RuGrad.eu

20 , 12:06
$90,43
-0,91
94,08
-1,59
22,68
-0,31
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>";

«Бои на улицах Калининграда»

3 августа 2017

В Калининградском историко-художественном музее открылась беспрецедентная экспозиция — трехмерная панорама, посвященная штурму Кёнигсберга (её созданием занимались питерские специалисты из «Невского баталиста»). Афиша RUGRAD.EU отправилась оценить новый экспозиционный комплекс и выяснить, что значит эта выставка для коллективной памяти калининградцев.


Новый экспозиционный комплекс, который появился в историко-художественном музее - это отчасти продолжение уже существующей экспозиции. Все помнят барельеф с легендарной «тридцатьчетверкой», продирающейся сквозь городские развалины. Новые экспозиции — это фактически «параллельные кадры»: то, что могло происходить на других улицах и локациях Кёнигсберга в тот момент, когда советский танк шел в решающую атаку.

Команда «Невского баталиста», благодаря которой в музее появилась трехмерная панорама, в экспозиционный комплекс действительно вложила все силы и ресурсы, которые были в ее распоряжении (для создания сцен городских боев использовались артефакты, принадлежащие историко-художественному музею). Получилось вполне в духе канонических представлений о Великой Отечественной войне а 'ля фильм «Освобождение». То есть тема героизма советских солдат раскрыта полностью, а тема трагедии советского народа — всё-таки остается где-то далеко за кадром (но сейчас все уже привыкают, что про войну в современной художественной культуре принято говорить именно таким пафосным языком героических мифов, где общий смысл победы доминирует над болью и страданиями «маленького человека»).

Первая часть экспозиционного комплекса — это подвал одного из городских ресторанов. Немецкий Кёнигсберг доживает последние дни (если не часы), бои идут за каждый квадратный метр улицы, наступление Красной армии уже не остановить, но остатки Вермахта (в том числе и мобилизованные в последние дни перед крахом пожилые мужчины и юноши, измученные продуктовыми карточками) пытаются оказать последнее сопротивление. Пол подвала завален винными бутылками, мусором и зарядами к «Фаустпатронам». На стене листовки с белозубой блондинкой — остатки от немецкой официальной пропаганды. Двое солдат в касках держат оборону у окна, но центральная часть экспозиции отдана очкастому немцу средних лет с измученным лицом. Он прижимает какую-то тряпку к плечу. Пластмассовые пальцы измазаны красным.

Следующая комната — сцена городских боев. Вывороченная брусчатка тротуаров (примерно такая же сохранилась на некоторых улицах Калининграда), абсолютно седой красноармеец в рваном ватнике бежит с ППШ наперевес в атаку. Из под дыр в верхней одежде выглядывают куски красной ткани. Представитель «Невского баталиста» Дмитрий Поштаренко рассказывает, что в советской армии красной тканью солдаты могли помечать места, куда получили ранение.

Наступление на улицы Кёнигсберга идет полным ходом. На стене дома покосившаяся синяя табличка с надписью «Adolf-Hitler-Straße», брошенный кем-то в панике шестиствольный миномет с женским именем на корпусе. В углу немецкий юноша с испуганным лицом задирает руки вверх, но, как объясняет Дмитрий Поштаренко, из советских солдат на него никто не обращает внимания: мобилизованных в последние дни и побросавших оружие юнцов, единственная функция которых — это «пушечная мясо», советские воины не воспринимают в качестве противников. В самом дальнем углу экспозиции — разбитая рамка с фотографией фюрера — закономерный итог человеконенавистнического государства, которому его безумные отцы-основатели прочили тысячелетнюю жизнь, но просчитались буквально во всем.

«В течение четырех дней советские войска штурмовали крепость неприступного немецкого духа. Все-таки мы ее завоевали. С большими потерями. Это одна из тяжелых и трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Как говорится, городов-героев много, а город-трофей у нас один. Это Кёнигсберг. Замечательный город Калининград, который вы для нас завоевали», - говорит на открытии панорамы врио губернатора Антон Алиханов. Глава региона говорит о том, что кровь советских солдат и офицеров, которая «пропитала эту землю — сделала ее нашей». Но в конце своей речи все-таки не может удержаться от привычной для современных политиков риторики про соседние государства, которые якобы отказались от памяти о войне. «Повсеместно в соседних странах... Для которых мы завоевали право жить и отвоевали их независимость, к сожалению, забывают об этом подвиге и о тех жизнях, которые советский народ отдал ради свободы всей Европы и мира. В эти дни, когда память у некоторых мутнеет, наша задача никогда не забывать того подвига. И рассказывать, и показывать правду о том, что происходило в те годы», - пытается подпустить металла в свой голос глава региона. 

Ветераны войны, которых пригласили на открытие экспозиции, говорят, что могут узнать себя среди участников городских боев, что, конечно, добавляет очков работе «Невского баталиста». Один из участников штурма вспоминает, как бойцы отряда нашли красную перину (у немцев они были почему-то именно такого цвета) и хотели вывесить как Знамя Победы. Но командир запретил самодеятельность: приказа такого не было, а город еще полностью не взят.  


Фото: Юлия Власова
Текст: Алексей Щеголев



Поделиться в соцсетях