Спекуляции на памятнике Елизавете

Практически ежегодно, начиная с 2008 года, в региональном медиапространстве, в основном в желтой прессой, как сплетницами на лавочках, муссируется ситуация вокруг скульптуры императрицы Елизаветы Петровны, установленной на стилизованном форте близ Северного мола в Балтийске.
Заголовки один непригляднее другого, что, в принципе, свойственно такому уровню прессы: «СКАНДАЛ: Бронзовая Елизавета может рухнуть?», «Памятник императрице Елизавете требует срочной реставрации», «В Балтийске памятник императрице Елизавете под угрозой исчезновения», «Кто довел до ручки памятник?», «В Балтийске продолжается конфликт вокруг памятника русской императрице», «Шестнадцатитонный памятник императрице Елизавете может рухнуть», «Спасти памятник императрице», «Памятник Елизавете в Балтийске может обрушиться», «Императрица Елизавета грозит бедой», «Памятник Елизавете находится под угрозой разрушения» и т.п.
В последние годы тональность несколько поменялась, оттеснив проблему «обрушения и срочного ремонта» на второй план. На первом оказалась тема, связанная с заявлением Светланы Сивковой, директора музея Мирового океана, которая «решила подать в суд на нерадивых «хранителей» форта и потребовать, чтобы памятник перенесли в другое место, где у музея будет возможность сохранить его».
Новый поворот ситуации изначально получил скандальное звучание в Балтийске, будоража умы неравнодушных горожан. Люди обеспокоены угрозой потерять монумент, ставший бронзовой «визиткой» города и области. Отголоски затронули даже местные соцсети, где развернулись бурные, но непродолжительные дискуссии.

***
В принципе, если не поддаваться эмоциям и просто немного поразмыслить, внимательно изучив доступные в интернете публикации «по Елизавете» за последние годы, то выводы можно сделать вполне определённые. Прежде всего, в отношении изменения места прописки царственной особы.
Для того чтобы памятник Елизавете Петровне начал движение со своего пьедестала на Северном молу, очевидно, должен быть возведён подобный же постамент в другом месте. Для его постройки, помимо чьих-то неумных хотелок и времени, потребуются немалые средства. А главное – принципиальное согласие автора композиции, московского скульптора Георгия Франгуляна, заслуженного художника Российской Федерации, известного своими работами: памятниками Булату Окуджаве (Москва, Арбат), Петру I (Бельгия, Антверпен), Пушкину (Брюссель).
Сложно представить, что Франгулян, заявлявший, что «скульптура Елизаветы Петровны на коне войдет в историю как единственный в России памятник, посвященный императрице», изменит в угоду чьим-то амбициям личное представление о месте размещения своего детища. Тем более что монумент в главной базе Балтийского флота буквально с момента постройки с подачи журналистов стал «грандиозным символом российского присутствия на Балтике». Не обошлось и без флотского юмора по поводу того, что жители самого западного города России обзавелись собственной «статуей Свободы» – так окрестили местные острословы величественное сооружение на Северном молу в Балтийске.

Вряд ли на изменение дислокации нашей Елизаветы «дадут добро» и из столицы. Не секрет, что замысел создания в янтарном крае монументального объекта, символизирующего преемственность и историческую связь с «большой» Россией — возник в период предвыборной президентской кампании 2003 года. И администрация президента принимала в своё время принципиальное решение об установке памятника императрице в городе Балтийске. Она же координировала реализацию проекта через Министерство культуры России и администрацию области. И способствовала привлечению на его строительство спонсорских средств. Их на памятник Елизавете Петровне собирал «Славянский фонд России», а на сооружение постамента — фонд «Елизаветинский». Была идея и на перспективу – создать историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт». Но после выборов без необходимого финансирования она так и осталась на уровне замысла.
Что касается Калининграда, то первоначально предполагалось там установить уникальную скульптуру. Однако посетив город, Франгулян не нашел необходимой возвышенности. И категорически отверг областной центр:

– Получив предложение сделать проект памятника Елизавете Петровне для Калининграда, – вспоминал Георгий Франгулян, – я прилетел в эту самую западную часть России и осмотрел предлагаемое место – центральную площадь напротив кафедрального собора. Место мне не понравилось, и я по карте отыскал более достойное и значимое в геополитическом отношении – портовый город Балтийск, бывший Пиллау. Мое предложение было принято на "ура", ведь памятник обретал символическое значение: все корабли, идущие в Россию, в Калининградский порт, будут проходить через этот пролив.

Эксперты оценили скульптуру как «оригинальный по замыслу, полный экспрессии, классический в своей основе балтийский памятник Елизавете Петровне, который должен занять достойное место в ряду европейских конных монументов». По оценке специалистов, скульптор прекрасно учел все точки рассмотрения памятника. Статуя имеет четкие очертания силуэта и видна издалека. Подмечено, что особенно интересный эффект возникает в вечернее время, когда выхваченная из ночной тьмы снопом света конная статуя кажется летящей в пространстве.
По замыслу автора, в царственном облике императрицы запечатлены грани ее характера: державная властность, решительность, незаурядный дар политика и военачальника. И в то же время – естественность и обаяние, олицетворяющие Россию, прославляющие ее. Императрица Елизавета Петровна изображена скульптором такой, как диктуют традиции парадного портрета: верхом на коне, в платье и в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в парике и маленькой женской треуголке на голове. Символично изображение Елизаветы, представленной в пору расцвета своей красоты.

— Сама Елизавета была, говорят, невероятная красавица, — отмечал Георгий Франгулян. — На мой взгляд, она очень похожа на отца: глаза, рот, выражение лица, подбородок — абсолютно петровские. Я это могу утверждать потому, что делал памятник Петру для Антверпена и хорошо знаю отца Елизаветы.
Блестящая наездница, Елизавета много времени проводила верхом, более того, принимала на коне все парады. При ней впервые была разработана дамская униформа для езды в седле, поэтому я пришел к мысли, что памятник должен быть конным. Мне представилась уникальная возможность сделать первый такой памятник в мире — императрица верхом на коне! На ней туфельки, которые я увидел в Оружейной палате.
Это особенный памятник для России: Елизавета развернута лицом к Европе, она как бы принимает парад кораблей, идущих в русский порт, в то же время рукой мягко подчеркивает границу России. Императрица сидит лицом к Европе, что означает уважение к соседям. Елизавета выглядит юной, царственной, стремительно летящей.

Памятник призван поразить своими размерами: высота бронзовой конной статуи составляет 6,3 метра, общая высота памятника вместе с постаментом, выполненном в виде оборонительного сооружения, достигает 14 метров. Высота конной статуи — 6,3 метра, общая высота с постаментом — 14 метров, вес, по разным оценкам, от 12 до 16 тонн (вместо заявленных 20 – говорят, часть бронзы пошла на памятник Державину).
В Европе всего два конных памятника женщинам: скульптура Жанны д'Арк в Париже и монумент Елизавете Петровне в Балтийске. Фигура нашей императрицы, кстати, получилась на целый метр выше фигуры её отца Петра I в именитом «Медном всаднике» в С-Петербурге.
Форт, избранный в качестве постамента для Елизаветы – символ защиты, обороны, альтернатива агрессии. Его размеры также впечатляют: 52 метра в длину, 25 метров в ширину, высота 5 метров. На верхней площадке установлен трехметровый постамент из бронзовых плит. На одной из них изображен российский императорский герб. Сооруженный из натурального камня, гранита, в виде стилизованного фортификационного укрепления, форт выполнен в форме православного креста. Он расположен вблизи Шведской крепости с идеальной привязкой к окружающей местности.

***
Вероятно, этой информации вполне хватит, чтобы понять – никто в ближайшее время не собираться лишать балтийцев памятника Елизавете. Для этого нужны реальные телодвижения – проект, землеотвод, а главное – финансы. Спонсоров в очереди явно не наблюдается.
А без строительства нового форта в каком-то ином месте вообще глупо и абсурдно, на уровне, что называется, бреда сивой кобылы, заявлять о том, что музей «всерьёз начинает думать, куда перенести памятник». Притом, что сам балансодержатель скульптуры не может найти 3-4 млн. рублей на устранение проблем, выявленных специалистами, чтобы привести уникальное творение Георгия Франгуляна в соответствие с требованиями охранного обязательства.
Вместо этого в прессе практически ежегодно поднимается волна спекуляций, откровенно смахивающих на шантаж. С чем это связано – очевидно, тема отдельного разговора...