Сердце Россгартена

Почему новая магистраль на ул. 9 Апреля стала «дорогой на костях».

6 июня этого года открыли движение по одной из полос новой магистрали на ул. 9 Апреля. В асфальт и примыкающий к проезжей части тротуар успешно были закатаны фундаменты башни Альтроссгартенской кирхи и часть примыкавшего к храму лютеранского кладбища XVII века. Для кого-то это решение транспортных проблем Калининграда, для других – это печальное событие, связанное с разрушением археологического наследия города. Улица «безжалостно расширилась» в сторону бывшего кладбища, подступив к жилой девятиэтажке: новая остановка напротив бывшего медучилища стоит аккурат на могилах. Магистраль на 9 Апреля теперь в полном смысле стала «дорогой на костях».

История этого района начинается с огороженного луга для выпаса лошадей: территория находилась северо-восточнее замка и принадлежала Тевтонскому ордену. Корень Ross- в названии Rossgarten отсылает нас к слову ross из верхненемецкого диалекта, распространенного на территории южногерманских земель, Франконии и Баварии (частично на территории Австрии). Ross, Rösser (или Roß) в переводе – это конь. Так постепенно проясняется этимология названия района Россгартен (Конский сад). Интересно и то, что в переносном смысле словом Rösser могли и обозвать (имеется в виду дурак, олух или осёл). В XVI веке слобода Россгартен получила самостоятельность (1542 год). Чуть позднее она поделилась на две части – Передний (Vorder) и Дальний (Hinter) Россгартен. На печати суда Россгартена была изображена ива. На печати Фордер Россгартена красовался белый конь, Хинтер Россгартена – черный бык.

Фордер Россгартен начинался от Вайсгербер штрассе (ныне пешеходная дорожка к Музейному мосту через Нижнее озеро около нынешнего историко-художественного музея). Северной его границей служила Schwanen Graben (Лебединая канава). Более раннее средневековое название – Schweinen Graben (Свиная канава). Достаточно непрезентабельное и позднее переименованное в созвучное Schwanen. Поток вытекал из Верхнего озера и, петляя по Россгартену, вливался в Замковый пруд чуть южнее здания бывшей комендатуры. Сейчас о кёнигсбергской подземной реке напоминает вечно сырой асфальт рядом с бывшим рестораном «Риф», где и поныне сквозь бетонную стенку советского сооружения эпохи 80-х в любое время года просачиваются ручейки, стекающие в Нижнее озеро.

Лебединый мостик (Schwanen Brücke), перекинутый через эту канаву, находился на границе Ближнего и Дальнего Россгартена. Сейчас это место рядом с общежитием Лукойла на Клинической, 27: дорога там опускается в небольшую низину (где и был средневековый мостик), а потом немного поднимается, пересекаясь с Нерчинской. Всё, что севернее и северо-восточнее, – это уже Хинтер Россгартен, на территории которого в 1623 году был заложен первый храм россгартенской общины, как указывается в немецких источниках, скромная деревянная капелла. На планах Кёнигсберга XVII века храм обозначался как Rossgartsche Kirche. Старой Россгартенской её назвали уже после постройки в 1644–1647 годах Нойроссгартенской кирхи в районе Нойроссгартен, что западнее Штайдамма (не сохранилась, ныне там стадион лицея № 23 на ул. Вагнера, 51). Позднее, с 1651 по 1693 год, кирха перестраивалась в камне и кирпиче. В 1683 году была сооружена мощная башня, напоминавшая средневековые постройки Тевтонского ордена и получившая характерную шатровую крышу, которая узнаваема и поныне на видовых открытках этой части Кёнигсберга.

Альтроссгартенская кирха – настоящая «душа» и сердце района Россгартен, куда по воскресеньям со всей округи стекались все приличные жители – добропорядочные верующие лютеране. Первым пастором этого прихода стал Георг Вайссель (1590–1635). Этот уроженец Домнау (ныне Домново в Правдинском районе) изучал теологию и музыку в Альбертине под руководством Иоганна Эккарда и Иоганна Штобеуса, затем работал ректором учебного заведения во Фридланде, а в третье воскресенье декабря 1623 года он стал первым пастором в маленькой деревянной Россгартенской капелле вскоре после её сооружения.

Именно Вайссель прославил Альтроссгартенскую кирху во всем лютеранском мире. Известно, что он являлся активным членом кружка поэтов, возглавляемого Симоном Дахом. Пастором было написано 23 произведения, которые в лютеранской традиции передавались из поколения в поколение. Самым известным песнопением Вайсселя стал рождественский хорал «Macht hoch die Tür die Tor, macht weit» (в русском переводе: «Врата, откройтесь! Час настал. Грядет владыка из владык!»), сочинённый по 24 псалому Давида в переводе Мартина Лютера и впервые исполненный именно в стенах Альтроссгартенской кирхи. В наше время это произведение включено во все сборники лютеранских церковных песнопений.

Известно, что история его написания связана с коммерсантом Штургисом, который построил в Россгартене дом. Поблизости от его владений находился приют для бедных и больных, которые протоптали тропинку вдоль ограды сада Штургиса. Поскольку вид сирых и убогих раздражал торговца, он изощрился и купил близлежащий луг, поставил забор, ворота, а калитку закрыл на замок. Поскольку идти в обход было затруднительно, бедняки пожаловались пастору Вайсселю и попросили о помощи. В связи с этими событиями Вайссель написал песню, которую хор должен был исполнять в дни четвертого адвента (последнего воскресенья) перед Рождеством, как и полагается – перед домами богатых жертвователей прихода. Упоминается, что Штургис настолько был растроган этим хоралом, что самолично открыл ворота и калитку, ведущую через его сад к храму, пригласив в свой дом всех бедняков. А текст песнопения он попросил записать в его сборник псалмов. С тех пор тропинка стала называться Дорогой адвента (Adwentsweg), или Рождественской дорогой. Название это не удалось обнаружить на картах. Есть предположение, что тропа могла со временем превратиться в полноценную улицу и получить название Altrossgarter Prediger Strasse (в переводе – Альтроссгартенская улица Проповедника, ставшая нынешней улицей Боткина). Возможно, её назвали именно в честь первого пастора местной кирхи Вайсселя.

Кирха занимала четверть кладбищенского участка в Россгартене, до тех пор пока бомбы не выжгли храм в 1944 году. Руины стояли вплоть до начала 70-х, когда уже заканчивали строить девятиэтажку поблизости.

А теперь о существовании кирхи почти ничего не напоминает, потому что пересечение ул. 9 Апреля и Нерчинской сейчас полностью перестроено ради шестиполосной магистрали: огромные валуны, бывшие когда-то основанием башни кирхи, были обнаружены ещё в январе этого года; частично их раскопали, большинство выворотили и вывезли на самосвалах вместе с грунтом. Фундамент нефа кирхи тянется в восточном направлении вдоль улицы Нерчинской (бывшей Altrossgarter Kirchenstrasse) и «уходит» за строительный забор, где должны возвести очередной торговый центр (рядом с новой остановкой на 9 Апреля). Мало кто догадывается, но самые интересные «находки» скрываются именно на этой территории: и подвалы кирхи, и практически треть кладбища XVII–XX вв., располагавшегося при кирхе.

Если верить листовке, расклеенной в прошлом году в подъездах на 9 Апреля, 64–70, планируемый ТЦ будет стоять как раз на месте южной части разрушенного после войны кладбища Альтроссгартенской кирхи, а её фундаменты окажутся под парковкой этого самого нового ТЦ. 80 % девятиэтажки на 9 Апреля стоит на кладбище, а также вся её придомовая территория, детские площадки за домом и парковки вплоть до границы с улицей Пионерской.

Фундаменты башни кирхи и потревоженный участок кладбищенской территории строители, как и водится, привычно и оперативно засыпали песком (все помнят скандал с обнаружением останков кёнигсбержцев и гробов трёхвековой давности при реконструкции магистрали). Обязательное в этом случае присутствие археологов затормозило бы стройку минимум на 3–4 месяца. Однако категорически игнорировать кости в грунте всё-таки не решились: с 12 марта на нетронутой территории стройки начали работать поисковики из организации «Совесть». Слой земли снимался при помощи экскаватора примерно на метра 1,5–2. Там действительно было немало обломков костей и прочие интересные находки, которые аккуратно собирались поисковиками и запаковывались в мешки.

Однако всё ещё жива надежда, что на этот участок когда-нибудь придут настоящие археологи и проведут исследование всех культурных слоев, ведь это центр района Россгартен, зародившегося в XIV веке. Полузасыпанные строительным песком фундаменты башни кирхи XVII века всю весну напоминали о себе кирпичами, торчащими из грунта и грубо срезанными экскаватором. Сейчас они погребены под слоем песка и новенькой тротуарной плиткой. Сохранять фундаменты, что-то с ними делать, как-то исследовать – явно никто не собирался, да и не было соответствующего распоряжения из службы охраны памятников или откуда-то ещё, ведь никакого объекта, внесённого в списки памятников регионального значения, здесь нет.


Aнна ПЛАСИЧУК

Источники:

Albinus Robert. Königsberg Lexikon: der Stadt und Umgebung. – Flechsig, 2002.

Geede Ruth. Königsberger schreibt Musikgeschichte // Preussusche Algemeine Zeitung. 27.12.2014

Ney Heinz D. Rainer. Gottes Häuser in Königsberg. Band 1: Kirchen, Kapellen und Synagogen bis 1945. GRIN Verlag, 2015.


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)