«Салам алейкум, Калининград»: как клуб «Вагонка» гонится за «духом времени»
19 июня 2016
В сентябре 2015 года в Калининграде появилась новая концертная площадка – клуб Yalta. Пусть и условная, но все-таки, в некотором смысле «монополия» «Вагонки» на региональном клубном концертном рынке была разрушена. Команда клуба Yalta не только стала активно вписываться в клубный рынок, но и открыла совершенно новую аудиторию, на которой раньше никто не пытался зарабатывать. У поколения нынешних двадцатилетних и младше родились свои кумиры. И неожиданно новая аудитория оказалась платежеспособной. Благодаря попыткамм команды нового клуба прощупать эту terra incognita, концертный рынок сильно мутировал: в город повезли совершенно неожиданных артистов, раскрутившихся, благодаря, в первую очередь, пабликам «ВКонтакте».
«Самый западный клуб страны» тем временем продолжал тасовать давно знакомую колоду артистов: Brainstorm, Lumen и прочие герои отечественного гитарного поп-рока разной степени важности. Но обойма редела: какие-то команды, которые стабильно делали «Вагонке» кассу, распадались, на других уже невозможно было продать такое количество билетов, чтобы собрать большой зал. Чтобы оставаться на плаву, клубу было просто необходимо придумать что-то новое.
В этом смысле, привоз в Калининград Скриптонита (он же Адиль Жалелов) – это попытка «Вагонки» пройти по уже протоптанной Yalta дорожке. Но не просто пройти, но еще и обогнать ближайших конкурентов на пару десятков километров. Концертная площадка на Ялтинской привозила все-таки кумиров поколения «постнулевых» рангом помельче. Скриптонит же в прошлом году повсеместно был признан одним из главных событий в русской музыке. Его пластинка «Дом с нормальными явлениями» заставила говорить о русском хип-хопе даже тех, кто всегда скептически относился к этому жанру. Уроженца Казахстана и новое лицо лэйбла «Газгольдер» теперь зовут на вечернее ток-шоу к Ивану Урганту, а журнал Esquire анонсирует с ним большой материал. Да и «ценник» за его концерт должен существенно отличаться от тех групп, которые позволили клубу Yalta стать лидерами рынка.
Через 40 минут после того, как двери «Вагонки» открылись, на входе в клуб по-прежнему толпилась небольшая очередь. Если традиционная публика «Вагонки» - это люди от 35 и выше, то здесь средний возраст уменьшился где-то лет на 10. Раньше, почти на каждый концерт на «Вагонке», в обязательном порядке посещали управляющий рестораном «Редюит» Леонид Румянцев и исполнительный директор компании «Балтма Турс» Михаил Друтман. А из черной машины с тонированными стеклами, припарковавшейся у крыльца, одновременно могли выскочить сенатор Николай Власенко и глава Гурьевского района Сергей Подольский. Теперь их заменили молодые люди в черных «бомберах» и подкатанных узких джинсах. Вместо каноничных фотографий группы Depeche Mode – еще один важный, отличительный знак «вагонковской» тусовки – на майках у этой публики огромный принт с надписью «Тварь» во всю грудь. Этому поколению, рожденному уже во второй половине 90-х, действительно сложно объяснить, кто такой Дэйв Гэан, почему он так важен для калининградского коллективного бессознательного, и зачем «Вагонка» каждый год отмечает его день рождения большим концертом. Времена изменились. И это хорошо бросается в глаза.
Девушка в черном с неприкрытой ненавистью отшвыривает куда-то в сторону стеклянную бутылку. Очередь начинает двигаться. Через дорогу на эту шумящую колонну уважительно косятся Сергей «Мамай» Лысенко и Андрей Тимофеев из группы «ЛондонParis». Легенд местной сцены почти никто не узнает, и это лишняя иллюстрация тезиса про разницу поколений «отцов и детей». Публики набивается почти на полный зал, но судя по острожным замечаниям представителей клуба, ждали они большего.
В большом зале «Вагонки», на заднике сцены, мигает большая надпись «Скриптонит». И каждую новую вспышку публика встречает таким ревом, что кажется, будто бы там написан не сценический псевдоним артиста (про которого и так понятно, что он будет выступать), а спойлеры с обрывками текстов из нового альбома Жалелова. На сцене появляется гитарист Скриптонита и по первым аккордам кажется, что выступать будет не новая звезда русского рэпа, а Дельфин (при том, будто бы привез он в город самую свою депрессивную программу). Это еще одно важное отличительное качество нового русского рэпа: при желании, в нем можно найти свой панк-рок, свой андеграунд, свое техно и электронику. Стиль стал настолько универсальным и всеобъемлющем, что наблюдая за тем, как Скриптонит за время концерта смело дрейфует от жанра к жанру, про историю поп-культуры можно понять больше, чем из любой энциклопедии. Манере игры его барабанщика могли бы позавидовать Amatory и «Психея». Глядя на то, как голая по пояс, татуированная фигура беснуется внутри установленной на сцене странной стеклянной конструкции, на ум сразу же приходят концерты альтернативных групп конца 90-х. Живой состав – это какая-то тоже важная часть современной хип-хоп культуры. Вместе со Скриптонитом на сцене работают еще человека 4.
Сложно сказать, почему господин Жалелов так легко сделался героем поколения. Как кажется, его тексты – это просто еще одна попытка рассказать с позиции очевидца про неприглядную изнанку той самой «русской жизни» (отечественный хип-хоп этих попыток не оставляет со времен конца 90-х). Но сделаны они настолько наперекор элементарным правилам русского языка и синтаксиса, что начинают напоминать уже какое-то безумное, психоделическое путешествие в духе Карлоса Кастанеды. Где, правда, вместо пейотовых кактусов в качестве «проводника» используется кумыс, куда подмешали «чего-то не того».
«Салам алейкум, Калининград!», - кричат со сцены после первой песни. Хотя могли бы просто молчать. Уровень обожания тут и так зашкаливает. И кажется, что если бы Скриптонит в этот вечер вышел на сцену и два часа молчал, лишь изредка принимая героические позы с микрофоном а’ля Джим Моррисон, то первые ряды точно так же бы бились в экстазе. Главная кульминация концерта – это момент, когда разгоряченный рэпер стянет с себя майку. И шквал из девичьего визга и аплодисментов будет такой, будто бы на теле у него обнаружились стигматы, а не набор из татуировок. Музыканты плещут в разгоряченные первые ряды водой из бутылок, кто-то из MC карабкается на двухметровую пирамиду из колонок. Из красного бара на плохо сгибающихся ногах вываливается молодой человек с остроконечной бородкой и в пиджаке. Он пытается совершить невозможное: донести в одной руке до точки назначения сразу 5 пластиковых стаканчиков. «Ты как?! Мы нормально!», - заплетающимся голосом орет ему прямо в ухо девушка с ярко накрашенными губами. Панк-рок для поколения «постнулевых» выглядит как-то так.
Концерт подходит к своему завершению. Один из MC на сбивчивом русском объясняет, что сейчас на сцене надо погасить свет, а в зале зажечь зажигалки. Звучит лирическая песня «Космос». Девушек в приказном порядке сажают на плечи, чтобы они могли хоть что-то увидеть. На знаменитой «вагонковской» лошади одиноко болтается чья-то позабытая кожаная куртка. Одному из главных символов клуба места в этом «новом, дивном мире» явно нет.
«Самый западный клуб страны» тем временем продолжал тасовать давно знакомую колоду артистов: Brainstorm, Lumen и прочие герои отечественного гитарного поп-рока разной степени важности. Но обойма редела: какие-то команды, которые стабильно делали «Вагонке» кассу, распадались, на других уже невозможно было продать такое количество билетов, чтобы собрать большой зал. Чтобы оставаться на плаву, клубу было просто необходимо придумать что-то новое.
В этом смысле, привоз в Калининград Скриптонита (он же Адиль Жалелов) – это попытка «Вагонки» пройти по уже протоптанной Yalta дорожке. Но не просто пройти, но еще и обогнать ближайших конкурентов на пару десятков километров. Концертная площадка на Ялтинской привозила все-таки кумиров поколения «постнулевых» рангом помельче. Скриптонит же в прошлом году повсеместно был признан одним из главных событий в русской музыке. Его пластинка «Дом с нормальными явлениями» заставила говорить о русском хип-хопе даже тех, кто всегда скептически относился к этому жанру. Уроженца Казахстана и новое лицо лэйбла «Газгольдер» теперь зовут на вечернее ток-шоу к Ивану Урганту, а журнал Esquire анонсирует с ним большой материал. Да и «ценник» за его концерт должен существенно отличаться от тех групп, которые позволили клубу Yalta стать лидерами рынка.
Через 40 минут после того, как двери «Вагонки» открылись, на входе в клуб по-прежнему толпилась небольшая очередь. Если традиционная публика «Вагонки» - это люди от 35 и выше, то здесь средний возраст уменьшился где-то лет на 10. Раньше, почти на каждый концерт на «Вагонке», в обязательном порядке посещали управляющий рестораном «Редюит» Леонид Румянцев и исполнительный директор компании «Балтма Турс» Михаил Друтман. А из черной машины с тонированными стеклами, припарковавшейся у крыльца, одновременно могли выскочить сенатор Николай Власенко и глава Гурьевского района Сергей Подольский. Теперь их заменили молодые люди в черных «бомберах» и подкатанных узких джинсах. Вместо каноничных фотографий группы Depeche Mode – еще один важный, отличительный знак «вагонковской» тусовки – на майках у этой публики огромный принт с надписью «Тварь» во всю грудь. Этому поколению, рожденному уже во второй половине 90-х, действительно сложно объяснить, кто такой Дэйв Гэан, почему он так важен для калининградского коллективного бессознательного, и зачем «Вагонка» каждый год отмечает его день рождения большим концертом. Времена изменились. И это хорошо бросается в глаза.
Девушка в черном с неприкрытой ненавистью отшвыривает куда-то в сторону стеклянную бутылку. Очередь начинает двигаться. Через дорогу на эту шумящую колонну уважительно косятся Сергей «Мамай» Лысенко и Андрей Тимофеев из группы «ЛондонParis». Легенд местной сцены почти никто не узнает, и это лишняя иллюстрация тезиса про разницу поколений «отцов и детей». Публики набивается почти на полный зал, но судя по острожным замечаниям представителей клуба, ждали они большего.
В большом зале «Вагонки», на заднике сцены, мигает большая надпись «Скриптонит». И каждую новую вспышку публика встречает таким ревом, что кажется, будто бы там написан не сценический псевдоним артиста (про которого и так понятно, что он будет выступать), а спойлеры с обрывками текстов из нового альбома Жалелова. На сцене появляется гитарист Скриптонита и по первым аккордам кажется, что выступать будет не новая звезда русского рэпа, а Дельфин (при том, будто бы привез он в город самую свою депрессивную программу). Это еще одно важное отличительное качество нового русского рэпа: при желании, в нем можно найти свой панк-рок, свой андеграунд, свое техно и электронику. Стиль стал настолько универсальным и всеобъемлющем, что наблюдая за тем, как Скриптонит за время концерта смело дрейфует от жанра к жанру, про историю поп-культуры можно понять больше, чем из любой энциклопедии. Манере игры его барабанщика могли бы позавидовать Amatory и «Психея». Глядя на то, как голая по пояс, татуированная фигура беснуется внутри установленной на сцене странной стеклянной конструкции, на ум сразу же приходят концерты альтернативных групп конца 90-х. Живой состав – это какая-то тоже важная часть современной хип-хоп культуры. Вместе со Скриптонитом на сцене работают еще человека 4.
Сложно сказать, почему господин Жалелов так легко сделался героем поколения. Как кажется, его тексты – это просто еще одна попытка рассказать с позиции очевидца про неприглядную изнанку той самой «русской жизни» (отечественный хип-хоп этих попыток не оставляет со времен конца 90-х). Но сделаны они настолько наперекор элементарным правилам русского языка и синтаксиса, что начинают напоминать уже какое-то безумное, психоделическое путешествие в духе Карлоса Кастанеды. Где, правда, вместо пейотовых кактусов в качестве «проводника» используется кумыс, куда подмешали «чего-то не того».
«Салам алейкум, Калининград!», - кричат со сцены после первой песни. Хотя могли бы просто молчать. Уровень обожания тут и так зашкаливает. И кажется, что если бы Скриптонит в этот вечер вышел на сцену и два часа молчал, лишь изредка принимая героические позы с микрофоном а’ля Джим Моррисон, то первые ряды точно так же бы бились в экстазе. Главная кульминация концерта – это момент, когда разгоряченный рэпер стянет с себя майку. И шквал из девичьего визга и аплодисментов будет такой, будто бы на теле у него обнаружились стигматы, а не набор из татуировок. Музыканты плещут в разгоряченные первые ряды водой из бутылок, кто-то из MC карабкается на двухметровую пирамиду из колонок. Из красного бара на плохо сгибающихся ногах вываливается молодой человек с остроконечной бородкой и в пиджаке. Он пытается совершить невозможное: донести в одной руке до точки назначения сразу 5 пластиковых стаканчиков. «Ты как?! Мы нормально!», - заплетающимся голосом орет ему прямо в ухо девушка с ярко накрашенными губами. Панк-рок для поколения «постнулевых» выглядит как-то так.
Концерт подходит к своему завершению. Один из MC на сбивчивом русском объясняет, что сейчас на сцене надо погасить свет, а в зале зажечь зажигалки. Звучит лирическая песня «Космос». Девушек в приказном порядке сажают на плечи, чтобы они могли хоть что-то увидеть. На знаменитой «вагонковской» лошади одиноко болтается чья-то позабытая кожаная куртка. Одному из главных символов клуба места в этом «новом, дивном мире» явно нет.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Власова Юлия
Поделиться в соцсетях