До чего довел разгул демократии
В ночь с 19 на 20 мая в Калининграде прошла акция «Музейная ночь». Портал RUGRAD рассказывает, произошли ли с калининградскими площадками какие-либо перемены и стоит ли надеяться на обновление акции.
Новый коммерческий потенциал
У ворот Музея янтаря усатый ведущий зазывает всех участвовать в велоквесте. Он проходит уже в 6-й раз. Начинался как совершенно небольшое мероприятие и вот вырос до чего-то масштабного. Пока на брусчатке у ворот музея выстраивается внушительных размеров очередь, ведущий пытается вспомнить, что еще будет в сегодняшней ночной программе. На валу запланирован концерт калининградской группы «ЛондонParis», хотя примерно дней 10 назад они играли сольник на «Вагонке» с кавер-версиями Depeche Mode.
«Вы знаете группу "ЛондонParis"?» — повышает голос ведущий. Вялый ответ от вползающей во дворик толпы.
«А группу Depeche Mode?». Внутренние тоннели коридоров музея плохо приспособлены к такому количеству людей. У арок проходов сбиваются очереди, с которыми без особого, впрочем, успеха пытаются справиться волонтеры.
В этом году калининградские музеи уговорили организаторов в лице регионального министерства культуры и АНО «Фестивальная дирекция» пустить в продажу 2,7 тыс. единых билетов, которые дают право посещать все площадки. Всё, что сверх этой цифры, музеи продают самостоятельно. Их билет, соответственно, дает право входа только на 1 площадку. Так, собственно, был простимулирован еще один интерес учреждений культуры к «Музейной ночи». На этот раз — коммерческий.
«Каждый считает, что у них программа интересна и заслуживает отдельной покупки. Посмотрим, насколько это будет выгодно музеям в этом году», — рассуждает министр культуры и туризма Андрей Ермак. Вброшенные на рынок 2,7 тыс. билетов раскуплены полностью. Министр считает, что это верный показатель того, что интерес к «Музейной ночи» как минимум «не падает».
Андрей Ермак, во всяком случае, до сих пор считает, что «Музейная ночь» остается для местных музеев «полем для экспериментов», где они позволяют себе сделать что-то такое, чего в рамках рутинной работы позволить не могут. Среди таких, якобы выходящих за грани привычного событий Ермак вспоминает, что на «Музейную ночь — 2023» директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова в каюте «Витязя» будет рассказывать об истории становления своей площадки.
«Услышать из первых уст от человека, который всё это делал, который всё это прошел... Мне, кажется, такой шанс выпадает довольно редко», — рассуждает Ермак, который деликатно не вспоминает, что директор ММО вообще с удовольствием и не то, чтобы слишком редко, рассказывает о своей площадке.
К концу выступления министра очередь, кажется, полностью уходит за брусчатку у входа. Снаружи людей больше нет.
Калининградская стадионная группа
Стадион «Калининград» участвует в акции «Музейная ночь» всего во второй раз. Чаша 35-тысячной арены светится в ночи синим. На площадке у входа — выставка автомобилей. Старенькие «Ауди» и «Фольксвагены» — коллективный портрет автодорог Калининграда времен начала «нулевых». Разговоры на площадке именно такие, какие и можно себе представить в кружке автолюбителей, собравшихся где-нибудь за гаражами.
«Почём запчасти брал?» — носится по площадке громкий и отчетливый шепот. Массивная фигура охранника в черной форме с подозрением озирается на распределившихся по группкам владельцев авто.
С музеем спорта, который размещается во внутренних помещениях стадиона, по сравнению с прошлым годом никаких радикальных изменений не случилось. Всё те же фотографии улыбающихся болельщиков сборной Хорватии как память о временах, которые вряд ли вернутся в обозримом будущем. Кроме манекенов в спортивных майках, в музее, к примеру, можно найти старые кроссовки брендов, которые публично заявили об уходе с российского рынка. Тоже в своем роде артефакт ушедшего времени.
В том же синем свете, что и сама арена, на футбольном поле дергаются три фигурки. Это калининградская группа «Темноямск». «Вытекала-а-а-а, вытекала-а-а, стала болотом», — гремит вокал под простенький электробит, пока музыканты «Темноямска» корчатся то ли в танце, то ли в попытках сымитировать эпилептические припадки. По краям поля, там, где во время матчей транслируется реклама партнеров и спонсоров, зажигается крупная надпись «Поищи», которая, если смотреть с трибун, гораздо больше похожа на надпись «Полиция».
Один электронный бит сменяется на другой, становясь то быстрее, то замедляясь.
«Я сегодня проснулся один. Выпил чаю, сходил в магазин. По дороге ничего нового...», — песня, вполне себе подходящая для неофициального гимна «Музейной ночи».
Нечистая принесла
«Кого там нечистая нам принесла?» — фигура в темном балахоне машет чем-то длинным, похожим на плеть на подъезжающее к воротам Астрономического бастиона такси. Сам бастион и обосновавшейся здесь театр «Легенды старого города» — условные «новобранцы» «Музейной ночи» в 2023 году. Как признает фигура в черном, сейчас команда в театре подобралась и «стало повеселее».
Во дворике бастиона — идеальная версия «Музейной ночи», как ее можно было бы нафантазировать в каком-нибудь 2008 году, когда акция только набирала популярность. Под скрипку и акустическую гитару играют «Короля и шута» и Ивана Дорна, габаритный палач в черном колпаке скребет топором. Мужчина в зеленой рубахе и с бородкой клинышком (образ, вполне подходящий для какой-нибудь «Легенды о Тиле Уленшпигеле») щелкает колодками.
«Подходим, подходим, будет весело!» — кричит он в ночь ласковым, плотоядным голосом, приоткрыв деревянную крышку с прорезями для головы и рук. Публика к его предложению относится с явной настороженностью.
Здесь всё тоже рано или поздно превращается в танцы посреди внутреннего двора. Девушка в костюме кошки (обязательные уши и нарисованные аквагримом усы) танцует с Пьеро. Фаерщик крутит огненные кольца, в какой-то момент роняет одно из них, но никто не обращает на это никакого внимания. Все стучат ногами, друид — посохом, и только палач со своим топором куда-то подевался.
Главная, впрочем, форма монетизиации для этой площадки — театрализованная экскурсия по коридорам бастиона о далеком прошлом региона. Если быть точнее, очередная вариация смеси исторических фактов и легенд на тему, как Тевтонский орден покорял древних пруссов («пришел причинять добро»). В рассказе во время экскурсии смешиваются Гофман, коты, вампиры и прочие обрывки фольклора.
«А что бы сделали вы, если бы полюбили мужчину, а он уже любит какую-то змею?» — обращаются к одной из девушек во время представления.
«Какая прелесть...».
Разгул демократии
Над верхушками деревьев башни «Дона» догорают последние огненные всполохи. Мистическим образом все активности здесь — и анонсированный концерт «ЛондонParis», и огненное шоу — закончились к 23:00. Толпа течет бесконечным потоком от земляного вала к выходу. Кому-то лень проводить последние минуты «Музейной ночи» в очереди, и он карабкается вверх прямо по стенке вала.
Министр Андрей Ермак, впрочем, не видит особых проблем в том, что музеи начали сворачивать свои программы к полуночи (по факту получается, что даже и раньше). «Полночь — это полночи... Это, скорее, символическое название, скорее удачное маркетинговое название. <...> У нас разгул демократии в части подготовки проекта. Музейщики сами определяют, когда они начинают работу и когда заканчивают», — объясняет он.
«Оживить» проект министр Ермак рассчитывает в том числе за счет новых площадок.
«Мы рассчитываем, что каждый год будут добавляться новые площадки. Что Драмтеатр вернется в "Музейную ночь", что зоопарк вернется. Когда коллеги видят, что популярность не падает, что все билеты постоянно распродаются, это будет их побуждать участвовать в этом проекте», — говорит он.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Дмитрий Савин
Поделиться в соцсетях