огромные фрегаты, поплыли по золотистому полю пшеницы, оставляя за собой столбы пшеничной пыли и восторг тысячи глаз», — зачитывает текст невидимый диктор под нехитрую музыкальную зарисовку в мажорной тональности. На экране золотятся колосья, а диктор говорит, что хочется «низко поклониться таким простым и скромным людям».
В конце участников шоу кормят яблоками. Одни сорта — белорусские, другие — польские, но фрукты выращены в Калининградской области. «Яблоки нельзя сравнивать... Есть кисло-сладкие. Есть очень сладкие... Яблоки великолепные. Я считаю, они гораздо лучше любых, ввезенных на территорию Калининградской области... Не надо сравнивать. Надо покупать разные и кушать местный продукт», — со знанием дела говорит Оргеева. «Яблоки — это хорошо. Но я бы все-таки попробовал ваш борщ, Марина Эдуардовна, — игриво замечает ведущий. — В гости приглашаете?» «Не вопрос», — кивает спикер.
«Еще не вечер», конечно, будет до зубовного скрежета местами напоминать советское телевидение. Но эта не та грозная международная повестка, где обсуждают американский империализм, ощущение войны и «Першинги» в Европе. Скорее, что-то из «оттепельных» времен с Никитой Сергеевичем Хрущевым, бережно держащим в руках желтый кукурузный початок.
Порой шоу превращается скрытую рекламную кампанию. Ближе к концу передачи зрителям покажут торт в форме розовой шляпы, испеченный «Первым хлебозаводом». Про торт невзначай расскажут, что испечен он только из местных продуктов и с ним предприятие даже выиграло какой-то всероссийский конкурс.
Тревожные нотки зазвучат уже во втором выпуске программы, где будут рассуждать о судьбе Дома Советов. Между гостями и экспертами в студии достигнут почти полный компромисс: Дом Советов — наша история советского периода, важное для города здание, элемент культуры, который должен функционировать. Но, несмотря на кажущееся согласие между говорящими, все равно ощущается какая-то тревожность: постоянно вспоминаются некие силы, которые выступают за то, чтобы Дом Советов снести, а этого допустить никак нельзя.
Тут снова чувствуется разница между федеральным телевидением и региональным. В шоу телеканала «Россия» есть очень важная роль, без которой весь спектакль будет выглядеть не так зрелищно. Это некий условный «мальчик для битья», который будет отстаивать непопулярную точку зрения, а другие участники шоу (не без помощи ведущих) пытаются его обличать. Эту незавидную роль чисто теоретически мог бы сыграть архитектор Олег Васютин, работавший экспертом в проекте «Сердце города». Само упоминание проекта под руководством Александра Попадина вызывает у некоторых из присутствующих нервную реакцию. Но Васютину толком высказаться не дали. Кроме того, в сети можно найти много его высказываний, где архитектор однозначно выступает за сохранение Дома Советов как памятника советскому периоду истории города.
Ведущие пытаются записать в группу сторонников сноса историка Владимира Кулакова (сейчас он ведет на ГТРК собственную программу). «Я бы не сказал, что все так однозначно, — неуверенно начнет он. — Я вот слушаю уважаемых коллег… Скажу честно, он мне страшно не нравится, потому что это конструктивизм, который не является естественным для человека». Но на него из зала тут же накинется женщина в очках и со строгим лицом. «Вы архитектор по образованию?! Вы держали хоть раз карандаш в руке? Вам не нравится, потому что что-то вам не нравится. А я как профессионал и опытный человек говорю, что это грамотно поставленное здание… Вдруг, искусствовед… Вы еще сюда в студию музыковедов позовите. Не знаю, поваров, которые бы решали вопрос, существовать Дому Советов или нет. Это просто нонсенс!» — наседает она на профессора, который даже не успевал вставить и слова между ее репликами. До этого женщина рассказывала про найденные «масонские знаки» на месте «королевской конюшни» (видимо, так она называет район Королевской горы). «В центре города Калининграда должно стоять то, что отвечает моей культурно-нравственной потребности. По периферии пусть там все усадьбы немецкие восстановят. Пусть все немцы сбросятся и все усадьбы свои создадут. Но центр города должен быть российским. С нашей культурной позицией», — нервно доказывает она в эфире регионального телеканала.
Гости практически не касаются темы скандальной продажи Дома Советов, а также основных собственников здания — московской компании «Протострой», — а их представителей на эфире не было. Один из гостей намекнул на возможность изъятия этого объекта у собственников под чемпионат мира, а женщина, рассказавшая про масонские знаки, заявила, что на собственников можно подать в суд за моральный ущерб, потому что все горожане вынуждены смотреть на этот недострой.
«Где мозги? Где реакция?»
Шоу «Сегодня вечером» на НТРК «Каскад» тоже появилось только в этом сезоне. Программа выходит в прямом эфире. Командуют там две пары ведущих: Алексей Кислица и Виктория Скрипка, Виталий Макаров и Ольга Ерошина.
Медиапродукт «Каскада» тоже восходит к федеральным каналам. «Прародителя» никто и не скрывает. В первом же выпуске на крышке ноутбука ведущей красуется фотография Ивана Урганта. «Не хотелось бы, как некоторые могут подумать, в атмосфере запредельной провинциальной пошлости делать пародию на пародию на известные какие-то вечерние программы, — оправдывается в самом первом выпуске ведущий Алексей Кислица. — Но тем не менее от этого никуда не деться. Формат диктует свои жесткие правила», — честно подытоживает он. Камера демонстрирует фотографию Урганта. А Кислица говорит, что это «алаверды» и «реверанс».
В отличие от «Еще не вечер» на ГТРК, шоу на «Каскаде» — это точно не боевой листок и не агитка. Авторы стараются сделать так, чтобы скелет «Вечернего Урганта» гармонично пророс сквозь провинциальные декорации. Это попытка сделать красивое разговорное шоу, где бы медийные фигуры раскрывались с иной стороны. Но, как кажется, подводит программу верность региональной повестке. Один из выпусков вышел в эфир 15 сентября, уже после памятного всем транспортного коллапса в первый день чемпионата мира по фейерверкам. В студии появляется на тот момент и. о. министра туризма Андрей Ермак в синем пиджаке. У него спрашивают про чемпионат в Зеленоградске, транспортную недоступность и просят «успокоить телезрителей». Министр говорит заученные фразы и обещает, что пригородных электричек и автобусов будет больше. Но обо всем этом он уже говорил и не раз на всех пресс-подходах.
В одном из последних выпусков пара ведущих Виталий Макаров и Ольга Ерошина расспрашивают создателей музейного проекта Altes Haus Александра и Наталью Быченко об их музейной деятельности. Виталий Макаров даже задаст паре провокационный вопрос о «ползучей германизации» и философском смысле проекта. «Кто-то видит на тротуаре грязную лужу, а кто-то видит отражение звезд», — философски заметит Александр Быченко, снижая напряженность. Бизнесмен добавит, что булыжные мостовые и черепичные крыши для него — это «естественная среда обитания» и он не делит это на немецкое и русское. «Это наше», — резюмирует он. Никакой напряженности или конфликтности, в отличие от шоу на ГТРК, здесь не чувствуется.
Важный момент в шоу «Вечерний Ургант» — это гости из творческой индустрии. На Первый канал может прийти Брайан Молко в честь гастролей группы Placebo в России. До калининградской студии гости могут просто не дойти, как это произошло, к примеру, с Максом Барских. Эфир пришлось завершать его клипом вместо живого общения с артистом.
В промежутках между общением с гостями ведущие могут говорить о чем угодно. Могут обсуждать седьмой айфон, а могут комментировать видео с ДТП на городских улицах, восклицая что-то в духе: «Где мозги? Где глаза? Где реакция?» Но больше всего «Сегодня вечером» и «Вечерний Ургант» разделяют вопросы. В последнем выпуске ведущие пытались выяснить, поменяли ли уже калининградцы летнюю резину на зимнюю. Еще одна сложность для шоу: выходит оно в одно время с проектом «Голос» на Первом канале. А бороться за аудиторию с таким шоу — задача для сегодняшнего «Каскада» невыполнимая.
Как показывает практика, перенесенные на региональную почву федеральные тренды сильно мутируют: чтобы делать мощные политические шоу с предсказуемой истерикой у аудитории или красивую разговорную программу с въедающейся в память картинкой, нужны и деньги, и человеческие ресурсы или хотя бы журналистская фактура. Тихий Калининград не может подкинуть материалов ни для любителей «сладкой жизни», ни для тех, кто жаждет раскрыть очередной международный заговор против родной страны.
Текст: Сергей Нечаев
Фото: RUGRAD.EU, кадры из передач «Еще не вечер», «Сегодня вечером»
Поделиться в соцсетях