«Здесь каждый сходит с ума»: репортаж с концерта Дельфина (фото)
Когда-то Андрей Лысиков входил в обойму артистов, которых в обязательном порядке привозили на «Вагонку» каждый год. Концерт традиционно проходил в большом зале, и свои 500–700 человек зрителей, как кажется, Дельфин собирал без особого труда. Однако с таким подходом неизбежно должна была произойти некая девальвация. В какой-то момент «Вагонка» стала потихоньку отказываться от этого артиста, и последнее выступление Лысикова прошло в Калининграде в 2012 году.
На этот раз за организацию концерта взялась, как ни странно, команда фестиваля Kubana, который должен был пройти летом в Калининграде, но сорвался. Ответов, зачем крупной московской компании понадобилось устраивать концерт в таком «проблемном» для них городе, попросту нет. Единственное, что приходит на ум, — концерт Дельфина состоится 23 октября в Риге, и Калининград просто удачно встроился в маршрут тура.
Спустя полчаса после открытия «Вагонки» в клубе набирается максимум человек 300. Проходит какое-то время, и из колонок начинает играет Red Right Hand Ника Кейва. Публика пытается раскачиваться под этот мрачновато-тягучий ритм, но явно не очень понимает, что происходит и где же, собственно, Дельфин. Время от времени на сцене загорался свет, и становилась видна внушительная конструкция из синтезаторов. Такая задержка, впрочем, идет концерту только на пользу. Публики становится всё больше и больше. Потом зажигаются какие-то уж совсем «ледяные» синие прожекторы, а на сцене появляется гитарист Дельфина Павел Додонов. Именно этому человеку приписываются все те музыкальные метаморфозы, которые произошли с Лысиковым со времён альбома «Звезда», где Дельфин уже однозначно перерос узкие рамки отечественного хип-хопа, в которые его не слишком успешно пытались запихнуть.
Додонов выдаёт в зал изрядную долю гитарного скрежета, барабанщик играет что-то маршевое, Лысиков в черной рубашке молча пересекает сцену наискосок и подходит к своим инструментам. Первый трек — «Листья» — песня, которая открывает альбом «Андрей». Дельфин без каких-либо эмоций зачитывает текст, изредка дергая ручки своих футуристических механизмов. Кажется, что вся оставшаяся часть концерта пройдёт примерно по такой же схеме: публика будет стоять, сложа руки на груди, а Дельфин, склонившись на синтезаторами, монотонно зачитывать тексты.
Но вектор меняется очень быстро. Следующая песня в программе — трек «Тебя» с пластинки «Ткани», который в новой аранжировке обрастает нервозной электроникой а-ля группа Xiu Xiu. Дальше — больше. «Кружева» с самого агрессивного альбома Дельфина «Юность» — реверанс в сторону американской альтернативной команды Sonic Youth. С новым барабанщиком у Дельфина вообще получается очень агрессивное звучание. Трек «QT» с альбома «Существо» превращается в техно-гитарный боевик. Свет на сцене мигает так, что можно схватить эпилептический припадок. Группа решает не тянуть с хитами. «Серебро» с пластинки «Звезда» звучит в самом начале концерта.
В какой-то момент кажется, что Дельфин полностью утратил над собой контроль. Он выкладывается с какой-то совершенно суциидальной страстью, принимает мученические позы и терзает микрофонную стойку. Начинает играть один из главных боевиков с пластинки «Юность» — «Без нас», — и Дельфин доводит эту атмосферу воинствующего отчаянии до апогея. Он то ли зачитывает текст, то ли уже откровенно кричит о том, как дети «душили нежных самцов и самок проводами от игровых приставок».
Этот заряд «концентрированного безумия» потихоньку передаётся залу. Каждый тут, такое ощущение, сходит с ума, и каждый это делает по-своему. Между рядов зрителей, пошатываясь из стороны в сторону, бредёт девушка. Она пытается уточнить, если где-нибудь в большом зале табуретка, чтобы посидеть, но её, конечно же, нет. Через 5 минут она будет мирно спать на «вагонковском» диванчике в фойе.
В первых рядах явно начинает твориться что-то недоброе и дикое. Там, где ещё полчаса назад стояли сложа руки, теперь прыгают и орут. Кто-то пытается выяснять отношения, но до открытых потасовок так и не дойдёт. Впрочем, это только первые ряды. Большинство публики всё равно статично.
Несмотря на небольшую вакханалию, между Дельфином и его зрителями — огромная дистанция. За весь концерт он ни разу не заговорит с залом. Непонятно, замечает ли он хоть какую-то жизнь за пределами ядовито-ледяного освещения прожекторов сцены. Ему будут кричать что-то типа «Андрюха!», будут требовать песни и даже тыкать какими-то плакатами, но он ни разу не среагирует.
Концерт подходит к концу. Последняя песня называется «Земля». Дельфин просто падает на свои синтезаторы и лежит так несколько минут, не подавая каких-то признаков жизни. Додонов бежит к краю сцены и поднимает гитару высоко над головой. Кажется, что самым логичным исходом вечера было бы, если бы он просто выбросил её в первые ряды. Примерно так заканчивались концерты альтернативных исполнителей в 80-е, когда самое безобидное, что мог сделать тот же Ник Кейв со своими слушателями, это плюнуть в лицо кому-нибудь из первого ряда. Но на этот раз всё обойдётся без крайностей. Додонов в последний момент аккуратно положит гитару на край сцены. Зрители будут долго требовать артиста на бис, но так его и не дождутся. Ему, как кажется, действительно всё равно. «Если бы он ещё вышел, то у меня бы мозг взорвался», — резюмирует чей-то громкий голос из толпы.
Фото: Елена Тишина
Поделиться в соцсетях