RuGrad.eu

03 , 04:58
$85,75
+ 0,00
92,42
+ 0,00
21,27
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>";

«Вопреки курсу евро»: фоторепортаж с фестиваля кино стран ЕС

1 ноября 2014
Фестиваль кино стран ЕС – местный долгожитель среди развлекательных мероприятий. 10 лет назад его придумали чуть ли не в качестве приятного бонуса к празднованию 750-летия Калининграда-Кенигсберга. Как рассказывает арт-директор кинотеатра «Заря» и самого фестиваля Артем Рыжков, в 2004 году вообще ни у кого не было уверенности, что фестиваль удастся провести хотя бы второй раз. Но, несмотря на то, что фильмы на первом фестивале пришлись не слишком по вкусу арт-директору мероприятия, а зрителей было не так много, как можно было рассчитывать, было все-таки принято волевое решение превратить фестиваль в долгоиграющую историю.

Артем Рыжков признается на пресс-конференции перед юбилейным фестивалем, что 10 лет назад он был уверен, что если ему когда и удастся устроить второй, то только к какому-нибудь 800-летнему юбилею Калининграда.

«Я понимаю, что сейчас мы можем готовиться к 20-му фестивалю», - не без гордости рассказывает он журналистам.

Сейчас уже можно говорить, что из фестиваля кино стран ЕС получилась история не только долгоиграющая, но и история состоявшаяся. То есть все более-менее понимают, что есть калининградская осень со своими дождями слякотью и депрессиями, когда каких-то помпезных мероприятий в городе, в принципе, нет, а кинофестиваль – это такая штука, когда можно вновь достать из шкафа платье или фрак, устроив себе внеплановый выход в свет. Поэтому, наверное, Рыжков на вопросы в духе «а чем этот фестиваль отличается от девяти предыдущих?» кратко, но исчерпывающе отвечает – «много чем».

Если в плане программы разница между фестивалями действительно есть, то открытие каждый год проходит по примерно одной и той же схеме: разряженные в пух и прах гости толпятся в небольшом фойе «Зари» судорожно выискивая себе место, где можно было бы хотя бы просто перевести дух. Фестиваль кино стран ЕС в этом плане сильно отличается от своего «младшего брата» - кинофестиваля «Короче». Если августовское мероприятие – это во всех смыслах еще и ярмарка тщеславия, то здесь эти аспекты, конечно, тоже подразумеваются, но не выпячиваются настолько сильно. То есть, красная дорожка на фестивале есть, но носит какой-то очень условный характер. Гости, не успев даже толком понять, что происходит, уже оказываются в фойе кинотеатра, где к этому времени уже царит форменный хаос и не протолкнуться. В этом людском море, состоящем из фраков, пиджаков, платьев разной степени длины и фривольности, бабочек и галстуков тонут фигуры депутатов областной думы Соломона Гинзбурга и Александра Мусевича, экс-губернатора Владимира Егорова и бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова.

В этот раз организаторы решили обойтись без каких-то маленьких событийных мероприятий, которые играли роль украшений в прошлом году. На открытии вроде бы обещали какую-то выставку, но наткнуться на нее в этом потоке человеческих тел можно, разве что, чудом. Гости предоставлены сами себе из-за чего, наверное, бокалы с вином, выставленные в качестве угощения, и закончились так быстро.

Зато в фойе можно наткнуться на лучшее, наверное, доказательство, почему в далеком 2004-м году Еврокомиссия решила проводить фестиваль именно в Калининграде, а не где-то там еще. Недалеко от входа в кинотеатр установлен небольшие стрелочки-указатели с информацией о том, сколько километров от Калининграда до европейских столиц. До Праги, к примеру, получается всего 955, что меньше, чем до той же Москвы. До Стокгольма всего 891, а Берлин, понятно, и вовсе под самым боком.

Что характерно, несмотря на то, что сейчас в политической риторике хватает антиевропейской истерии, а некоторые совместные культурные проекты были и вовсе отменены, у фестиваля кино стран ЕС таких проблем нет. На фестивале в качестве почетного гостя отметился глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас и генеральный консул Швеции в Санкт-Петербурге Эрик Хаммаршельд, а представлять байопик про Леха Валенсу приедет его жена.

«Это где-то у вас в СМИ что-то творится, а у нас все хорошо», - иронизирует по этому поводу Артем Рыжков.

Зрителей наконец запускают в главный зал «Зари». Удивительно, но оказывается, что публики собралось не так уж и много. Если в фойе действительно было не протолкнуться, то тут выясняется, что в зале хватает свободных мест. Артем Рыжков рассказывает со сцены, что за эти 10 лет на фестиваль не удалось затащить только одну страну – Мальту. Потом пускает легкую шпильку в адрес регионального правительства, рассказывая об аналогичном фестивале во Владивостоке, где местные власти выделяют на мероприятия по несколько десятков миллионов рублей и в результате там тусуется сам Депардье и прочие бонзы от актерского и режиссерского сообщества. Секрет фестиваля на Дальнем Востоке, как выясняется, раскрывается очень просто: у местного губернатора жена – актриса.

«Я придумал план по трансформации нашего правительства в кинематографистов. Для этого надо получить членский билет Союза кинематографистов России. Редкая штука для нашего региона. У нас на миллион жителей приходится всего 2 экземпляра. Но просто так его не дают. Первый способ его получить – снять кино. Это довольно сложно. Второй – финансировать фестивали. Это немножко проще. Третий способ, мне кажется, идеальный: финансировать и кино, кинофестивали. И за это дают вот такие вот красные книжки», -сообщает залу Рыжков, после чего зовет на сцену двух «потенциальных членов Союза кинематографистов» вице-премьера Алексея Силанова и министра культуры Светлану Кондратьеву.

«Я теперь знаю, почему иногда ломаются микрофоны, почему иногда забывается, что на грант надо вовремя подать заявку. Беру шефство, Артем. Вы сказали, что я свое слово держу… Теперь вы держитесь», - с легкой сталью в голосе парирует в свою очередь министр.

Первым фильмом, который показывают на фестивале, становится кипрская картина «Пять способов умереть». На экране нервозный, небритый мужчина сначала долго выбирает себе гроб и костюм, в котором он неплохо бы смотрелся в этом самом гробу, а потом долго, но безуспешно пытается свести счеты с жизнью, то пытаясь спрыгнуть с моста, то стараясь ненароком уронить включенный фен в ванную. Если сравнивать героя с фестивалем, то между ними, конечно, большая разница. Первый ищет все возможные пути, чтобы с этой жизнью расстаться, а второй, наоборот, демонстрирует какую-то фантастическую волю к существованию, благополучно пережив и кризис 2008 года, и частые смены собственников у здания и даже из нынешней политической ситуации, когда многие артисты и музыканты отказываются ехать в Россию, умудрился выйти победителем. Десять лет подряд команда Артема Рыжкова устраивает свою «маленькую Европу» в самом центре Калининграда и если у них все так хорошо получается, то можно предположить, что, видимо, здесь ей и самое место.

«На праздники калининградцы любят уезжать в Европу, а курс евро – космический. Поэтому самый демократичный способ побывать в Европе на этом уикенде – это приходить сюда, на кинофестиваль», - заявляет Рыжков и тут с ним, конечно, сложно не согласиться.

Фото: Юлия Власова
Текст: Борис Савинков


Поделиться в соцсетях