«Домик у Торбы»: репортаж RUGRAD.EU (фото)
22 июля 2016
В 2016 году Калининградская художественная галерея получила грант от фонда Владимира Потанина на свой проект «Маленькие улицы большого художника». Согласно этому проекту, культурное учреждение должно создать в Гвардейске маршрут, связанный с творчеством и биографией немецкого художника Ловиса Коринта. Впрочем, планы директора художественной галереи Галины Заболотской этим не ограничиваются. Она хочет создать в домике, где родился Коринт, современный музей и фактически филиал художественной галереи. В честь дня рождения Коринта галерея совместно с властями Гвардейска устроила напротив разрушающегося здания арт-пикник. Афиша RUGRAD.EU отправилась на это мероприятие и выяснила, как небольшой Гвардейск получил местный аналог «Кройц-аптеки».
«Была Бергштрассе — стала улица Горная»
На въезде в Гвардейск стоят старые немецкие дома с облупившимися фасадами. Такие же когда-то были и есть в Калининграде. Сейчас многие из них либо отремонтированы, либо жителей расселили, а дома снесли. В Гвардейске это немецкое наследие исправно используется в качестве жилого фонда. За этими постройками высятся серые «коробки» хрущевок. На стеклянной витрине типичного советского универмага листовка, призывающая голосовать за Алексея Силанова Автобус останавливается у здания местного ДЮЦа. В этом же здании располагается городской музей. Постройка досталась городу в наследство от немцев, и на её реставрацию средства у муниципальных властей нашлись. Экскурсию для журналистов будет вести новый заведующий музея Альберт Адылов. До этого он организовывал для СМИ похожие экскурсии по форту № 11. Считалось, что он работает у арендатора фортификационного сооружения Артура Сарница.
Журналистам устраивают небольшую прогулку по городу. Точнее, по некоторым точкам, которые должна локализовать Калининградская художественная галерея в рамках своего проекта. Планируется, что этот путь превратится в городской туристический маршрут, а дом Ловиса Коринта, как считает глава администрации города Александр Торба, станет его «доминантой». Точки для маршрута выбирались по определённой системе. У каждого места, которое будет отмечено, есть какая-то связь (пусть порой и призрачная) с биографией и судьбой немецкого художника: отсюда Коринт писал свою картину, это место просто мог видеть во времена своей юности и так далее.
Принимающая сторона явно пытается доказать, что тот старый город, где жил Ловис Коринт, не был полностью уничтожен советскими войсками или разобран на кирпич самим населением в уже мирный период, как это часто случается в области. Время от времени экскурсовод будет восторженно тыкать пальцем в землю, показывая на торчащий булыжник, и говорить про сохранившуюся мостовую. «Была Бергштрассе — стала улица Горная», — восклицает Альберт Адылов на одной из узких улочек современного Гвардейска. После чего рассказывает, что с муниципалитетом произошла в каком-то смысле уникальная история: новые названия для городских улиц — это прежние немецкие, переведённые на русский язык.
Сначала Адылов говорит о домике деда художника. Он тоже находился в немецком Тапиау. Но пока городские власти не могут его найти: никто не знает, где он точно стоял, но все знают, что он когда-то был.
Потом журналистов ведут на центральную площадь Гвардейска. Конечно, это лучшее, чем сейчас может похвастаться команда Александра Торбы перед приезжими. Размеры у неё для небольшого Гвардейска достаточно внушительные. Какой-нибудь урбанист из Москвы, наверное, похвалил бы муниципальные власти за то, что здесь много свободного пространства, которое местные жители могут использовать под какие-то активности (во время визита журналистов на площадке в ряд стоят мольберты, на которых рисуют дети). Наполнение у площади действительно самое минимальное: фонтан и несколько воинских мемориалов. Адылов рассказывает, что это та самая площадь, «которую мог видеть Коринт». Но видел он, конечно, нечто совсем иное — городскую ярмарочную площадь.
Сейчас здесь только киоск с надписью «Пресса». Экскурсовод, правда, упоминает ещё галантерейную лавку, которая всё-таки сохранилась, а в прошлые времена принадлежала одному из членов магистрата Тапиау.
На месте мемориалов памяти советских воинов у немцев был сквер. Адылов рассказывает, что появился он после того, как местный священник заволновался по поводу морального облика горожан: слишком много пьют. Так в Тапиау за год до рождения художника появился сквер с фигурками прусских королей. Никто, правда, не уточняет, помогла ли такая странная мера в борьбе с пьянством или нет.
«Тюрьма как способ консервации»
Сейчас у городских властей есть новые планы по обустройству городской среды (они должны ещё более тесно связать нынешний Гвардейск с известным уроженцем города Тапиау). На фасадах домов должны появиться репродукции картин Коринта. Одно из таких граффити не без гордости демонстрируется журналистам.
После площади представителей СМИ ведут в какой-то «кошачий дворик». Было бы не совсем правильно назвать его обычным городским двором. На идеальном фасаде желтого дома нарисованы кошачьи силуэты. Повсюду клумбы с цветами. «Пример того, как жители при поддержке администрации могут обустроить общественное пространство», — поясняет заведующий музея. Раньше на фасаде такого дома обязательно бы висела табличка «Дом образцового содержания». Теперь же висит пояснение, что дом «отремонтирован по губернаторской программе капитального ремонта».
Потом журналистов ведут в сторону вокзала. Он расположен на отшибе города. Но жителям Тапиау такая странная система городского планирования сослужила хорошую службу. Во время Первой мировой войска Русской императорской армии заняли вокзал. После чего командующий поспешил отрапортовать, что город взят. Хотя до окончательно взятия было ещё очень далеко. Фактически перед воинским соединением в тот момент оказалось расстояние, которое ещё следовало преодолеть.
Следующая точка маршрута — тюрьма, которая располагается в орденском замке Тапиау. Многострадальный символ Гвардейска. О том, чтобы убрать тюрьму из исторического объекта, а для замка придумать новую функцию (например, гостиничный комплекс), речь идет ещё со времен губернатора Георгия Бооса. Но всё, видимо, упирается в финансовые средства. В 2013 году, к примеру, стоимость строительства нового исправительного учреждения оценивалась более чем в 1,5 млрд руб. Адылов рассказывает, что наличие тюрьмы даже пошло на пользу сохранности замка, поскольку это позволило законсервировать объект.
Журналистам замок показывают со стороны берега реки. Городские власти оборудовали там новый причал. Правда, временный. Грант на него был получен от регионального министерства туризма. Общая стоимость строительства нехитрого сооружения составила 950 тыс. руб., муниципалитет осуществлял десятипроцентное софинансирование. «Надо отметить, что не все жители этому обрадовались, — уточнит потом Александр Торба. —Троих задержала полиция… Но это жизнь», — говорит он, не вдаваясь в подробности этой истории. Потом он расскажет, что причалом уже заинтересовался местный бизнес. Точнее, «есть кораблик, который ходит и оказывает услуги».
С берега можно разглядеть кольца колючей проволоки на кирпичных стенах, смотровую вышку, торчащую из-за стены, и даже нечёткий силуэт охранника в этой вышке. Здесь на небольшом пляже у реки и проходит торжественная церемония, посвящённая Ловису Коринту. Александр Торба, директор художественной галереи Галина Заболотская и примкнувший к ним генеральный консул ФРГ в Калининграде Михаэль Банцхаф прямо напротив стен тюрьмы участвуют в торжественной церемонии поднятия флагов. Старательно дёргая за веревку, глава администрации Торба тащит вверх флаг с древним гербом Гвардейска-Тапиау, Заболотской достался флаг с эмблемой галереи, а консулу — флаг с логотипом общества почитателей творчества Коринта в виде его факсимильной подписи.
«Денег нет, но вы держитесь»
Фамильный дом Коринтов был построен в 1825 году. Сейчас он мало отличается от тех немецких домиков, которые встречали автобус с журналистами на въезде в город. Разве что фасад у него ещё больше облупился. Крышу более-менее удалось сохранить. Кусок черепицы отсутствует только в одном месте. На двери мигает красным светом лампочка сигнализации.
Раньше в доме Коринта проживали люди. Но глава администрации рассказывает, что все семьи уже расселили. Александру Торбе приходится признать, что кто-то из бывших жильцов добровольно покидать «домик Коринта» не захотел. Его пришлось выселять в судебном порядке. В подробности чиновник не вдаётся. Однако сейчас кажется, что здание находится в таком плачевном состоянии, что любой бы отсюда с радостью сбежал.
С этим домиком отдельная история. Грант от фонда Потанина галерея получила только на маршрут. Сам дом в этот проект не попадает, хотя и будет отмечен на маршруте. Впрочем, в художественной галерее никогда не скрывали, что у них есть собственные планы на этот объект, который Галина Заболотская видит в качестве филиала художественной галереи. Здесь будет обустроен новый музей. Не скрывая волнения, директор говорит о том, что «галерея приближала этот день как могла». «Мы определились, что это полифункциональный культурный центр, в состав которого входит выставочный зал с арт-резиденциями, с современными сервисами... Что должен быть обязательно музейно-педагогический блок, а не только музей художника», — рассказывает она.
Однако реальность и самое ближайшее будущее домика Коринта совсем не радует. Во-первых, денег у художественной галереи на этот проект сейчас нет. Поэтому культурное учреждение пытается заручиться поддержкой Александра Торбы. Галина Заболотская даже отпускает в адрес команды Торбы слегка натянутый комплимент в духе, что прежняя власть (фамилии, правда, не уточняются) не обращала никакого внимания на попытки галереи сделать что-то с домиком художника. Сейчас же в Гвардейске администрация «молодая, открытая и инициативная». «И пусть ничего не сделать в один день по мановению волшебной палочки, но за этот год сделано очень много», — продолжает рассыпаться в комплиментах директор галереи.
«Я немного критичней отношусь к нашей работе, — довольно улыбается после такого панегирика Александр Торба. — Мы пока в начале пути. Но та идея по созданию музея, которая возникла ещё в 90-е годы, потихонечку воплощается».
В разговор вмешивается Михаэль Банцхаф. «Я был бы рад, чтобы дом был скорее отремонтирован, — замечает генеральный консул. — Чтобы он засиял в качестве туристической достопримечательности».
Во-вторых, власти в Гвардейске не очень понимают, когда примерно смогут провести реконструкцию дома, который находится в аварийном состоянии. Очевидно, что сроки реализации — самое слабое место у альянса Заболотской и Торбы. «Когда примерно? Я понимаю, что денег нет. Но знаю по горькому опыту, что дом, поставленный на реконструкцию, просто развалится, не дождавшись её», — спрашивает кто-то Александра Торбу. «У людей есть возможность сравнивать, как развивается Гвардейск за последние 3 с небольшим года, — совершенно невпопад отвечает чиновник, явно обидевшись на такой вопрос. — 3 года назад газификация округа [составляла] 11 %. А сейчас 46,5 %...» Сроки реконструкции он вообще не называет, считая, что «неправильно» сейчас говорить о каких-то сроках. «Я не хочу болтать, не сделав... Нужен ряд переговоров... Принять решение... Это будет филиал художественной галереи? Муниципальный музей? Отсюда разные источники финансирования. Насколько нас поддержат разные фонды? Один бюджет города это не вытянет... А мы выполняем все полномочия, которые надо выполнять. Закрываем долги, которые получили от поселений, которые зачем-то были созданы 10 лет назад и наплодили в результате долгов. А мы сегодня эти долги гасим», — пытается парировать неудобный вопрос Торба. Из его ответа становится понятно, что денег на музейный проект у городского бюджета тоже нет.
В-третьих, у Александра Торбы на сегодняшний день нет проекта реконструкции. Источники финансирования тоже непонятны. «Может быть, есть какой-то бизнес, который заинтересован в этом? Мы же там не только хотим музейное пространство, но чтобы это была функционирующая структура. Необязательно [она] должна дотироваться... Может быть, билеты продавать... Услуги какие-то оказывать», — мечтательно замечает он и добавляет, что рассчитывает «в этом году это сделать». На подходе к журналистам глава администрации уточнит, что ему хотелось бы, чтобы в текущем году власти приступили только к проектированию, а проект реконструкции город получит к следующему году.
Сумму, которая потребуется на реконструкцию домика, администрация городского округа пока не может даже примерно определить, потому что сам проект не готов. «Не хочу называть какую-то цифру, которая просто в воздухе будет висеть. Я могу сказать, сколько стоит кровля этого дома или фасад. Плюс-минус 20 %», — говорит глава администрации, кивая в сторону соседних строений.
Наконец, в настоящее время не решено, что делать дальше с музейным проектом: будет ли это филиал художественной галереи, как хочет Заболотская, или сделать там, к примеру, муниципальный музей. Как уточняет Галина Заболотская, эти вопросы предстоит решить с Александром Торбой и министерством культуры.
Фото: Юлия Власова
Текст: Алексей Щеголев
«Была Бергштрассе — стала улица Горная»
На въезде в Гвардейск стоят старые немецкие дома с облупившимися фасадами. Такие же когда-то были и есть в Калининграде. Сейчас многие из них либо отремонтированы, либо жителей расселили, а дома снесли. В Гвардейске это немецкое наследие исправно используется в качестве жилого фонда. За этими постройками высятся серые «коробки» хрущевок. На стеклянной витрине типичного советского универмага листовка, призывающая голосовать за Алексея Силанова Автобус останавливается у здания местного ДЮЦа. В этом же здании располагается городской музей. Постройка досталась городу в наследство от немцев, и на её реставрацию средства у муниципальных властей нашлись. Экскурсию для журналистов будет вести новый заведующий музея Альберт Адылов. До этого он организовывал для СМИ похожие экскурсии по форту № 11. Считалось, что он работает у арендатора фортификационного сооружения Артура Сарница.
Журналистам устраивают небольшую прогулку по городу. Точнее, по некоторым точкам, которые должна локализовать Калининградская художественная галерея в рамках своего проекта. Планируется, что этот путь превратится в городской туристический маршрут, а дом Ловиса Коринта, как считает глава администрации города Александр Торба, станет его «доминантой». Точки для маршрута выбирались по определённой системе. У каждого места, которое будет отмечено, есть какая-то связь (пусть порой и призрачная) с биографией и судьбой немецкого художника: отсюда Коринт писал свою картину, это место просто мог видеть во времена своей юности и так далее.
Принимающая сторона явно пытается доказать, что тот старый город, где жил Ловис Коринт, не был полностью уничтожен советскими войсками или разобран на кирпич самим населением в уже мирный период, как это часто случается в области. Время от времени экскурсовод будет восторженно тыкать пальцем в землю, показывая на торчащий булыжник, и говорить про сохранившуюся мостовую. «Была Бергштрассе — стала улица Горная», — восклицает Альберт Адылов на одной из узких улочек современного Гвардейска. После чего рассказывает, что с муниципалитетом произошла в каком-то смысле уникальная история: новые названия для городских улиц — это прежние немецкие, переведённые на русский язык.
Сначала Адылов говорит о домике деда художника. Он тоже находился в немецком Тапиау. Но пока городские власти не могут его найти: никто не знает, где он точно стоял, но все знают, что он когда-то был.
Потом журналистов ведут на центральную площадь Гвардейска. Конечно, это лучшее, чем сейчас может похвастаться команда Александра Торбы перед приезжими. Размеры у неё для небольшого Гвардейска достаточно внушительные. Какой-нибудь урбанист из Москвы, наверное, похвалил бы муниципальные власти за то, что здесь много свободного пространства, которое местные жители могут использовать под какие-то активности (во время визита журналистов на площадке в ряд стоят мольберты, на которых рисуют дети). Наполнение у площади действительно самое минимальное: фонтан и несколько воинских мемориалов. Адылов рассказывает, что это та самая площадь, «которую мог видеть Коринт». Но видел он, конечно, нечто совсем иное — городскую ярмарочную площадь.
Сейчас здесь только киоск с надписью «Пресса». Экскурсовод, правда, упоминает ещё галантерейную лавку, которая всё-таки сохранилась, а в прошлые времена принадлежала одному из членов магистрата Тапиау.
На месте мемориалов памяти советских воинов у немцев был сквер. Адылов рассказывает, что появился он после того, как местный священник заволновался по поводу морального облика горожан: слишком много пьют. Так в Тапиау за год до рождения художника появился сквер с фигурками прусских королей. Никто, правда, не уточняет, помогла ли такая странная мера в борьбе с пьянством или нет.
«Тюрьма как способ консервации»
Сейчас у городских властей есть новые планы по обустройству городской среды (они должны ещё более тесно связать нынешний Гвардейск с известным уроженцем города Тапиау). На фасадах домов должны появиться репродукции картин Коринта. Одно из таких граффити не без гордости демонстрируется журналистам.
После площади представителей СМИ ведут в какой-то «кошачий дворик». Было бы не совсем правильно назвать его обычным городским двором. На идеальном фасаде желтого дома нарисованы кошачьи силуэты. Повсюду клумбы с цветами. «Пример того, как жители при поддержке администрации могут обустроить общественное пространство», — поясняет заведующий музея. Раньше на фасаде такого дома обязательно бы висела табличка «Дом образцового содержания». Теперь же висит пояснение, что дом «отремонтирован по губернаторской программе капитального ремонта».
Потом журналистов ведут в сторону вокзала. Он расположен на отшибе города. Но жителям Тапиау такая странная система городского планирования сослужила хорошую службу. Во время Первой мировой войска Русской императорской армии заняли вокзал. После чего командующий поспешил отрапортовать, что город взят. Хотя до окончательно взятия было ещё очень далеко. Фактически перед воинским соединением в тот момент оказалось расстояние, которое ещё следовало преодолеть.
Следующая точка маршрута — тюрьма, которая располагается в орденском замке Тапиау. Многострадальный символ Гвардейска. О том, чтобы убрать тюрьму из исторического объекта, а для замка придумать новую функцию (например, гостиничный комплекс), речь идет ещё со времен губернатора Георгия Бооса. Но всё, видимо, упирается в финансовые средства. В 2013 году, к примеру, стоимость строительства нового исправительного учреждения оценивалась более чем в 1,5 млрд руб. Адылов рассказывает, что наличие тюрьмы даже пошло на пользу сохранности замка, поскольку это позволило законсервировать объект.
Журналистам замок показывают со стороны берега реки. Городские власти оборудовали там новый причал. Правда, временный. Грант на него был получен от регионального министерства туризма. Общая стоимость строительства нехитрого сооружения составила 950 тыс. руб., муниципалитет осуществлял десятипроцентное софинансирование. «Надо отметить, что не все жители этому обрадовались, — уточнит потом Александр Торба. —Троих задержала полиция… Но это жизнь», — говорит он, не вдаваясь в подробности этой истории. Потом он расскажет, что причалом уже заинтересовался местный бизнес. Точнее, «есть кораблик, который ходит и оказывает услуги».
С берега можно разглядеть кольца колючей проволоки на кирпичных стенах, смотровую вышку, торчащую из-за стены, и даже нечёткий силуэт охранника в этой вышке. Здесь на небольшом пляже у реки и проходит торжественная церемония, посвящённая Ловису Коринту. Александр Торба, директор художественной галереи Галина Заболотская и примкнувший к ним генеральный консул ФРГ в Калининграде Михаэль Банцхаф прямо напротив стен тюрьмы участвуют в торжественной церемонии поднятия флагов. Старательно дёргая за веревку, глава администрации Торба тащит вверх флаг с древним гербом Гвардейска-Тапиау, Заболотской достался флаг с эмблемой галереи, а консулу — флаг с логотипом общества почитателей творчества Коринта в виде его факсимильной подписи.
«Денег нет, но вы держитесь»
Фамильный дом Коринтов был построен в 1825 году. Сейчас он мало отличается от тех немецких домиков, которые встречали автобус с журналистами на въезде в город. Разве что фасад у него ещё больше облупился. Крышу более-менее удалось сохранить. Кусок черепицы отсутствует только в одном месте. На двери мигает красным светом лампочка сигнализации.
Раньше в доме Коринта проживали люди. Но глава администрации рассказывает, что все семьи уже расселили. Александру Торбе приходится признать, что кто-то из бывших жильцов добровольно покидать «домик Коринта» не захотел. Его пришлось выселять в судебном порядке. В подробности чиновник не вдаётся. Однако сейчас кажется, что здание находится в таком плачевном состоянии, что любой бы отсюда с радостью сбежал.
С этим домиком отдельная история. Грант от фонда Потанина галерея получила только на маршрут. Сам дом в этот проект не попадает, хотя и будет отмечен на маршруте. Впрочем, в художественной галерее никогда не скрывали, что у них есть собственные планы на этот объект, который Галина Заболотская видит в качестве филиала художественной галереи. Здесь будет обустроен новый музей. Не скрывая волнения, директор говорит о том, что «галерея приближала этот день как могла». «Мы определились, что это полифункциональный культурный центр, в состав которого входит выставочный зал с арт-резиденциями, с современными сервисами... Что должен быть обязательно музейно-педагогический блок, а не только музей художника», — рассказывает она.
Однако реальность и самое ближайшее будущее домика Коринта совсем не радует. Во-первых, денег у художественной галереи на этот проект сейчас нет. Поэтому культурное учреждение пытается заручиться поддержкой Александра Торбы. Галина Заболотская даже отпускает в адрес команды Торбы слегка натянутый комплимент в духе, что прежняя власть (фамилии, правда, не уточняются) не обращала никакого внимания на попытки галереи сделать что-то с домиком художника. Сейчас же в Гвардейске администрация «молодая, открытая и инициативная». «И пусть ничего не сделать в один день по мановению волшебной палочки, но за этот год сделано очень много», — продолжает рассыпаться в комплиментах директор галереи.
«Я немного критичней отношусь к нашей работе, — довольно улыбается после такого панегирика Александр Торба. — Мы пока в начале пути. Но та идея по созданию музея, которая возникла ещё в 90-е годы, потихонечку воплощается».
В разговор вмешивается Михаэль Банцхаф. «Я был бы рад, чтобы дом был скорее отремонтирован, — замечает генеральный консул. — Чтобы он засиял в качестве туристической достопримечательности».
Во-вторых, власти в Гвардейске не очень понимают, когда примерно смогут провести реконструкцию дома, который находится в аварийном состоянии. Очевидно, что сроки реализации — самое слабое место у альянса Заболотской и Торбы. «Когда примерно? Я понимаю, что денег нет. Но знаю по горькому опыту, что дом, поставленный на реконструкцию, просто развалится, не дождавшись её», — спрашивает кто-то Александра Торбу. «У людей есть возможность сравнивать, как развивается Гвардейск за последние 3 с небольшим года, — совершенно невпопад отвечает чиновник, явно обидевшись на такой вопрос. — 3 года назад газификация округа [составляла] 11 %. А сейчас 46,5 %...» Сроки реконструкции он вообще не называет, считая, что «неправильно» сейчас говорить о каких-то сроках. «Я не хочу болтать, не сделав... Нужен ряд переговоров... Принять решение... Это будет филиал художественной галереи? Муниципальный музей? Отсюда разные источники финансирования. Насколько нас поддержат разные фонды? Один бюджет города это не вытянет... А мы выполняем все полномочия, которые надо выполнять. Закрываем долги, которые получили от поселений, которые зачем-то были созданы 10 лет назад и наплодили в результате долгов. А мы сегодня эти долги гасим», — пытается парировать неудобный вопрос Торба. Из его ответа становится понятно, что денег на музейный проект у городского бюджета тоже нет.
В-третьих, у Александра Торбы на сегодняшний день нет проекта реконструкции. Источники финансирования тоже непонятны. «Может быть, есть какой-то бизнес, который заинтересован в этом? Мы же там не только хотим музейное пространство, но чтобы это была функционирующая структура. Необязательно [она] должна дотироваться... Может быть, билеты продавать... Услуги какие-то оказывать», — мечтательно замечает он и добавляет, что рассчитывает «в этом году это сделать». На подходе к журналистам глава администрации уточнит, что ему хотелось бы, чтобы в текущем году власти приступили только к проектированию, а проект реконструкции город получит к следующему году.
Сумму, которая потребуется на реконструкцию домика, администрация городского округа пока не может даже примерно определить, потому что сам проект не готов. «Не хочу называть какую-то цифру, которая просто в воздухе будет висеть. Я могу сказать, сколько стоит кровля этого дома или фасад. Плюс-минус 20 %», — говорит глава администрации, кивая в сторону соседних строений.
Наконец, в настоящее время не решено, что делать дальше с музейным проектом: будет ли это филиал художественной галереи, как хочет Заболотская, или сделать там, к примеру, муниципальный музей. Как уточняет Галина Заболотская, эти вопросы предстоит решить с Александром Торбой и министерством культуры.
Фото: Юлия Власова
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях