RuGrad.eu

26 , 22:00
$92,13
-0,37
98,71
-0,20
22,88
-0,01
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
 «Светское мероприятие после ковида»

«Светское мероприятие после ковида»

7 апреля 2021

6 апреля в Калининграде состоялась анонсная пресс-конференция фестиваля «Край света. Запад». Мероприятие будет проходить с 30 апреля по 7 мая. Помимо кинопрограммы, в рамках фестиваля также запланированы мастер-классы. На сайте фестиваля уже открыт прием заявок на участие в творческих мастерских. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, как организаторы ищут средства на мероприятия в пандемию и могут ли подобные кинофестивали повлиять на формирование региональной киноиндустрии. 


«Голь на выдумки хитра», — объясняет принцип, по которому выстраивалась программа фестиваля «Край света. Запад» в 2021 году, программный директор Алексей Медведев. «Край свет. Запад» впервые прошел в регионе в 2019 году, в 2020 мероприятие отменили из-за пандемии. «Для фестиваля, особенно такого молодого, как «Край света. Запад», это не очень хорошо. Мы вынуждены сейчас это перезапустить», — рассуждает генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович

Бюджет фестиваля пока еще окончательно не сформирован, но организаторы уже понимают, что средств будет меньше, чем в предыдущие годы. В 2018 году на церемонии открытия фестиваля выступали одни из главных героев российского интеллектуального инди — группа СБПЧ. В 2021 году это право досталось местной группе Hellomishel. И это, наверное, самый красноречивый факт, по которому можно понять, как изменился бюджет «Края света».



Финансирование «Края света» формируется из трех источников: субсидии регионального бюджета, федеральные средства и внебюджетные источники. Субсидия от федерального Минкульта в 2021 году увеличилась, но спонсорские поступления снизились. Бизнес предпочитает работать с «Краем света» на бартерной основе, но вкладывать средства не спешит. 

«Мы стараемся насколько возможно уменьшить нагрузку на областной бюджет... Могу сказать, что треть бюджета [фестиваля] будет закрыта вне областного бюджета», — комментирует ситуацию генеральный продюсер «Края света» Алексей Агранович. С коммуникациями в местной бизнес-среде помогало подотчетное региональному министерству культуры и туризму АНО «Фестивальная дирекция». Как рассказывает директор некоммерческой организации Ольга Каверзина, о логистике договорились с компанией Toyota (водителей все-таки придется оплачивать), сеть автозаправок «Балтнефть» помогает с бензином, есть интерес коммерческих структур к постройке площадки на территории фестиваля. «Поиск реальных денег по сравнению с позапрошлым годом сильно усложнился», — рассуждает Агранович.

Федеральные бренды интереса к «Краю света» не проявляют. «Какой смысл им проявлять интерес к региону в котором они не присутствуют?» — удивляется генеральный продюсер. При этом он отмечает, что социальная ответственность российского бизнеса увеличивается, но вкладываться он готов в «предметы первой необходимости». Культура в это понятие в коллективном бессознательном предпринимателей пока не входит. 



В 2021 году программа «Края света» будет сосредоточена на документальном кино. В оргкомитете считают, что таковы тренды сегодняшнего дня. «Документальное кино сейчас выходит на очень заметные позиции. Есть несколько документальных сериалов, которые на Netflix являются если не лидерами по просмотрам... Такие как Tiger King, Last Dance... В последнее время с развитием цифровых технологий и с тем, что с нами происходит, отличить вымысел от реальности в последнее время всё сложнее и сложнее, поэтому идея объединить в одной программе документальное и игровое кино нам по-прежнему кажется актуальной и интересной», — говорит Агранович. 

Программный директор фестиваля Алексей Медведев нашел в программе фестиваля свой аналог западного Tiger King (криминальный сериал об эксцентричном владельце зоопарка и его противоборстве с зоозащитниками) — иранскую документалку «Тигрица Майя». «Совершенно фантастическая история о том, как тигрица снялась в кино, стала звездой, ее попытались выпустить на волю, она узнала вкус свободы и потом опять вернулась в зоопарк», — рассказывает он. 

Внеконкурсная программа фестиваля называется On the Edge (англоязычная калька с названия фестиваля). «Речь идет не просто о каком-то “крае света”, затерянном месте. Это жизнь, которая проживается на полную катушку с ощущением, что жизнь прожита не зря», — говорит Медведев. Смысловую составляющую внеконкурсной части фестиваля программный директор «Края света» характеризует как «то, что нам несет будущее». «С одной стороны, оно оптимистично и полно возможностями, с другой — оно полно опасностей, узких мест, тревог, которые тоже закрывать нельзя», — рассказывает программный директор. 



В эту часть программы попал российский документальный фильм «Катя и Вася идут в школу» — история двух молодых учителей в провинциальном российском городке. Медведев характеризует картину как «остросоциальную драму».

«Будет фильм “Пойманы в сеть”, который покажут сразу в двух версиях: в детской и во взрослой (во внеконкурсной программе). Достаточно уникальная для фестиваля ситуация. Дело в том, что “Пойманы в сеть” — это фильм на тему, на которую мы, может быть, даже боимся говорить. Это фильм о подростках, которые становятся жертвами в интернете, которых шантажируют», — рассказывает программный директор. 

Директор «Фестивальной дирекции» Ольга Каверзина называет «Край света. Запад»  «первым большим светским мероприятиям после ковида». «Мне кажется, что процентов 80 тех ребят, которые работают на фестивале, — это калининградцы: гостевые службы, которые обеспечивают транспорт, питание и так далее, и так далее», — отмечает она, добавляя, что для зрителей фестиваля будет действовать масочный режим и правила по рассадке.



«Фестиваль делается всё большим и большим количеством людей, которые живут именно здесь. Это принципиально важно для нас», — говорит Агранович. 

В Калининграде растет количество компаний, которые оказывают сервисные услуги съемочным группам. В 2017 году данной деятельностью начала заниматься компания «Запад Фильм». В тот момент каскадер Ахмед Бугов и продюсер Аркадий Данилов практически оказались монополистами на этом рынке (во всяком случае, про конкурентов в тот момент ничего известно не было). В настоящий момент, по данным «Фестивальной дирекции», количество игроков значительно выросло: к «Запад Фильму» добавились «Фест Рентал», «К Продакшн», «МЕГА Фильм», «Калининград Фильм» и «Кино Самбия». Рост коммерческих компаний, зарабатывающих на подобных услугах, спровоцировало увеличение кинопроектов, которые снимаются на территории региона (одним из дополнительных бонусов для продюсеров стала система рибейтов). Но, как отмечает Алексей Агранович, даже несмотря на бюджетные вливания в рибейты (в 2020 году на эти цели было зарезервировано 50 млн руб., в 2021 году в дирекцию поступило 24 заявки на съемки), в регионе пока что так и не сформировалась собственная киноиндустрия.

«Я точно знаю, что растет количество проектов и количество желающих зайти с этими проектами на территорию Калининградской области. Но пока речь идет о предоставляемом сервисе, а не создании конкурентоспособной продукции», — рассуждает генеральный продюсер «Края света». В 2018 году продюсер дискутировал с губернатором Антоном Алихановым о создании в регионе полноценной киноиндустрии. 



По словам Аграновича, среди регионов РФ у Калининградской области есть своеобразный антипод — Якутия: продюсерские группы не хотят снимать там свой контент (дорогая логистика, неблагоприятные климатические условия), но республику приводят в качестве примера региона, где смогли создавать конкурентоспособные фильмы, которые попадают в программы международных фестивалей. 

«Наличие хорошего сервиса и участие в этом процессе в результате должно дать какие-то свои плоды», — отмечает генпродюсер. Проблема отчасти заключается в отсутствии в области соответствующей инфраструктуры: люди, которые рассматривают для себя карьеру в кинобизнесе, вынуждены уезжать в столицу из-за отсутствия образовательных учреждений. Инструментом децентрализации данной системы Агранович видит создание регионального кинофонда.

«Направлять какие-то деньги, которые удается зарабатывать от кинематографа, на создание собственного продюсерского центра. Давать на конкурсной основе людям, работающим и живущим в Калининградской области, возможность выигрывать гранты и субсидии на реализацию собственных... Сервис, повторяю, здесь есть», — рассуждает генеральный продюсер, добавляя, что до некоего идеала данную схему доведет наличие собственной киношколы. 

Каверзина, в свою очередь, обещает, что в 2021 году в регионе будет запущен совместный образовательный проект с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения. «Мы уже обо всем договорились. На это выделен бюджет», — обещает руководитель «Фестивальной дирекции». Речь идет об образовательной программе, в рамках которой будут готовить вспомогательный состав для съемочных групп (вторые режиссеры, операторы и так далее). Спрос на подобные сервисы, по оценкам Каверзиной, растет. 



Директор АНО также отмечает, что кинофестивали сыграли определенную пиар-роль в позиционировании Калининградской области. «Тот же [онлайн-кинотеатр] IVI, с которым мы выходили на контакты, во многом знает про регион еще со времен фестиваля "Короче". Они говорят: “О, точно, мы же были у вас на “Короче”, мы помним. Кто-то уже был на первом фестивале “Край света”. Так или иначе это формирует в сознании киношников, что есть [такой] регион. Калининград не похож на другие города России, это запоминается, и только комплексным подходом можно развить какую-то индустрию», — рассуждает Ольга Каверзина. 


* Материал опубликован в рамках информационного партнерства.

Фото: Юлия Власова


Поделиться в соцсетях


'infocom:fbcomments' is not a component