«Калининграду нужна киносреда»
В субботу, 3 июня, в рамках второго Фестиваля креативных индустрий в Центральном парке прошел паблик-ток «Киноиндустрия Калининграда». RUGRAD приводит основные тезисы спикеров о калининградском кино.
Ольга Акопова, директор АНО «Фестивальная дирекция»
Такая локальная особенность — какие-то локальные портреты, натурные съёмки — то, по чему скучают люди. Любят все-таки разнообразную картинку — не пересказанные одинаковые сюжеты, а что-то новое. В этом смысле, конечно, любая региональная особенность, дает такую фактуру, к которой еще не привыкли. Не московскую какую-то, а региональную. Гораздо быстрее вы получите грант, поддержку или какое-то софинансирование, когда будете делать свою локальную историю. Поэтому мне кажется, что в Калининграде в этом смысле есть хорошие стартовые возможности.
Система рибейтов очень хорошо себя зарекомендовала. Мы являемся лидером в стране как кинокомпания-пионер и образцово-показательная кинокомиссия. Многие регионы стараются на нас походить, потому что система согласования очень быстрая, поэтому любят приезжать, любят снимать фильмы.
Я 4,5 года возглавляю кинокомиссию и «Фестивальную дирекцию», и все эти годы я взаимодействовала с продюсерами из Москвы и Санкт-Петербурга, у которых брала обратную связь, чего им не хватает. Им, конечно, очень не хватало людей — специалистов, которые были бы на местах, которые бы знали город, могли бы оказать содействие, и их не нужно было бы везти. Поэтому основной наш региональный акцент по поддержке кинематографа — это, конечно, образовательные программы, и это система рибейтов.
Денис Череухо, режиссер
Это большая проблема — у нас в Калининграде нет такой киносреды, где могли бы люди собираться, встречаться, обсуждать какие-то интересные истории, киноистории; разговаривать о том, как круто было бы выставить свет, какие операторы есть. Про какие-то литературные произведения, которые можно экранизировать, тоже хотелось бы поговорить. Но об этом мало кто говорит, потому что нет киносреды.
Я считаю, что в Калининграде есть большое преимущество перед всеми другими регионами страны. Почему? В первую очередь у нас красивая природа. У нас есть море, у нас есть озера, леса разного рода, у нас есть песок: Куршская, Балтийская коса. Также у нас есть архитектура, по моим подсчетам, трех исторических периодов. Довоенная архитектура: кусочки остались там, средневековье даже существует, какие-то кирхи заброшенные, но также и сегодня уже отреставрированные. Второй период — это советский интерьер, какие-то там хрущевки 1950–1960-х годов. И [третий] — сегодняшние современные российские интерьеры, какое-то современное искусство, современные интересные здания. <…> Фон в кино — это всегда такая атмосфера, и в Калининграде этого очень много. Здесь можно смело это искать, пользоваться этим материалом.
На мой взгляд, калининградские жители, особенно коренные жители Калининграда, очень странные. Они сильно отличаются от людей из глубинки, из России. Я это понял, когда служил в армии, на корабле. Там у нас было 200 человек, и все эти 200 человек были из разных регионов России. Были ребята из Калининграда. <…> Калининградцы всегда отличались, за это и получали по шее, чаще всего, потому что были такие высокомерные. Я потом анализировал, думал, почему вот такие они. Потому что у нас такая интересная ситуация: мы закрыты, у нас под боком Европа, и это нас как будто бы делает такими особенными. У нас островное мышление. Это тоже особенность. Это и не плюс, и не минус, это такая вот уникальная штука.
Я верю, что в Калининграде очень много уникального материала, который нужно просто взять и снять — написать хорошую историю и всё это оформить в кинопроизведение.
Ярослав Кардэлло, режиссер
Когда ты занимаешься любимым делом, тебе не страшна, грубо говоря, пандемия, другие всякие обстоятельства. Ты уже живешь свою жизнь, ты уже в плюсе. Нельзя всё мерить деньгами. Если ты какой-то проект делаешь только ради денег, то ты можешь попасть в любые обстоятельства и быть несчастным человеком.
Почему я вообще не люблю многие короткие метры или там какое-то [социальное] кино? Потому что люди, которые хотят просто как-то выстрелить, идут и снимают социальные вещи. Им плевать на социальные какие-то программы, они это делают ради своей персоны. Это очень хорошо считывается, поэтому я не люблю всё, что связано с социальными фильмами. Как правило, на 15, 20, 30 социальных фильмов один нормальный, когда его делает профессионал, который понимает, зачем он его делает, и после фильма которого идет такая волна, что реально вот до тех детей, у которых проблемы или ситуации, доходят реальные бабки, которые помогают.
Многие люди в киноиндустрии приходят, чтобы поесть устриц на красной дорожке. Вот давайте правду скажем, что львиная доля кинотусовки — это люди, которые хотят поесть устриц на красной дорожке. Я буду чернокнижником, антигероем, кем угодно — я буду топить за другую сторону, когда ты художник всё-таки, когда ты снимаешь не потому, что это сегодня в тенденции, не потому, что это неплохо может продаться, а потому что ты не можешь не снимать.
Когда мы начали снимать кино, я понял, что я вернулся на сцену. Каждая смена кино — это как дать концерт. Художественный руководитель — это тот человек, который должен взять микрофон и прокачать 500 человек, грубо говоря. Никакой разницы, что ты делаешь концертный тур и что ты работаешь на съемках, делаешь смены кино. Для меня это то же самое.
Фото: Дмитрий Савин, Калининградский деловой портал RUGRAD
- Ранее в рамках V Балтийского культурного форума в Светлогорске состоялась дискуссия о проблемах регионального кинематографа и о его будущем.
Поделиться в соцсетях