“Политический арт”: фоторепортаж с выставки “концептуального стрит-арта “Голос улиц”
4 апреля 2013
То что выставка «содержательного» стрит-арта «Голос улиц», открывшаяся 3 апреля в кинотеатре «Заря» получилась скорее событием политизированным, чем художественным, становилось понятно, практически, с первого взгляда. Организатором проекта, помимо самого кинотеатра, выступил портал PublicPost, который до этого уже отметился сотрудничеством в ряде проектов с центром имени Андрея Сахарова. Представители портала Станислав Решетнев и Алексей Обровец провели даже для присутствующих краткий ликбез по представленным работам. Сами уличные художники, по понятным причинам, ведут полуподпольный образ жизни и с публикой, за редким исключением, предпочитали не общаться. При выборе работ организаторы «Голоса» повели себя достаточно толерантно: на экспозиции были представлены как работы обязательных для такого рода мероприятий «левых» художников, так и «правые» националисты. «Я противник какой-либо цензуры, - рассказывает один из организаторов выставки Станислав Решетнев, - если у нас есть на выставке националисты, то надо их увидеть и понять. На улицах, художники соседствуют на стенах, зачастую на одной стене присутствуют и те и другие. Отделять одних от других – это извращение смысла. Появились даже православные ортодоксы, которые стрит-артом занимаются, а есть на выставке и антиклерикальные граффити, особенно на волне поддержки Pussy Riot. У художников конечно есть друг на друга некоторая «аллергия», приходится с ними разговаривать и говорить: «Ребята, ну вы же вместе на улице находитесь…». Я хочу на выставке полный спектр иметь, никакой цензуры».
«Но надо сказать, что одного нациста мы естественным образом отсеяли. У него работы в принципе очень хорошие и заставляющие задуматься, но там проскакивает символика», - отметил Алексей Обровец.
«Правые» художники на «Голосе улиц» были представлены достаточно простой и схематической графикой, в которую они вмещали привычные для себя лозунги «Русский – значит трезвый», «Люби свою расу» или «Русь –православная». Был так же представлен уже известный по России трафарет против 282 стать УК РФ, где номер статьи зажимает рот, изображенной на схематичной гравюре девушке. Но поскольку националисты пока еще достаточно робко осваивают уличное пространство как место для агитации собственных взглядов, анархисты и радикальные экологи на «Голосе улиц» получили куда большее представительство. Впрочем, все месседжи «левых» по традиции сводились к избитому «за все хорошее против всего плохого». На плакате против использования натурального меха был изображен общипанный, усталого вида заяц, больше напоминавший замученную детьми какую-то мелкую рептилию с подписью «Носите меха! Это модно, тепло и очень приятно». Недалеко от столиков в кафе была размещена целая серия картин, своей аляповатостью напоминающих неумелую пародию на карикатуры из журнала «Крокодил». Некоторые работы на этом стенде своей техникой напоминали рисунки школьников из начальных классов.
Впрочем, помимо политики, на выставке нашлось место и вполне абстрактным вещам. В частности, у входа в кинотеатр была выставлена большая гравюра на которой были изображены какие-то уже совсем сюрреальные, мамлеевские персонажи, а на одной из стен кинотеатра был прилеплен листок бумаги с надписью «Я тебя люблю, а ты меня закрасишь».
Единственным спорным моментом «Голоса улиц», стали отнюдь не идеологические разногласия между художниками, а то как стрит-арт, который горожане привыкли, как правило видеть в унылого вида промзонах и маргинальных районах, вписывается в рафинированное пространство «Зари». В кафе, где любят вести переговоры калининградские ВИПы, подобные работы, каждая вторая из которых содержит весьма радикальный и предельно конкретный месседж, смотрятся, по крайней мере, эклектично. Тем не менее опыт вписывание не совсем удобных для себя выставок у кинотеатра уже есть (взять хотя бы ту же экспозицию «Бездомные новой формации»). Ну а поскольку экспозиция продлится до 21 апреля у калининградцев еще есть время самостоятельно оценить не самый привычный для города проект.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Елена Тишина
«Но надо сказать, что одного нациста мы естественным образом отсеяли. У него работы в принципе очень хорошие и заставляющие задуматься, но там проскакивает символика», - отметил Алексей Обровец.
«Правые» художники на «Голосе улиц» были представлены достаточно простой и схематической графикой, в которую они вмещали привычные для себя лозунги «Русский – значит трезвый», «Люби свою расу» или «Русь –православная». Был так же представлен уже известный по России трафарет против 282 стать УК РФ, где номер статьи зажимает рот, изображенной на схематичной гравюре девушке. Но поскольку националисты пока еще достаточно робко осваивают уличное пространство как место для агитации собственных взглядов, анархисты и радикальные экологи на «Голосе улиц» получили куда большее представительство. Впрочем, все месседжи «левых» по традиции сводились к избитому «за все хорошее против всего плохого». На плакате против использования натурального меха был изображен общипанный, усталого вида заяц, больше напоминавший замученную детьми какую-то мелкую рептилию с подписью «Носите меха! Это модно, тепло и очень приятно». Недалеко от столиков в кафе была размещена целая серия картин, своей аляповатостью напоминающих неумелую пародию на карикатуры из журнала «Крокодил». Некоторые работы на этом стенде своей техникой напоминали рисунки школьников из начальных классов.
Впрочем, помимо политики, на выставке нашлось место и вполне абстрактным вещам. В частности, у входа в кинотеатр была выставлена большая гравюра на которой были изображены какие-то уже совсем сюрреальные, мамлеевские персонажи, а на одной из стен кинотеатра был прилеплен листок бумаги с надписью «Я тебя люблю, а ты меня закрасишь».
Единственным спорным моментом «Голоса улиц», стали отнюдь не идеологические разногласия между художниками, а то как стрит-арт, который горожане привыкли, как правило видеть в унылого вида промзонах и маргинальных районах, вписывается в рафинированное пространство «Зари». В кафе, где любят вести переговоры калининградские ВИПы, подобные работы, каждая вторая из которых содержит весьма радикальный и предельно конкретный месседж, смотрятся, по крайней мере, эклектично. Тем не менее опыт вписывание не совсем удобных для себя выставок у кинотеатра уже есть (взять хотя бы ту же экспозицию «Бездомные новой формации»). Ну а поскольку экспозиция продлится до 21 апреля у калининградцев еще есть время самостоятельно оценить не самый привычный для города проект.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Елена Тишина
Поделиться в соцсетях