«Раз в 100 лет нас радует Земфира»: горожане о концерте певицы в ДС «Янтарный»
Концерт Земфиры, безусловно, уже стал главным событием не только прошедшего уик-энда, но и, предсказуемо, всего текущего месяца. Последний раз певица приезжала в город 3 года назад. Тогда она презентовала в Калининграде свою новую номерную пластинку «Жить в твоей голове». В этот раз певица добралась до самой западной точки страны в рамках тура «Маленький человек». Новый альбом за этот промежуток времени так и не появился, но Земфира — это тот артист, который, независимо от актуальности программы, неизменно собирает аншлаги. В этот раз, по некоторым оценкам, певица собрала в ДС «Янтарный» 4 тысячи человек (фантастические, по калининградским меркам, цифры).
На её концертах публика не поддаётся никакой классификации: это и коротко стриженные девочки, которые с нетерпением ждут, когда промоутеры вновь привезут в Калининград «Ночных снайперов» или Светлану Сурганову; и люди, внимательно следящие за графиком гастролей группы Radiohead, чтобы отправиться в Берлин на концерт Тома Йорка и сотоварищей; и калининградская богема, которая, кроме как на «Калининград Сити Джаз» и фестиваль «Короче», предпочитает из дома не выходить. На концерте можно было увидеть и владельца «Вагонки» Андрея Левченко, и исполнительно директора компании «Балтма Турс» Михаила Друтмана («Это мощно!» — написал он на своей странице в Facebook, выложив несколько фотографий и видео), и даже победителя последнего конкурса «Сердце города» Антона Сагаля (хоть и проживает он в Милане). Неудивительно, что уже через час после концерта все соцсети превратились в сплошной гимн славы певице на букву «З».
Судя по отзывам в калининградском сегменте соцсетей, первое, что вызвало у горожан недовольство, — это звук. Тут, правда, винят в основном не команду артистки, а сам ДС «Янтарный». С детищем Георгия Бооса власти так и не смогли в своё время определиться: то ли хотели построить крупный спортивный объект, то ли концертную площадку. В результате спорткомплекс превратился в головную боль почти всех артистов, которые выходили на эту сцену. Даже Юрий Шевчук на своей пресс-конференции говорил об этом зале с какой-то опаской в голосе. Самой певице звук, судя по всему, тоже не сильно нравился.
Во время концерта аудитория традиционно делится на две половины: тот, кто внимательно следит за меняющейся дискографией певицы и, в принципе, понимает, чего стоит ожидать в первом блоке; другие же помнят Земфиру по зависшим в ротации «Нашего радио» нескольким хитам и крайне удивляются мрачным и меланхоличным альбомным песням. «Депрессняк» — это самый мягкий эпитет, который можно встретить для обозначения её новых песен. Впрочем, главные хиты, конечно же, были (хоть и не всегда в узнаваемых аранжировках). Один из синглов с последнего альбом — «Деньги» (в оригинале напоминает попытку ещё раз переосмыслить наследие и манеру Виктора Цоя) — звучал особенно злободневно в нынешних кризисных условиях. Земфира порой забывала о своей акустической гитаре и вставала за клавиши.
Всё-таки, несмотря на кажущуюся мрачность, госпожа Рамазанова в коллективном бессознательном по-прежнему остается лирической артисткой: в соцсетях во время её концерта девушки, не сильно заморачиваясь, лепили почти к каждой записи про Земфиру хэштег #любовь. Продираясь сквозь бесконечный набор комментариев а-ля «спасибо, Z!», можно наткнуться и на более оригинальные высказывания: «Никогда не покупайте билеты в 15 и 11 сектор. Звука там нет. Потому что я тормоз, который начинает покупать билеты, когда их уже нет. Понравилась ребенкина метафора: люди как червячки, а Земфира — королева червячков».
Олег Скворцов, бизнес-консультант:
Звук был не очень, к сожалению. Опять «подзвучили» танцпол и первый ярус, но я бы «подзвучил» громче вокал и потише — инструменты. Не хватало глубины второму ярусу, мне кажется. Музыканты — боги. Отыграли превосходно — на уровне хорошего мирового шоу. От публики шла очень мощная энергетическая отдача с самого начала концерта! Ну и самое главное: не было проходных песен, постоянно шла работа с залом. Получил огромное удовольствие от концерта, именно то, что я хотел получить.
Да, я помню её концерт на «Вагонке» в прошлом веке, и эмоции те же самые. Получается, что раз в сто лет нас радует Земфира. Ну и после таких концертов хочется жить столетиями, как можно дольше.
Конечно, хиты очень хочется услышать, но новые аранжировки бесподобны. Мне очень понравилась работа звукорежиссера, мелодичность новых композиций. На 90 % это было шоу из абсолютно новых песен, которые нашли отражение в сердцах зрителей.
Я не понимаю как, но она с пол-оборота заводит зал простыми движениями, и это не трюки фокусника, это искренние эмоции, когда ты сопереживаешь артисту на сцене. Когда она поет для фан-зоны и вдруг теряет куплет, смеясь, — это очень по-настоящему. Её первый концерт в Калининграде был на «Вагонке» очень давно, и с тех пор я не следил за её выступлениями. Но сегодня вновь я окунулся по-полной в прекрасное звучание, новые мелодии и лирику. Мне кажется, что во время концерта пробуждаются все самые искренние чувства у зрителей, кроме тех, кто уходит после первого биса, конечно. Нам не хватает такой искренней и чистой гармонии, как была сегодня на концерте Земфиры, и это чудо, что мы можем насладиться этим сполна.
Иван Власов, генеральный директор «РБК-Калининград»:
Ни разу не был на концерте Земфиры (притом что кассета с первым альбомом была в моём плеере, когда я ехал в автобусе Березники – Екатеринбург и мне было 13) и ни разу — в «Янтарном». Друзья говорили, что на площадке плохой звук, но, видимо, британские звуковики умеют, поэтому всё было шикарно. То же самое про световое шоу и видеоарт — очень красиво и впечатляюще. Что касается Земфиры Талгатовны, то она, конечно, большой российский артист и, похоже, хороший человек. Мне, наверное, больше всего понравилось, что концерт был живым, во всех смыслах.
Нелли Муминова, журналист:
Концерт Земфиры меня разочаровал. Все мегапрофессионально — музыканты, аранжировки, звук, плазмы. Одна проблема — концерт получился претенциозный, унылый и довольно скучный. Земфира зачем-то говорила с залом по-английски, постановочные жесты, какая-то во всем нарочитость, отчужденность, скованность, выхолощенность... На экранах — отрывки из фильмов с Ренатой Литвиновой. В итоге возникает чувство, что смотришь клип. Возможно, это поиск нового, некая потерянность или усталость, но на концерт ходишь за другим. В холле продавали футболки под брендом Земфира/Литвинова по 2000 рублей. В сухом остатке сложилось ощущение, что этот концерт, по сути, раскрутка бренда, и купившие билет глубоко безразличны артисту. Они должны дружно хлопать в ладоши и покупать футболки.
Ирина Шалагинова, преподаватель БФУ им. Канта:
Уровень артиста — по-прежнему лучше её в отечестве, именно по масштабу и профессионализму, никого нет (к сожалению).
Качество звука адекватно оценить не могу, так как очень поздно озаботилась билетами и смогла купить только на самый верхний балкон, и звука там не было совсем. Зато хорошо было видно всякие флешмобы в нижнем мире и световую часть шоу, к которой замечаний нет.
В целом, мне кажется, Земфира очень любит Radiohead, и это отражается на её последних аранжировках особенно. Мне, как фанату Radiohead, это, с одной стороны, приятно, а с другой — есть какая-то ревность. Хотя самобытности данной певице, в общем, не занимать: речь идёт о каких-то деталях в аранжировках.
Фото: Дмитрий Скворцов
Поделиться в соцсетях