«Пляски на площади»: как Калининград пережил первое января
2 января 2015
В конце 2014-го года Александру Ярошуку сильно удалось повысить свой индекс цитируемости. Неосторожно брошенную фразу про то, что городские власти не допустят, чтобы горожане собирались в новогоднюю ночь у елки подхватили все, вплоть до серьезных федеральных изданий. Ажиотаж вокруг мэрского высказывания поднялся такой, что градоначальнику даже пришлось оправдываться и извиняться через собственную пресс-службу, поясняя, что у него «и в мыслях не было» что-то запрещать горожанам, а речь шла всего лишь о том, что главный городской новогодний праздник вот уже 3 года подряд проходит 1 января. Дескать, калининградцы все равно празднуют Новый год дома, а если проводить праздник на следующий день, то люди на него придут. Афиша RUGRAD.EU решила отправиться первого числа на Центральную площадь, чтобы выяснить, что на самом деле представляет из себя главная новогодняя елка города.
Полицейских на главном новогоднем мероприятии немного. Никакой «криминогенной обстановки», которой так боялся Александр Ярошук нет и в помине. Атмосфера на площади, что называется, расслабленная (хотя, лучше все-таки подошло бы слово «вялая»): все измотаны вчерашним новогодним застольем, у некоторых оно закончилось под самое утро, так что сил на нарушения общественного порядка у большинства, наверное, просто не осталось. Да и контингент тут, конечно, собрался не тот, от которого стоит ждать драк или еще чего похуже. В основном это семейные пары, у которых первого января хватило сил взять детей в охапку и потащить их на площадь. Встречаются и одинокие люди, в основном, пожилого возраста. Изредка попадаются условные школьники старших классов, которых на площадь занесло, видимо, просто по инерции из-за громкой музыки.
На сцене публику встречает ученицы вокальной студии Елены Щедриной. Потом их сменят «Балтийские русалочки», потом «Янтарики», потом кто-то еще. Через какое-то время разобраться кто, собственно, отплясывает на сцене: «Янтарики», «Русалочки» или какая-нибудь другая версия «Поющих горошин» становится совершенно невозможно. Дети меняют шубки а’ля «Снегурочка» на легонькие яркие платьица, потом опять на шубки, потом опять на платьица (но уже не такие цветные), поют все либо про русскую зиму, либо про Новый год – все это превращается в какой-то один, большой детский утренник без конца и края, который зачем-то вынесли из актового зала какой-нибудь школы на главную площадь города. Пока одни молодые артисты поют и пляшут на сцене, другие пугливо посматривают из автобусов на растущую у сцены толпу, перед которой им скоро выступать.
Между номерами на сцене появляется Дед Мороз. Как и полагается в своем меховом кафтане. Только в синем, а не красном. У него, как и булгаковского Воланда, есть своя жутковатая свита. Помимо обязательной Снегурочки (она, как и полагается по канонам, дожившим до наших дней со времен советских утренников, в серебристом платье и в блестящем кокошнике), есть еще парочка персонажей: все, как на подбор, в какой-то цветной мишуре и париках. То есть, можно, конечно предположить, что девушка с синими волосами и в белом платье – это, наверное, Мальвина, а пляшущий рядом мужчина– ее верный пес Артемон, но со сто процентной гарантией поручиться сложно. Роль у них на празднике понятная: они ведущие и главные заводилы всего действа. Они будут учить детей, как прыгать, смеяться и махать руками в нужный момент под веселую музыку, как делать зарядку и прочее, прочее, прочее. Дед Мороз пообещает подарки тем, кого вчера обделили, но подарит выступление все тех же «Русалочек». Правда, порой, кажется, что все эти незатейливые развлечения, куда больше нравятся взрослым, а не детям. Бабушки, во всяком случае, куда с большим рвением размахивают руками, чем их внуки. Когда на елке заводят Gangnam Style, то танцуют, как раз, те самые редкие школьники и молодые пары.
Музыка на городской елке – это, конечно, отдельная тема для разговоров. Главный хит тут по-прежнему песня «Новогодняя» группы «Дискотека Авария». Понятно, что ее на подобных мероприятиях заводили и пять, и десять, и даже, наверное, пятнадцать лет назад. Сила воздействия у этого хита на умы и сознание россиян, несмотря на давность лет, не изменилась: все танцуют, машут руками и подпрыгивают по команде Деда Мороза со Снегурочкой, несмотря на шубы, дубленки и огромные пуховики.
Прошедший 2014-й год во многом был посвящен дискуссиям о комфортной городской среде. В Калининграде появилось много сообществ, каждое из которых стало бороться (и не без некоторого успеха) за что-то свое: кто за велодорожки, кто за исторический облик города с брусчаткой и комфортными маленькими улочками, кто за фестивали еды, где люди совершенно по-иному могли взглянуть на тему стрит-фуда. Но городская елка достаточно четко ставит жирную точку в дискуссиях на тему «европейский Калининград город или нет», потому что то, что происходит первого января на площади – это совсем не похоже на тот уютный образ Копенгагена, который активисты пытаются примерить на Калининград. Весь тот опыт проведения мероприятий (без вот этого вот «русского-народного угара»), который год копили калининградские активисты, для чиновников так и остается где-то за кадром. Легче вывести на сцену Дед Мороза и Снегурочку (поддавшись духу времени, последняя даже выучила модное словечко «флешмоб,) и завести «Дискотеку Аварию». Чиновники, вроде бы, и любят заигрывать с этой модной темой: Сергей Воропаев появляется на Дне колеса, кто-то видит в главном архитекторе города Вячеславе Генне «калининградского Капкова», но все это, опять же, разбивается о елку. Велодорожки утыкаются в танцующую под «Дискотеку Аварию» толпу и объехать ее никак не получается.
Полицейских на главном новогоднем мероприятии немного. Никакой «криминогенной обстановки», которой так боялся Александр Ярошук нет и в помине. Атмосфера на площади, что называется, расслабленная (хотя, лучше все-таки подошло бы слово «вялая»): все измотаны вчерашним новогодним застольем, у некоторых оно закончилось под самое утро, так что сил на нарушения общественного порядка у большинства, наверное, просто не осталось. Да и контингент тут, конечно, собрался не тот, от которого стоит ждать драк или еще чего похуже. В основном это семейные пары, у которых первого января хватило сил взять детей в охапку и потащить их на площадь. Встречаются и одинокие люди, в основном, пожилого возраста. Изредка попадаются условные школьники старших классов, которых на площадь занесло, видимо, просто по инерции из-за громкой музыки.
На сцене публику встречает ученицы вокальной студии Елены Щедриной. Потом их сменят «Балтийские русалочки», потом «Янтарики», потом кто-то еще. Через какое-то время разобраться кто, собственно, отплясывает на сцене: «Янтарики», «Русалочки» или какая-нибудь другая версия «Поющих горошин» становится совершенно невозможно. Дети меняют шубки а’ля «Снегурочка» на легонькие яркие платьица, потом опять на шубки, потом опять на платьица (но уже не такие цветные), поют все либо про русскую зиму, либо про Новый год – все это превращается в какой-то один, большой детский утренник без конца и края, который зачем-то вынесли из актового зала какой-нибудь школы на главную площадь города. Пока одни молодые артисты поют и пляшут на сцене, другие пугливо посматривают из автобусов на растущую у сцены толпу, перед которой им скоро выступать.
Между номерами на сцене появляется Дед Мороз. Как и полагается в своем меховом кафтане. Только в синем, а не красном. У него, как и булгаковского Воланда, есть своя жутковатая свита. Помимо обязательной Снегурочки (она, как и полагается по канонам, дожившим до наших дней со времен советских утренников, в серебристом платье и в блестящем кокошнике), есть еще парочка персонажей: все, как на подбор, в какой-то цветной мишуре и париках. То есть, можно, конечно предположить, что девушка с синими волосами и в белом платье – это, наверное, Мальвина, а пляшущий рядом мужчина– ее верный пес Артемон, но со сто процентной гарантией поручиться сложно. Роль у них на празднике понятная: они ведущие и главные заводилы всего действа. Они будут учить детей, как прыгать, смеяться и махать руками в нужный момент под веселую музыку, как делать зарядку и прочее, прочее, прочее. Дед Мороз пообещает подарки тем, кого вчера обделили, но подарит выступление все тех же «Русалочек». Правда, порой, кажется, что все эти незатейливые развлечения, куда больше нравятся взрослым, а не детям. Бабушки, во всяком случае, куда с большим рвением размахивают руками, чем их внуки. Когда на елке заводят Gangnam Style, то танцуют, как раз, те самые редкие школьники и молодые пары.
Музыка на городской елке – это, конечно, отдельная тема для разговоров. Главный хит тут по-прежнему песня «Новогодняя» группы «Дискотека Авария». Понятно, что ее на подобных мероприятиях заводили и пять, и десять, и даже, наверное, пятнадцать лет назад. Сила воздействия у этого хита на умы и сознание россиян, несмотря на давность лет, не изменилась: все танцуют, машут руками и подпрыгивают по команде Деда Мороза со Снегурочкой, несмотря на шубы, дубленки и огромные пуховики.
Прошедший 2014-й год во многом был посвящен дискуссиям о комфортной городской среде. В Калининграде появилось много сообществ, каждое из которых стало бороться (и не без некоторого успеха) за что-то свое: кто за велодорожки, кто за исторический облик города с брусчаткой и комфортными маленькими улочками, кто за фестивали еды, где люди совершенно по-иному могли взглянуть на тему стрит-фуда. Но городская елка достаточно четко ставит жирную точку в дискуссиях на тему «европейский Калининград город или нет», потому что то, что происходит первого января на площади – это совсем не похоже на тот уютный образ Копенгагена, который активисты пытаются примерить на Калининград. Весь тот опыт проведения мероприятий (без вот этого вот «русского-народного угара»), который год копили калининградские активисты, для чиновников так и остается где-то за кадром. Легче вывести на сцену Дед Мороза и Снегурочку (поддавшись духу времени, последняя даже выучила модное словечко «флешмоб,) и завести «Дискотеку Аварию». Чиновники, вроде бы, и любят заигрывать с этой модной темой: Сергей Воропаев появляется на Дне колеса, кто-то видит в главном архитекторе города Вячеславе Генне «калининградского Капкова», но все это, опять же, разбивается о елку. Велодорожки утыкаются в танцующую под «Дискотеку Аварию» толпу и объехать ее никак не получается.
Фото: Юлия Власова
Текст: Борис Савинков
Поделиться в соцсетях