«Никогда мы не будем братьями»: фоторепортаж с концерта Вадима Самойлова
26 сентября 2015
В 2010 году братья Самойловы распустили группу «Агата Кристи». Каждый из лидеров команды ушёл в сольное плавание. Но в 2015 году «Агата» вновь собралась, чтобы дать два концерта в Питере и Москве. Младший из лидеров коллектива –– Глеб Самойлов –– вернулся к своему новому проекту The Matrixx. Старший из братьев, Вадим, полностью унаследовав программу этих ретроспективных концертов, куда вошли все главные хиты группы, отправился в большой тур по России и ближнему зарубежью. 25 сентября Вадим Самойлов дал сольный концерт в калининградском клубе «Вагонка». Афиша RUGRAD.EU отправилась на концерт и попыталась выяснить, какой посыл сейчас несут песни, написанные 20 лет назад.
«Мы выпили до дна прощальное вино. И мы вполне довольны всем…», –– поёт со сцены Самойлов-старший. Это песня «Эпилог». Ею же «Агата Кристи» открывала свой прощальный концерт в Калининграде 6 лет назад. Ею же открывается и посмертная, ретроспективная программа «Агата Кристи. Все хиты».
За эти 6 лет, что «Агаты Кристи» не было в Калининграде, поменялось многое. Тогда решение о роспуске группы прозвучало как гром среди ясного неба. В какие бы дали не заносило потрепанный корабль Самойловых, он демонстрировал примерно те же самые свойства, что и птица-феникс: то есть самым натуральным образом воскресал после, казалось бы, неминуемой смерти. В самые трудные свои времена, когда оба солиста на концерте в буквальном смысле еле могли стоять на ногах, группа умудрялась вести активную гастрольную деятельность.
«Агата» была во многом группой революционной для русского рока: первые опыты с электроникой, первые альбомы ремиксов, вполне откровенные заигрывания в текстах (да и не только в текстах) с веществами, за хранение которых в Российской Федерации можно получить реальный тюремный срок. За своё новаторство и провокации Самойловы платили большую цену. Кондовый, традиционный русский рок никогда не принимал их за своих: слишком много заигрываний с электронной поп-культурой. В волну новой русской гитарной музыки, рождённой триумфом Ильи Лагутенко и фильмом «Брат-2», они тоже не вписывались: слишком мрачные и пафосные. «Наше Радио» даже в самые революционные свои годы предпочитало ограничивать ротации «Агаты» старыми хитами.
Теперь всё не так. После творческой смерти «Агату», как кажется, всё-таки решили признать на творческом олимпе. В любой энциклопедии, посвящённой русскому року, обязательно есть статья про Самойловых, а «Наше Радио» устраивает по памятным датам исторические марафоны в честь группы. «Все авангардные вещи становятся мейнстримом», –– скажет в интервью Самойлов-старший и будет прав.
Публика в зале теперь по большей части в возрасте. «Люди, которым неважно, сколько это стоит», –– охарактеризует сам себя один из зрителей. Цена за билет на концерт Вадима Самойлова действительно «кусается». Но публики набивается на полный большой зал «Вагонки». Вместо «Агаты» публика перед сценой теперь скандирует «Вадим». Вместо девочек в ботинках с железными набойками на носах в зале теперь женщины в черных «готических» майках и напульсниках, бог знает сколько лет назад купленных в магазине «Аква». На втором этаже девушка в кроваво-красном платье исступленно сжимает кулачки, плотоядно поглядывая на сцену, где беснуется Самойлов. Две другие устроят танцы у самого края, да с такой страстью, что кажется, что они вот-вот перевалятся за перила и упадут на головы столпившихся у сцены.
Вадим и сам не скрывает, что без его младшего брата Глеба весь этот проект –– это не воскрешение «Агаты Кристи», а просто кавер-бэнд. Но если даже это и кавер-бэнд, то звучит он местами даже мощнее, чем оригинальная «Агата» в последние годы. После смерти клавишника группы Александра Козлова братья долго выступали с запрограммированными клавишами, что, конечно, накладывало отпечаток на звучание группы. В проект Вадима Самойлова, помимо того, что вся «агатовская» электроника играется живьём, в состав включили ещё и одного дополнительного гитариста. Так что все сложные с технической точки зрения вещи, которые группа себе раньше позволить не могла, теперь звучат так, как должны. Поскольку программа ретроспективная (фактически это торговля ностальгией и попытка сыграть на желании людей вернуться во времена собственной молодости), фирменное звучание «Агаты» реконструируется со всей возможной педантичностью: электронные звучки на барабанах, синтезаторные сэмплы, даже жесты Вадима и его ремарки перед песнями –– это повторение каких-то фишек, отработанных за двадцатилетнюю историю гастролей «Агаты». Тут важен, конечно, бэкграунд екатеринбургской группы. Все знают, что ДДТ –– это Юрий Шевчук, а «Мумий Тролль» –– Илья Лагутенко, но «Агата Кристи» всегда была продуктом коллективного творчества. Кто и что там пел на студийных пластинках, знают только самые преданные фанаты, которых на концерте, конечно, не так много. Так что подмену солиста на некоторых треках никто и не заметит.
Сет-лист концерта –– это путешествие по всему творческому наследию «Агаты Кристи». Начинается все крикливым симфо-роком с синтетическими скрипками времён альбома «Коварство и любовь». Потом холодная отчуждённость пластинки «Декаданс». Тут Самойлов берет небольшую паузу и говорит, что сейчас будет сюрприз и на сцену выйдет гость. Артист хоть и даёт подсказку, что это будет калининградец, но в зале всё равно с надеждой кричат, что это должен быть Глеб. Конечно, никакого Глеба в зале нет. Про него вообще будут вспоминать не так уж часто. Одна девушка в коридоре признаётся, что Глеба любит, «потому что он няша», да и старший брат в завершении концерта пожелает ему здоровья. На сцену вместо него выйдет Аркадий Баранюк –– участник тех самых ретроспективных концертов «Агаты Кристи». Группа играет песню «Декаданс». Самойлов по-театральному жеманничает на словах «кокаин» и «кокотка». Он вообще фантастически выкладывается на сцене, чтобы спектакль под названием «Агата Кристи. Все хиты» жил и казался реалистичным. Уже к четвёртой песне его чёрная футболка блестит от проступивших пятен пота.
Наступает пора глухого пост-панка с клавишными басами и скрипучей перкуссией времён альбома «Позорная звезда». Именно с этого диска началась всероссийская популярность «Агаты». Так что нет ничего удивительного в том, что на песне «Истерика» та самая истерика в зале и творится. Молодой человек, не слишком уверенно держащийся на ногах, бросается в самоубийственных порывах на стены «Вагонки», имитируя пляску святого Витта. Набитый хитами под завязку альбом «Опиум» это состояние всеобщего экстаза только удваивает.
Давать сбои этот чудесный механизм начинает только тогда, когда Вадим объявляет блок «лихих 90-х» (а точнее песен времён альбома «Ураган»). Именно в этот период «Агата» уходит в длинное наркотическое и мрачное пике, а Глеб начинает перетягивать одеяло фронтмена у старшего брата. Да, программа концерта самая политкорректная. Самый мрачный и тяжёлый альбом группы за всю историю –– «Майн Кайф?» –– представлен всего одной песней. Однако, если начинать считать, сколько раз слово «ад» и различные его вариации произносятся со сцены, то обязательно собьёшься. Для Самойлова-младшего, если судить по его проекту The Matrixx, ад –– это по-прежнему объективная реальность, данная в ощущениях. Для Вадима это, такое ощущение, уже нечто пройденное и ненастоящее. Просто кукольный спектакль, который он старательно режиссирует и воспроизводит. Публика, правда, опять не чувствует никакой подмены и отрывается под мрачные «агатовские» боевики с «Урагана» с такой же самоотдачей, как и под более легковесные песни.
Из песен «Агаты», такое ощущение, напрочь вырезан тот безумно гипертрофированный и инфантильный, но при этом ироничный бунт против всего на свете. Если форму опытному музыканту удалось склеить заново, то содержание сосуда под название «Агата Кристи» навсегда утекло в неведомые дали и никогда не вернётся на прежнее место. Да, член общественной палаты и доверенное лицо Владимира Путина на последних выборах –– Вадим Самойлов –– по-прежнему может петь песни про вино и гашиш и грозный гитарный боевик «В интересах революции» (слово «целки» из глебовского текста, правда, тут стыдливо меняется на «грелки»). Но всё равно получается, как в том анекдоте про шарики, которые и цветные, и летают, но не радуют.
«Я к 50 годам понял, что всё, для чего мы живём, –– это любовь», –– скажет ближе концу концерта со сцены Вадим. И в этом признании, наверное, кроется главная причина распада «Агаты Кристи», почему родных братьев разнесло по столь разным дорогам. Старший понял, что главное в жизни –– это любовь. Младший по-прежнему кричит, что «у мира не будет последнего шанса». Самое честное, что могли сделать Самойловы при такой разнице в мировоззрении, это распустить группу. Чтобы не играть до конца жизни по корпоративам условного «Газпрома» «Сказочную тайгу» и «Опиум». И странно, что старший брат воскресит эти песни как раз ради того, из-за чего их когда-то навсегда и похоронили.
Впрочем, не стоит пытаться обвинять Самойлова-старшего в попытках воскресить заведомо мёртвое. Просто спрос рождает предложение. Фанаты русского рока давно перестали мечтать о каких-то глобальных преобразованиях, и никаких перемен сердца не требуют. Сейчас сложно представить себе перестроечный гимн а-ля «Скованные одной цепью» «Наутилуса» или концерты из серии «Русский прорыв», где Егор Летов пел песни в поддержку Геннадия Зюганова и требовал для страны красно-коричневого реванша. Большинству гораздо приятней в сотый раз переслушать «Чёрную луну», всплакнуть под фирменный самойловский гитарный запил в «Опиуме» или помотать зажигалкой под прощальное «Я буду там», чем искать в музыке какие-то новые смыслы и горизонты. Ничего стыдного в этом, наверное, нет. Но не стоит тогда удивляться, что последний рок-артист стадионного масштаба, которого удалось родить на свет «поколению "Нашего Радио"», –– это Земфира, первый диск которой увидел свет больше 15 лет назад.
«Мы выпили до дна прощальное вино. И мы вполне довольны всем…», –– поёт со сцены Самойлов-старший. Это песня «Эпилог». Ею же «Агата Кристи» открывала свой прощальный концерт в Калининграде 6 лет назад. Ею же открывается и посмертная, ретроспективная программа «Агата Кристи. Все хиты».
За эти 6 лет, что «Агаты Кристи» не было в Калининграде, поменялось многое. Тогда решение о роспуске группы прозвучало как гром среди ясного неба. В какие бы дали не заносило потрепанный корабль Самойловых, он демонстрировал примерно те же самые свойства, что и птица-феникс: то есть самым натуральным образом воскресал после, казалось бы, неминуемой смерти. В самые трудные свои времена, когда оба солиста на концерте в буквальном смысле еле могли стоять на ногах, группа умудрялась вести активную гастрольную деятельность.
«Агата» была во многом группой революционной для русского рока: первые опыты с электроникой, первые альбомы ремиксов, вполне откровенные заигрывания в текстах (да и не только в текстах) с веществами, за хранение которых в Российской Федерации можно получить реальный тюремный срок. За своё новаторство и провокации Самойловы платили большую цену. Кондовый, традиционный русский рок никогда не принимал их за своих: слишком много заигрываний с электронной поп-культурой. В волну новой русской гитарной музыки, рождённой триумфом Ильи Лагутенко и фильмом «Брат-2», они тоже не вписывались: слишком мрачные и пафосные. «Наше Радио» даже в самые революционные свои годы предпочитало ограничивать ротации «Агаты» старыми хитами.
Теперь всё не так. После творческой смерти «Агату», как кажется, всё-таки решили признать на творческом олимпе. В любой энциклопедии, посвящённой русскому року, обязательно есть статья про Самойловых, а «Наше Радио» устраивает по памятным датам исторические марафоны в честь группы. «Все авангардные вещи становятся мейнстримом», –– скажет в интервью Самойлов-старший и будет прав.
Публика в зале теперь по большей части в возрасте. «Люди, которым неважно, сколько это стоит», –– охарактеризует сам себя один из зрителей. Цена за билет на концерт Вадима Самойлова действительно «кусается». Но публики набивается на полный большой зал «Вагонки». Вместо «Агаты» публика перед сценой теперь скандирует «Вадим». Вместо девочек в ботинках с железными набойками на носах в зале теперь женщины в черных «готических» майках и напульсниках, бог знает сколько лет назад купленных в магазине «Аква». На втором этаже девушка в кроваво-красном платье исступленно сжимает кулачки, плотоядно поглядывая на сцену, где беснуется Самойлов. Две другие устроят танцы у самого края, да с такой страстью, что кажется, что они вот-вот перевалятся за перила и упадут на головы столпившихся у сцены.
Вадим и сам не скрывает, что без его младшего брата Глеба весь этот проект –– это не воскрешение «Агаты Кристи», а просто кавер-бэнд. Но если даже это и кавер-бэнд, то звучит он местами даже мощнее, чем оригинальная «Агата» в последние годы. После смерти клавишника группы Александра Козлова братья долго выступали с запрограммированными клавишами, что, конечно, накладывало отпечаток на звучание группы. В проект Вадима Самойлова, помимо того, что вся «агатовская» электроника играется живьём, в состав включили ещё и одного дополнительного гитариста. Так что все сложные с технической точки зрения вещи, которые группа себе раньше позволить не могла, теперь звучат так, как должны. Поскольку программа ретроспективная (фактически это торговля ностальгией и попытка сыграть на желании людей вернуться во времена собственной молодости), фирменное звучание «Агаты» реконструируется со всей возможной педантичностью: электронные звучки на барабанах, синтезаторные сэмплы, даже жесты Вадима и его ремарки перед песнями –– это повторение каких-то фишек, отработанных за двадцатилетнюю историю гастролей «Агаты». Тут важен, конечно, бэкграунд екатеринбургской группы. Все знают, что ДДТ –– это Юрий Шевчук, а «Мумий Тролль» –– Илья Лагутенко, но «Агата Кристи» всегда была продуктом коллективного творчества. Кто и что там пел на студийных пластинках, знают только самые преданные фанаты, которых на концерте, конечно, не так много. Так что подмену солиста на некоторых треках никто и не заметит.
Сет-лист концерта –– это путешествие по всему творческому наследию «Агаты Кристи». Начинается все крикливым симфо-роком с синтетическими скрипками времён альбома «Коварство и любовь». Потом холодная отчуждённость пластинки «Декаданс». Тут Самойлов берет небольшую паузу и говорит, что сейчас будет сюрприз и на сцену выйдет гость. Артист хоть и даёт подсказку, что это будет калининградец, но в зале всё равно с надеждой кричат, что это должен быть Глеб. Конечно, никакого Глеба в зале нет. Про него вообще будут вспоминать не так уж часто. Одна девушка в коридоре признаётся, что Глеба любит, «потому что он няша», да и старший брат в завершении концерта пожелает ему здоровья. На сцену вместо него выйдет Аркадий Баранюк –– участник тех самых ретроспективных концертов «Агаты Кристи». Группа играет песню «Декаданс». Самойлов по-театральному жеманничает на словах «кокаин» и «кокотка». Он вообще фантастически выкладывается на сцене, чтобы спектакль под названием «Агата Кристи. Все хиты» жил и казался реалистичным. Уже к четвёртой песне его чёрная футболка блестит от проступивших пятен пота.
Наступает пора глухого пост-панка с клавишными басами и скрипучей перкуссией времён альбома «Позорная звезда». Именно с этого диска началась всероссийская популярность «Агаты». Так что нет ничего удивительного в том, что на песне «Истерика» та самая истерика в зале и творится. Молодой человек, не слишком уверенно держащийся на ногах, бросается в самоубийственных порывах на стены «Вагонки», имитируя пляску святого Витта. Набитый хитами под завязку альбом «Опиум» это состояние всеобщего экстаза только удваивает.
Давать сбои этот чудесный механизм начинает только тогда, когда Вадим объявляет блок «лихих 90-х» (а точнее песен времён альбома «Ураган»). Именно в этот период «Агата» уходит в длинное наркотическое и мрачное пике, а Глеб начинает перетягивать одеяло фронтмена у старшего брата. Да, программа концерта самая политкорректная. Самый мрачный и тяжёлый альбом группы за всю историю –– «Майн Кайф?» –– представлен всего одной песней. Однако, если начинать считать, сколько раз слово «ад» и различные его вариации произносятся со сцены, то обязательно собьёшься. Для Самойлова-младшего, если судить по его проекту The Matrixx, ад –– это по-прежнему объективная реальность, данная в ощущениях. Для Вадима это, такое ощущение, уже нечто пройденное и ненастоящее. Просто кукольный спектакль, который он старательно режиссирует и воспроизводит. Публика, правда, опять не чувствует никакой подмены и отрывается под мрачные «агатовские» боевики с «Урагана» с такой же самоотдачей, как и под более легковесные песни.
Из песен «Агаты», такое ощущение, напрочь вырезан тот безумно гипертрофированный и инфантильный, но при этом ироничный бунт против всего на свете. Если форму опытному музыканту удалось склеить заново, то содержание сосуда под название «Агата Кристи» навсегда утекло в неведомые дали и никогда не вернётся на прежнее место. Да, член общественной палаты и доверенное лицо Владимира Путина на последних выборах –– Вадим Самойлов –– по-прежнему может петь песни про вино и гашиш и грозный гитарный боевик «В интересах революции» (слово «целки» из глебовского текста, правда, тут стыдливо меняется на «грелки»). Но всё равно получается, как в том анекдоте про шарики, которые и цветные, и летают, но не радуют.
«Я к 50 годам понял, что всё, для чего мы живём, –– это любовь», –– скажет ближе концу концерта со сцены Вадим. И в этом признании, наверное, кроется главная причина распада «Агаты Кристи», почему родных братьев разнесло по столь разным дорогам. Старший понял, что главное в жизни –– это любовь. Младший по-прежнему кричит, что «у мира не будет последнего шанса». Самое честное, что могли сделать Самойловы при такой разнице в мировоззрении, это распустить группу. Чтобы не играть до конца жизни по корпоративам условного «Газпрома» «Сказочную тайгу» и «Опиум». И странно, что старший брат воскресит эти песни как раз ради того, из-за чего их когда-то навсегда и похоронили.
Впрочем, не стоит пытаться обвинять Самойлова-старшего в попытках воскресить заведомо мёртвое. Просто спрос рождает предложение. Фанаты русского рока давно перестали мечтать о каких-то глобальных преобразованиях, и никаких перемен сердца не требуют. Сейчас сложно представить себе перестроечный гимн а-ля «Скованные одной цепью» «Наутилуса» или концерты из серии «Русский прорыв», где Егор Летов пел песни в поддержку Геннадия Зюганова и требовал для страны красно-коричневого реванша. Большинству гораздо приятней в сотый раз переслушать «Чёрную луну», всплакнуть под фирменный самойловский гитарный запил в «Опиуме» или помотать зажигалкой под прощальное «Я буду там», чем искать в музыке какие-то новые смыслы и горизонты. Ничего стыдного в этом, наверное, нет. Но не стоит тогда удивляться, что последний рок-артист стадионного масштаба, которого удалось родить на свет «поколению "Нашего Радио"», –– это Земфира, первый диск которой увидел свет больше 15 лет назад.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях