«Русским роком по русскому миру»: фоторепортаж с открытия фестиваля «Калининград in Rock»
30 августа 2014
Фестиваль «Калининград in Rock» был, по сути, самым крупным да и главным региональным опен-эйром. Его история стартовала в далеком 1993 году. Началось все с небольшого концерта местных групп напротив тогдашнего кинотеатра «Родина», чтобы со временем дорасти до больших площадок , аудитории, измеряемой тысячами человек и национальной гвардии русского рока, в качестве главных хедлайнеров калининградского феста. В те далекие девяностые годы – это был не просто фестиваль, а открытый для всех городской праздник, игнорировать который никак не получалось. Но тогда, конечно, в городе, помимо «Калининград in Rock», не было ничего: ни «Калининград Сити Джаза», ни «Короче», а мысль о том, что какой-нибудь Пол Окенфолд будет крутить пластинки на побережье Балтики казалась сущим безумием. Фактически, у горожан не было никакой внятной альтернативы скачущей по сцене начинающей команде «Король и Шут» (фестиваль «Нашествие» превратит питомцев питерского андеграунда в суперзвезд общероссийского масштаба только через несколько лет, а выезд в Калининград – стал их первыми гастролями за пределами родных пенатов). Сегодня в Калининграде есть если не все, то очень многое. Вплоть до гастрономических фестивалей, собирающих чуть ли не по 5 тысяч человек. На этом фоне мероприятие промоутера Андрея Феоктистова (а именно он является бессменным организатором фестиваля), могло показаться кому-то этаким неповоротливым тираннозавром, чудом дотянувшим до постиндустриальной эпохи. Фестиваль, впрочем, и не думал никуда пропадать, а к 20-летнему юбилей организаторы и вовсе пообещали, что сделают все, как в «старые, добрые времена».
Этот возврат в конец девяностых означал, как минимум то, что организаторам удалось себе выбить площадку в сквере на Московском проспекте, где «Калининград in Rock» и пережил пик своей славы. Плюс ко всему, в этот раз организаторы отказались от формата «хедлайнер + сопровождающая свита». У организаторов получился вполне внушительный лайн-ап по количеству групп, но с точностью сказать, кто все эти люди, собранные на фестивальной сцене, вряд ли бы смог хоть кто-то из пришедших. Организаторы в таком раскладе видели и положительные моменты, вспоминая, что фестиваль и задумывался, как некая площадка-трамплин для молодых групп, а на сольный концерт Кипелова можно и так сходить. Ну, и главный, конечно, атрибут, который организаторам удалось вытащить из того безумного времени – это бесплатный вход на фестиваль.
На момент открытия фестиваля людей на площадке не сказать, чтобы очень много. Это и суровые калининградские металлисты, не по погоде затянутые в кожу и с шипастыми напульсниками по самый локоть, и невесть как ,дожившие до наших дней, остатки популяции эмо, и вполне ожидаемые здесь персонажи в майках «Короля и Шута», «Алисы» и «Гражданской обороны» и даже суровый мужчина в возрасте с подкрашенными глазами и томным взглядом Элиса Купера. Основную массу публики составляли зеваки, которых в сквер на Московском явно затянуло на запах шашлыков.
Общепит на фестивале был организован с учетом всей этой социальной градации посетителей. То есть, тут была и пиццерия «Дон Ченто» (после перезагрузки превратившаяся в «Villa Ченто») и воскресший рок-бар «Пыль Винила», куда в начале «нулевых» любила захаживать потенциальная публика фестиваля и даже герои гастрономического фестиваля Street food weekend - мобильная кухня «Wокруг Света» со своим фалафелем и прочими вегетарианскими изысками. Впрочем, формат «Калининград in Rock» - это не поле для гастрономических экспериментов и самым популярным форматом все равно было пиво с шашлыками.
Политической подоплеки фестивалю в этом году избежать не удалось. На вооружение был взят далеко неоднозначный лозунг «рок за мир в русском мире». Впрочем, до своего условного старшего брата – фестиваля «Нашествия» - «Калининград in Rock», конечно, еще далеко. Там Министерство обороны превратилось практически в одного из соорганизаторов фестиваля, в толпу рокеров с неба спускаются десантники, а прямо на фестивальном поле можно записаться на воинскую службу по контракту. Здесь все пока выглядит куда более невинно. О том самом русском мире, до того на сцене натянули задник с лозунгом, напоминал только шатающийся по площадке человек с казачьим чубом и майке с каким-то грозным принтом про Севастополь. Добравшийся до микрофона Андрей Феоктистов заявлял, что фестиваль «должен прорвать информационную блокаду вокруг Украины», поминал каких-то мистических субъектов, которые два народа стравливают (фамилии и имена, впрочем, не назывались) и грозно обещал, что войну в этом самом русском мире никому не позволено развязывать
Лучше всего всю эту вакханалию подытожил ведущий фестиваля. «Если кто-то из вас друг другу морды набьет, по дружбе и любви, то это же не страшно… Главное, чтобы не было войны», - вполне миролюбиво заметил он. На этом «главное, чтобы не было войны» тема русского мира на фестивале и была подведена к логическому финалу.
В остальном же фестиваль можно охарактеризовать фразой одного из зрителей: «20 лет прошло, а ничего не изменилось». Только в случае «Калининград n rock» - это скорее хорошо, чем плохо. Зрители, музыканты и даже организаторы тут радостно погружаются в сладостный поток ностальгических воспоминаний. Андрей Феоктистов зрителей приветствовал фирменным «we will rock you!» и тут можно вспомнить, что он публику на каждом фестивале так заводит. Вокалист Kenig Tribute Band воодушевленно рассказывал облепившей сцену молодежи, что многих из них еще на свете не было, а он уже получил на «Калининград in Rock» пинка от скинхеда («классические» скинхэды в городе, вроде бы, вымерли еще раньше, чем эмо). «Тряхнем стариной по молодым ушам», - грозно обещали ветераны калининградской рок-сцены из группы «Стрэн Кивалочъ», врубая свой хард-рок образца восьмидесятых годов на полную. Со сцены в этот вечер много благодарили региональное агентство по делам молодежи за помощь в организации, а если посмотреть в социальных сетях записи фестиваля образца 98-го года, то там точно так же за помощь благодарили губернатора. Губернатор тогда был другой – Леонид Петрович Горбенко - но что это, по сути, меняет? То есть, изменилось, конечно, за эти 20 лет много что: недалеко от площадки фестиваля построили комплекс «Рыбная деревня», Кафедральный собор, чей внешний вид в те годы оставлял желать лучшего, теперь полностью восстановлен, а на горизонте грозно нависает ТЦ «Плаза». Но все эти изменения, которые с городом и его культурой произошли, на фестивале как-то не отражаются. Если «Калининград in Rock» - это действительно этакий мамонт, доживший до наших дней, то мамонт, безусловно, живучий, который еще и айфоны переживет. Мальчиков и девочек в футболках "Арии" и "Гражданской обороны" в городе хватает и каким-то фалафелем их точно не перевоспитаешь.
Фото: Елена Тишина
Текст: Борис Савинков
Этот возврат в конец девяностых означал, как минимум то, что организаторам удалось себе выбить площадку в сквере на Московском проспекте, где «Калининград in Rock» и пережил пик своей славы. Плюс ко всему, в этот раз организаторы отказались от формата «хедлайнер + сопровождающая свита». У организаторов получился вполне внушительный лайн-ап по количеству групп, но с точностью сказать, кто все эти люди, собранные на фестивальной сцене, вряд ли бы смог хоть кто-то из пришедших. Организаторы в таком раскладе видели и положительные моменты, вспоминая, что фестиваль и задумывался, как некая площадка-трамплин для молодых групп, а на сольный концерт Кипелова можно и так сходить. Ну, и главный, конечно, атрибут, который организаторам удалось вытащить из того безумного времени – это бесплатный вход на фестиваль.
На момент открытия фестиваля людей на площадке не сказать, чтобы очень много. Это и суровые калининградские металлисты, не по погоде затянутые в кожу и с шипастыми напульсниками по самый локоть, и невесть как ,дожившие до наших дней, остатки популяции эмо, и вполне ожидаемые здесь персонажи в майках «Короля и Шута», «Алисы» и «Гражданской обороны» и даже суровый мужчина в возрасте с подкрашенными глазами и томным взглядом Элиса Купера. Основную массу публики составляли зеваки, которых в сквер на Московском явно затянуло на запах шашлыков.
Общепит на фестивале был организован с учетом всей этой социальной градации посетителей. То есть, тут была и пиццерия «Дон Ченто» (после перезагрузки превратившаяся в «Villa Ченто») и воскресший рок-бар «Пыль Винила», куда в начале «нулевых» любила захаживать потенциальная публика фестиваля и даже герои гастрономического фестиваля Street food weekend - мобильная кухня «Wокруг Света» со своим фалафелем и прочими вегетарианскими изысками. Впрочем, формат «Калининград in Rock» - это не поле для гастрономических экспериментов и самым популярным форматом все равно было пиво с шашлыками.
Политической подоплеки фестивалю в этом году избежать не удалось. На вооружение был взят далеко неоднозначный лозунг «рок за мир в русском мире». Впрочем, до своего условного старшего брата – фестиваля «Нашествия» - «Калининград in Rock», конечно, еще далеко. Там Министерство обороны превратилось практически в одного из соорганизаторов фестиваля, в толпу рокеров с неба спускаются десантники, а прямо на фестивальном поле можно записаться на воинскую службу по контракту. Здесь все пока выглядит куда более невинно. О том самом русском мире, до того на сцене натянули задник с лозунгом, напоминал только шатающийся по площадке человек с казачьим чубом и майке с каким-то грозным принтом про Севастополь. Добравшийся до микрофона Андрей Феоктистов заявлял, что фестиваль «должен прорвать информационную блокаду вокруг Украины», поминал каких-то мистических субъектов, которые два народа стравливают (фамилии и имена, впрочем, не назывались) и грозно обещал, что войну в этом самом русском мире никому не позволено развязывать
Лучше всего всю эту вакханалию подытожил ведущий фестиваля. «Если кто-то из вас друг другу морды набьет, по дружбе и любви, то это же не страшно… Главное, чтобы не было войны», - вполне миролюбиво заметил он. На этом «главное, чтобы не было войны» тема русского мира на фестивале и была подведена к логическому финалу.
В остальном же фестиваль можно охарактеризовать фразой одного из зрителей: «20 лет прошло, а ничего не изменилось». Только в случае «Калининград n rock» - это скорее хорошо, чем плохо. Зрители, музыканты и даже организаторы тут радостно погружаются в сладостный поток ностальгических воспоминаний. Андрей Феоктистов зрителей приветствовал фирменным «we will rock you!» и тут можно вспомнить, что он публику на каждом фестивале так заводит. Вокалист Kenig Tribute Band воодушевленно рассказывал облепившей сцену молодежи, что многих из них еще на свете не было, а он уже получил на «Калининград in Rock» пинка от скинхеда («классические» скинхэды в городе, вроде бы, вымерли еще раньше, чем эмо). «Тряхнем стариной по молодым ушам», - грозно обещали ветераны калининградской рок-сцены из группы «Стрэн Кивалочъ», врубая свой хард-рок образца восьмидесятых годов на полную. Со сцены в этот вечер много благодарили региональное агентство по делам молодежи за помощь в организации, а если посмотреть в социальных сетях записи фестиваля образца 98-го года, то там точно так же за помощь благодарили губернатора. Губернатор тогда был другой – Леонид Петрович Горбенко - но что это, по сути, меняет? То есть, изменилось, конечно, за эти 20 лет много что: недалеко от площадки фестиваля построили комплекс «Рыбная деревня», Кафедральный собор, чей внешний вид в те годы оставлял желать лучшего, теперь полностью восстановлен, а на горизонте грозно нависает ТЦ «Плаза». Но все эти изменения, которые с городом и его культурой произошли, на фестивале как-то не отражаются. Если «Калининград in Rock» - это действительно этакий мамонт, доживший до наших дней, то мамонт, безусловно, живучий, который еще и айфоны переживет. Мальчиков и девочек в футболках "Арии" и "Гражданской обороны" в городе хватает и каким-то фалафелем их точно не перевоспитаешь.
Фото: Елена Тишина
Текст: Борис Савинков
Поделиться в соцсетях