«Не звони в полицию — я не оппозиция»
Во вторник, 9 июля, в рамках фестиваля «Балтийские дебюты» в «Янтарь-холле» прошел концерт певицы Монеточки. Билеты стоили всего 100 руб., и, хотя в день мероприятия в продаже их уже было не найти, в зале было немало пустых мест. Афиша RUGRAD.EU побывала на выступлении и рассказывает, почему взрослым стоит прекратить бояться музыки, которую слушает поколение соцсети «ВКонтакте», и песен, состоящих из интернет-мемов.
Певица Монеточка появилась в программе фестиваля «Балтийские дебюты» совершенно неожиданно. Кинофестиваль придумали еще в 2004 году. Кажется, с того момента главной его функцией было сделать так, чтобы у скучающих в Светлогорске москвичей была возможность между дневными SPA-процедурами и вечерним походом в ресторан посмотреть условную «Легенду № 17». Елизавета Гырдымова, выступающая под псевдонимом «Монеточка», — это, конечно, персонаж совершенно из другой вселенной. В 2015 году на просторах социальной сети «ВКонтакте» появилась юная девушка, которая пела тоненьким голосочком под наивное пианино песенки в духе «Слава революции и слава войне. Слава негодованию в народной массе. Сохрани песенку себе на стене и расскажи одноклассникам в классе». В 2018 году вместо сиротливого фортепьяно появились полноценные аранжировки с электронным басом и барабанами, альбом «Раскраски для взрослых» был признан одним из главных музыкальных событий года, а ее клип с аллюзиями на Балабанова показывали на открытии пафосного фестиваля «Короче», где собрался почти весь цвет отечественной киноиндустрии. Монеточка по умолчанию превратилась в одного из флагманов генерации новых русских музыкантов. А критики поспешили констатировать смерть «эпохи Земфиры и «Мумий Тролля». Монеточка, в отличие других групп «новой русской волны», идеально подходит для кинофестивалей и показов. Молодые музыканты, как правило, ищут крайности — такого количества пост-панк групп в России, кажется, не было уже давно. Монеточка же сознательно заходит на территорию поп-музыки. Так что ее звучание вряд ли будет пугать или раздражать женщин в вечерних платьях, явившихся на очередную ярмарку тщеславия, даже если они ничего не поймут в ее текстах.
Первые ряды в фан-зоне на концерте в «Янтарь-холле» заняли люди ненамного младше самой певицы. Песенки про интернет-мемы, за которые еще недавно можно было оказаться в местах не столь отдаленных по статье 282 УК РФ, не могли оставить равнодушным поколение, которое взрослело в социальной сети «ВКонтакте». Кому-то на выступление пришлось прийти с родителями. Из колонок до начала играла то ли группа «Пошлая Молли», то ли один из ее многочисленных эпигонов. Это еще одни кумиры поколения, родившегося на стыке девяностых-двухтысячных, которые поют на понятные подросткам темы (вписки, административные правонарушения, беспорядочные половые связи или мечты о них). Тинейджерам всегда было важно демонстрировать миру взрослых свою инаковость. Сейчас это легко можно сделать при помощи внешнего вида. «Вся ваша мудрость умещается в наколке. Вся ваша юность — это надпись на футболке», — поет в одной из своих песен Монеточка, и это вполне себе точный коллективный портрет собственной же аудитории, которая соревнуется с друг другом на тему, у кого кроссовки более дурацкого цвета.
Люди, которых условно можно было подвести под графу «скучающие москвичи», расположились на верхних рядах «Янтарь холла». Происходящее внизу не сильно их беспокоило. «Яхта, парус, в этом мире только мы одни. Ялта, август, и мы с тобою влюблены», — плакался из колонок Валентин Стрыкало. Постмодернистский шарж на тему курортного романа, украшенный для верности кабацким синтезатором, вполне мог бы помирить между собой поколения отцов и детей. Для одних это забавный фрик из «ВКонтактика», для других — артист, в чьих песнях они нашли бы понятный для себя сюжет и уж точно не увидели бы ничего предосудительного. Но каждый предпочитал жить в том гетто, которое сам для себя выстроил: молодежь — поближе к сцене, взрослые — на верхних местах в экранах смартфонов.
Самой Монеточке пока ни на йоту не хочется отходить от выбранного четыре года назад образа, который уже успел принести ей определенные дивиденды. Она по-прежнему находится в роли миловидной девочки-отличницы с двумя косичками и в платье в цветочек, которая поет песни со словами «менту «сердечко» не поставлю, хоть убей». На сцене из антуража только две связки шариков и синтезатор Yamaha.
«Ребята, вам весело?» — интересовалась она у публики и предложила зрителю «пошуметь за Тарковского и Рязанова», поскольку ее концерт был приурочен к 100-летнему юбилею ВГИКа. Певица честно призналась, что спрашивала разрешения, можно ли ей подпустить «политической остриночки». И, судя по всему, получила утвердительный ответ. «Мама, я не зигую, мамочка я не зигую. Не звони в полицию — я не оппозиция», — била она по клавишам своей «Ямахи».
Если попытаться кратко сформулировать, какие смыслы может для себя вынести из песен Монеточки поколение 40+ (то есть те люди, чьи дети сейчас как раз заводят аккаунты в соцсетях), то это простой тезис, что в интернете, по сути, нет ничего страшного. Пока взрослые борются с распространением криминальной культуры АУЕ в молодежной среде, Монеточка без особых стеснений поминает ее в своей песне «Козырный туз». Речь там, впрочем, идет не о взаимоотношениях внутри криминальной иерархии, а об активных пользователях соцсетей, которые попали за решетку.
«Не педофилы здесь сидят и не убийцы. И даже гопников здесь сроду не найти. Мы анонимусы, скрывающие лица. Родину предавшие в сети», — пела на концерте Монеточка. Страшны не социальные сети, не интернет, а тот самый реальный мир, построенный взрослыми. «Сегодня утром в новостях плясали танцы на костях... Падают звезды, поймать бы хоть одну. Бомбы-ракеты летят, не знаю, куда-откуда», — из новой песни «Падать в грязь».
В прошлом году Монеточка попала в список артистов, которые невесть откуда взявшиеся в стране родительские комитеты требовали признать «деструктивными» и отменить концерты в регионах. Впрочем, с ней это произошло, скорее, по инерции. Она совершенно не похожа ни на рэпера Хаски, который «хочет быть автоматом, стреляющим в лица», ни на группу «Комсомольск», которая ищет себе «таких друзей, как Эдуард Лимонов». Ее песни сложно представить себе в качестве гимнов, под которые сторонники оппозиционера Алексея Навального маршируют на площади. В мире «мемов и соцсетей» сложно найти идеалы, за которые хоть кто-то был бы готов куда-то маршировать.
«Сартр — это не всерьез. Модернизма больше нет», — диагноз, который Монеточка ставит и аудитории, и самой себе. В треке «Русский ковчег» часть гитарной партии позаимствована из «Перемен» «Кино». Но даже это не более чем постмодернистская цитата.
«Сердце не требует перемен, дремлет в каюте усталый Цой», — пела Монеточка, параллельно уговаривая школьников у сцены кричать «Россия! Россия!». Но минусовка песни из колонок была значительно громче. «Где ваша любовь к нашей прекрасной Родине?» — разочарованно бросила в зал певица.
Нынешняя «новая русская волна», несмотря на схожесть, живет в принципиально других условиях, чем их прародители — русский рок перестроечной поры. «Кино», «Аквариум», «Алиса» и «Телевизор» со всеми своими стилистическими различиями пытались донести до публики примерно одну и ту же идею. Слушатель Монеточки же живет в мире, где, как в рассказе «Папахи на башнях» Виктора Пелевина, сначала боролись за какую-то идею, а потом поняли, «что идей в этом мире очень много бывает, любой выбирай, да?» И если у Монеточки одна идея, то у группы «Сатана печет блины» — другая, а у проекта «Кобыла и трупоглазые жабы» — третья. В этом, наверное, и есть главное отличие «новой русской волны» от всех предыдущих приливов и отливов: модернизма больше нет, и никто ни за кем не пойдет никуда маршировать.
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях