Университетский бульвар, круговое движение у Королевских ворот и новая филармония на территории таксопарка (+ фото проекта)
Сегодня на оперативном совещании в администрации Калининграда была представлена концепция развития территории рекреации, прилегающей к Литовскому валу. Концепция была разработана по муниципальному контракту с ООО «Студия архитектуры» Олега Копылова. Стоимость контракта составила 347,5 тыс. руб.
В частности, предполагается вернуть в городскую структуру заброшенную и невостребованную лесопарковую территорию, оставшуюся от так называемого Кенигсбергского зеленого пояса Шнайдера. Речь идет о том, чтобы связать Литовский вал с ручьем и парковой зоной через существующие тоннели. Также признана логичной идея развития парково-спортивного комплекса в составе развивающегося кампуса БФУ им. И. Канта.
Отдельно представлена планировочная схема, позволяющая очередями, по мере возможности и необходимости, расширять учебную и научную базу БФУ им. И. Канта линейным экстенсивным способом. Основой градостроительной композиции станет Университетский бульвар, проходящий от ул. А. Невского до ул. Ю. Гагарина. Указывается, что на замыкании прогулочной оси бульвара предлагается строительство современного доминантного высотного здания ректората и многофункционального зала на 2500 мест (университетский театр). Центром композиции бульвара должна стать главная университетская площадь, с которой будут расходиться три лучевые аллеи парка, соединяющие ее площадками равелина бастиона «Грольман».
Что касается транспортной схемы, то для решения существующих проблем городского трафика на ул 9 апреля — ул. А. Невского должна быть оборудована кольцевая развязка на 4 полосы. Не перекрестке ул. Гагарина и Литовского вала предлагается вернуть круговое движение, отказавшись от светофорного регулирования. Для удобного проезда к парковкам и зданиям университета предусматривается сквозное транспортное движение от ул. А. Невского до ул. Ю. Гагарина. Также городские власти считают необходимым снести часть дома на пересечении Литовского вала и Московского проспекта, которая «не представляет исторического наследия».
Если говорить о реконструкции и застройке непосредственно Литовского вала, то авторы концепции предложили менее и более радикальный пути развития ситуации. Первый метод состоит в создании 2-3 пешеходных тоннелей в местах существующих закрытых проходов под самой насыпью Литовского вала, что позволит связать реконструируемый парк и университет с центром города. Более радикальный способ предполагает снос земляного вала и реконструкцию исторических кирпичных фортификационных объектов и набережных Паркового ручья. При этом на месте вала должны быть созданы зеленые променады и партеры с прогулочными аллеями и велодорожками; улица соединяется с парком и пешеходными мостами. По мнению авторов концепции, при реализации такого варианта «Ул. Литовский вал получит другой свободный профиль и приобретет более мажорное настроение и характер».
Помимо этого концепция предполагает два места для «современной застройки в этническом стиле». Так, на территории таксопарка, прилегающей к ул. Фрунзе, предлагается построить здание новой Калининградской филармонии и галереи современного искусства в комплексе культурного центра «Королевские ворота». Ранее главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне предложил перенести на Литовский вал также здание Историко-художественного музея. Вторым объектом называют «Город мастеров», расположенный рядом с бастионом «Обертайх». Он должен представить собой комплекс небольших двух-трёхэтажных зданий, объединенных в ремесленные ряды, улицы и площадь. Инвесторов строительства объекта городские власти намерены искать в Москве.
«Реконструкция улицы и строительство объектов с фасадами в стилистике исторической застройки оживит район, создаст благоприятную среду обитания и отдыха горожан, для существующих объектов культурного наследия создаст масштабный контекст и объединит их», - уверены авторы концепции.
В приложении эксизные проекты концепции. Материалы предоставлены комитетом архитектуры и строительства администрации Калининграда.