Местоположение: г. Калининград, ул. Богдана Хмельницкого, 63а
Построена в 1907 году по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. В 1980 году подверглась реконструкции (архитектор — Павлел Горбач). 22 августа 1980 года в здании торжественно открыта Калининградская областная филармония.
Здание католической кирхи является самым известным и значительным творением Фридриха Хайтманна. По первоначальному проекту здание кирхи должно было располагаться параллельно дороге своей продольной осью, при этом хоры должны были быть ориентированы на восток. Но стройплощадка была расширена и церковь была построена симметричной, что не характерно для творчества Хайтманна. Многие элементы здания, его планировка заимствованы у орденских церквей, долго изучаемых архитектором. В качестве основного материала использовался красный кирпич. Хайтманн полагал, что Кирха Святого Семейства должна быть семейным домом, в котором царил бы дух Христа и его земных родителей. В кирхе никогда не проводились панихиды, только обряды крещения и венчания. Иногда кирху называли Катеринен Кирхе, по названию располагавшегося рядом госпиталя Святой Катерины.
Строительное описание: Снаружи очень легко видеть все части здания: высокий церковный неф, хоры, громоздкая башня с её двумя фронтонами и четырьмя пристройками по впадающим углам (для ризниц и других помещений). Для оформления этих кубических форм Хайтманн использовал готический ступенчатый фронтон. Они была сделаны в качестве боковых завершений двухскатных крыш продольного нефа и в уменьшенной форме перед двухскатными крышами башни. Кроме того, такие же декоративные фронтоны возникли по четырём углам односкатных крыш. Многочисленные лестничные фронтоны, украшенные маленькими фиалами, вносят движение в строгость кубических форм; вверху на башне движение усиливается, там фиалы встречаются попарно. Карнизы под крышами и у башни выполнены достаточно неброско, в пилястрах фронтона и декоративных аркадах башни преобладают вертикальные элементы.
Типично готические формы декорации, как, например, ажурный орнамент, искать в этом здании бесполезно. В общем, и целом, это совместное сочетание основных простых объёмов и также простых и стремящихся последовательно вверх форм украшения и создают сооружение в стиле новой готики, которое как раз и не могло возникнуть в средние века, а соответствовало ощущению формы завершающегося XIX-го века.
Хоры кирхи: Простой, сделанный из простого формовочного камня, чуть вдающийся вглубь портал ведет через небольшое помещение перед входом в собственно вестибюль. Отсюда и был вход в высокую зальную церковь с её пятью пролётами. Стройные, восьмиугольные колонны делят пространство на средний неф и два одинаковых по высоте боковых нефа. Над ними начинаются красивые звёздчатые своды с нервюрами. Рёбра состоят из формовочного красного кирпича. Подпятные камни свода начинаются над пятами колонн, у стен над маленькими консолями. Поверхности стен покрыты штукатуркой, углы стен и триумфальная арка оформлены красным кирпичом. На чуть приподнятых хорах эти формы повторяются. Справа и слева от хоров раньше находились помещения ризниц.
Накануне войны, в 39-м, при церкви, хотели набрать класс юных органистов. Наподобие воскресной школы. Никто из восьми записавшихся мальчишек не стал музыкантом, все погибли на службе Третьему рейху.
В 1945 году церковь была повреждена и долгое время была заброшена, постепенно разрушалась. Но в 1980 году после продолжительной реконструкции под руководством архитектора Павла Горбача в ней была открыта Калининградская областная филармония.
|