Без казенного жилья и зарплаты: репортаж RUGRAD.EU
Представление нового руководителя Кафедрального собора на острове Канта пресс-служба правительства области анонсировала в минувшую пятницу. В течение выходных дней источники в сфере культуры сохраняли тайну. Имя нового директора держалось в секрете даже от сотрудников учреждения культуры. Интрига раскрылась в понедельник, 26 декабря. Еще до начала пресс-конференции, во время которой врио губернатора Антон Алиханов должен был сообщить новость о назначении, на столах в Кафедральном соборе были выставлены таблички с именами спикеров. Антон Алиханов, Гарри Гольдман .. и Вера Таривердиева, вдова известного композитора Микаэля Таривердиева, президент благотворительного фонда его имени. В Калининграде её прежде всего знают как инициатора международного конкурса органистов.
Вера Таривердиева присутствовала тут же — в окружении фотографов, работников культуры, и почему-то представителей духовенства. Поэтому когда Антон Алиханов появился перед журналистами, уже было понятно, что он скажет. Интереснее были детали. Как выяснилось со слов главы региона, Веру Таривердиеву в Калининград пригласил лично он.
«После мыслей, волнений, колебаний я сказала Антону Андреевичу: “Да”», — призналась новый директор собора.
Врио губернатора пояснил, что у Таривердиевой были сомнения и пожелания. В частности, она заранее предупредила, что не сможет всё время находиться в Калининграде. Поэтому управлять собором будет удаленно, приезжая в Калининград на полторы-две недели.
«Думаю, что и остальное время, когда Вера Гориславовна будет находиться в поездках, может быть, международных, в других городах, в силу занимаемого положения, будет и там заниматься калининградскими вопросами», — заверил присутствующих Алиханов.
По его словам, Вера Таривердиева решила отказаться от заработной платы директора учреждения. Правда, выплаты будут всё равно производиться в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В каком объеме — пояснить не смог ни врио, ни курирующий культурную сферу вице-премьер Гарри Гольдман. Отметим, что в 2014 году уровень зарплаты руководителя Кафедрального собора составлял около 70 тыс.руб. в месяц. Не потребуется Таривердиевой и служебное жильё в Калининграде.
«Мы вчера обсудили, я буду жить в помещении Кафедрального собора, когда буду приезжать. Я буду приезжать ежемесячно, на необходимый срок, и я отказываюсь от какой-либо зарплаты», — сказала новый директор собора. Эти слова немало удивили журналистов. Уточнений о том, будет ли Вера Таривердиева жить непосредственно в памятнике культуры, не прозвучало. По всей видимости, речь идёт об организации её пребывания на базе административной части ГАУ «Кафедральный собор». Эти помещения расположены на ул. Нарвской в Калининграде.
Вера Таривердиева говорит, что только начала вникать в хозяйственные вопросы. Помогать ей в этом будет действовавший до сегодняшнего дня в статусе и. о. директора учреждения Сергей Малофеев. Антон Алиханов также поспешил заверить Таривердиеву в своей поддержке решения хозяйственных вопросов.
«Помимо творческих, ясно, что будут стоять задачи и хозяйственные. Они сейчас замысловатую форму имеют. Не всё, что вы видите здесь, принадлежит собору. Но с этой ситуацией будем разбираться в большей степени мы, потому что у нас больше административных сил. Думаю, что когда мы решим этот вопрос, тогда мы и расскажем, что мы имели в виду. Ровно то, что я сказал. Не всё, что вы видите, принадлежит собору и находится на его балансе», — жестко сказал Антон Алиханов, отвечая на вопрос журналистов.
Ранее RUGRAD.EU писал о том, что в предыдущие годы в соборе была создана схема, по которой ценное оборудование, в том числе музыкальные инструменты, были оформлены на некоммерческую организацию «Кантовский фонд». В настоящее время фонд, созданный некогда прежним руководителем собора Игорем Одинцовым и профессором БФУ имени Канта Ириной Кузнецовой, не заявляет о своих претензиях на имущество. Однако легко понять, почему такая ситуация едва ли может устроить любого нового управленца, не связанного личными договоренностями с прежним руководством.
Очевидно, что в большей степени от Веры Таривердиевой ждут развития концертного потенциала Кафедрального собора. За последние два года календарь выступлений здесь стал намного плотнее. За 2016 год в соборе состоялось порядка 650 различных концертов. Теперь надежды связаны, скорее, с изменением качества выступлений.
Вера Таривердиева не озвучила каких-то однозначных запретов о том, что не должно звучать под сводами Кафедрального собора, но высказала пожелание проводить здесь больше концертов, связанных с именами композиторов, живших в Кёнигсберге, в частности Рихарда Вагнера.
«Мне хочется сделать концертную жизнь этого места соответствующей международным критериям, потому что здесь происходит много концертов, но я считаю, что можно больше и целенаправленнее это делать. В этом соборе должны звучать оратории Баха, "Страсти по Матфею". Мы уже обсудили с Аркадием Фельдманом, что сделаем фестиваль, где будут звучать “Страсти по Матфею” Баха, митрополита Иллариона. Может быть, привезем Синодальный хор и сделаем “Литургию” Чайковского», — рассказала Таривердиева.
Она не стала вдаваться в детали творческих планов, так как «прежде их нужно сообщить коллективу». Но в этих планах фигурируют имена известнейших российских исполнителей. Дениса Мацуева Вера Таривердиева ожидает увидеть и услышать в соборе не только в 2018 году во время специального проекта, связанного с чемпионатом мира, но и весной 2017-го. Мацуеву направлено предложение войти в художественный совет Кафедрального собора. До настоящего времени такая структура не существовала.
«По моему мнению, в совет должны войти представители художественной интеллигенции Калининграда и мировой музыкальной культуры, чтобы стратегические направления жизни собора определялись людьми, которые имеют об этом самые широкие представления. Я предварительно говорила и просила войти в этот совет Давида Яковлевича Смелянского и Дениса Мацуева. Я могу пригласить совет из 100 человек и, помимо Дениса Мацуева, пригласить Сашу Гиндина (заслуженного артиста России, пианиста Александра Гиндина. — Прим. ред.), или Владимира Ивановича Федосеева (народный артист СССР, дирижер. — Прим. ред.), позвать просто всю элиту российскую, с которой лично давно знакома и дружу, но нужно создать баланс, чтобы не было слишком много этих людей, чтобы люди чувствовали свою ответственность. Когда совет большой, вроде как ответственности нет ни на ком никакой», — пояснила Вера Таривердиева.
Среди ближайших шагов по переустройству жизни вверенного ей концертного зала — введение системы абонементов на концерты и замена штатных органистов. Конкурс на замещение двух вакантных должностей органистов Кафедрального собора будет объявлен сразу после новогодних каникул. Делается это не в последнюю очередь, чтобы прекратить длящиеся уже почти два года пересуды. Напомним, после ухода с должности директора собора Игоря Одинцова, принятый им на работу органный мастер Артем Хачатуров через СМИ заявлял о том, что новое руководство пытается вынудить его уволиться. История вызвала резонанс, однако до настоящего времени Хачатуров является штатным органистом собора. Второй органист собора — Евгений Авраменко.
«Оба органиста могут принять участие в этом конкурсе, мы сотрудничали с ними не один год и приглашаем принять участие всех, кто будет соответствовать критериям. Вы прекрасно знаете, почему это сделано. Потому что вокруг этой истории с местами органистов очень много пересудов и так далее. Мы хотим прекратить эти пересуды. Никакого конкурса до сих пор не было, органистов приглашали. А это нормальная международная практика. Чтобы играть, работать и представлять собор, люди выдерживают конкурс», — рассказала Таривердиева.
Она говорит, что не боится негативной реакции со стороны прежнего руководства в свой адрес. Однако о том, чтобы приглашать к консультациям Игоря Одинцова, пока не думала. На церемонии представления присутствовала Ирина Кузнецова, президент «Кантовского фонда». После пресс-конференции было видно, как новый директор вежливо беседует с пожилой женщиной-профессором, предлагает отправить свои предложения по развитию собора на электронную почту.
В среде обсуждающих новое назначение пока нет единого мнения о том, что означает для Кафедрального собора и культурной среды Калининграда приход на пост директора Веры Таривердиевой. С одной стороны, в городе еще не забыли печальный опыт работы оперной певицы Любови Казарновской в областной филармонии. С другой — международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева и фестиваль «Орган плюс», созданные по инициативе Веры Таривердиевой, позволили Калининграду занять серьёзное место на российской и европейской музыкальной карте. Об этом говорят исполнители. Калининградские слушатели, со своей стороны, оценивают эти фестивали как «глоток свежего воздуха».
Афиша Кафедрального собора свёрстана до середины января. Никаких сенсационных изменений, имён элиты исполнительского искусства России в ней пока не заметно.
Фото: RUGRAD.EU, gov39.ru
Поделиться в соцсетях