Искусство для искусства?
Польская диаспора в Калининградской области: взгляд изнутри.
Будучи поляком, который уже 23 года проживает в России, у меня есть уникальная возможность видеть проблемы польской диаспоры на востоке собственными глазами. Несомненно, для начала необходимо решить определение самого понятия «Полония», иначе говоря: польская диаспора, проживающая за пределами Польши. Казалось бы, определение простое, но это не так.
На днях я встречался с журналисткой, главным редактором газеты польской диаспоры в Калининградской области, она рассказывала мне о своих впечатлениях из разговора с женой бывшего президента Польши Данутой Валенса. Госпожа Валенса была удивлена тем, что члены польской диаспоры в Калининградской области разговаривают между собой на русском языке, а не на польском.
Её удивление мне понятно. Оно возникает из-за стереотипов о польской диаспоре на востоке, господствующих в Польше. Большинство поляков представляет себе, что польская диаспора, а особенно та, которая проживает в странах бывшего СССР, перед сном молится (скорее всего, по-польски), что по воскресеньям ходит в костёл (разумеется, католический), ну и, конечно, разговаривает с собой, дома только по-польски. Я не удивился бы даже, если бы кто-то в Польше думал, что поляки на востоке по праздникам надевают старинные фольклорные костюмы. Впрочем, такой образ «Полонии» - упорно поддерживают и сами организации «Полонии».
Конечно, существуют разные организации польской диаспоры в России: более активные, менее активные, вовсе не активные и такие, что существуют только на бумаге. В Калининградской области мы имеем дело со всеми выше перечисленными видами организаций.
Возвращаясь к самому определению «Полонии» и особенно проживающей в Российской Федерации, мы должны помнить, что Россия является многонациональной страной и почти в каждой русской семье можно найти украинцев, белорусов, армян или поляков. Однако, эти люди, конечно, в разной степени, ощущают себя сначала россиянами, а уж потом, например, удмуртами, грузинами или поляками. Конечно же, нельзя тут говорить обо всех, однако подавляющее большинство польской диаспоры в России это прежде всего граждане России - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Манипуляции
Проблемы польской диаспоры на востоке я могу поделить на две части. Первая - это инструментализация «Полонии» правительством Польши. Очень ярко эта проблема видна в Белоруссии, где, например, существуют два Союза Поляков (СПБ). Один признан властями Польши, а второй - нет. Проблема, однако, заключается в том, что в этом, втором, не признанном Союзе Поляков находятся самые настоящие поляки. А это значит, что мы имеем дело с каким-то курьёзом, когда правительство Польши отказывается признать поляков только потому, что те вступили в какой-то «неправильный» Союз Поляков. Пикантности всей ситуации добавляет тот факт, что лидеры одного Союза Поляков (признанного) создают списки людей из конкурирующего Союза (непризнанного) для того, чтобы внести их в базу данных лиц с запретом на въезд в Польшу, что, впрочем, и происходит впоследствии.
Стоит добавить справедливости ради, что расколы в польской диаспоре на востоке не всегда являются результатом манипуляций извне, очень часто, к сожалению, это проблемы, создаваемые внутри самих организаций.
Достаточно быстрого взгляда на фотографии разных мероприятий или встреч, чтобы убедиться в том, что архетип председателя организаций польской диаспоры на востоке - это женщина в сильно продвинутом возрасте («учительница на пенсии»), хотя, конечно, и тут имеются отступления от этого правила.
Инструментализация «Полонии», мягко говоря, морально сомнительное дело, но оно к тому же очень близорукое, потому что многое указывает на то, что именно поляки с востока в ближайшем будущем будут единственным спасением от демографической катастрофы, к которой катится Польша, если, конечно, их не променяют на молодёжь из Украины, которая так охотно фотографирует себя на фоне флага...
«Университет»
Вторая часть проблемы, о которой я уже немного упоминал, это отсутствие идеи в деятельности самих организаций польской диаспоры. Доказательством этого является почти повсеместное распространение всякого рода театров, ансамблей песни и пляски (а как же!), поэтических кружков и тому подобного.
К сожалению, чаще всего сами организаторы этого вида деятельности понимают, что это искусство для искусства, что такая деятельность никого не интересует, потому что не может интересовать в 21-м веке. В результате чего очень часто такие организации похожи на «Университет третьего возраста» (со всем уважением к «Университету»).
И здесь стоит также для объективности добавить, что лидеры польской диаспоры на востоке вкладывают всю душу в то, что они делают и делают это в условиях часто абсолютного отсутствия финансовых средств.
В Калининградской области существует около 7 организаций польской диаспоры, из которых, насколько я знаю, финансово поддерживается лишь одна. В самом Калининграде у нас две организации, из которых одна работает достаточно активно: ведёт собственный сайт, имеет небольшой офис, одним словом, «стремится, как может». Действия другой организации лично мне ближе не известны, что, конечно, не значит, что их нет, хотя если судить по их страничке в Интернете, то она показывает, что активность в последний раз была там летом.
Стоит также немного внимания уделить двум организациям с периферии. Одна из них находится в Черняховске и считается по лично мне неведомым причинам основной организацией польской диаспоры в Калининградской области. Также это - единственная организация, которая получает финансовую поддержку. По официальным данным, опубликованным на сайте МИД Польши, год назад на организацию встречи в местной школе она получила вместе с музеем в Венгожево 100 тысяч злотых, что тогда было равно миллиону рублей.
О деятельности организации в Черняховске трудно много рассказать. Во-первых, из за географических причин, а также из-за того, что она не имеет собственного сайта, на котором могла бы описывать свои достижения.
Больше внимания следует уделить организации в Озёрске. Это, пожалуй, самая активная и старая польская организация в Калининградской области. Он имеет свой собственный дом и состоит из поляков, которые приехали из Казахстана в надежде на репатриацию в Польшу. Часть из них получила даже репатриационные визы, но на этом, к сожалению, дело заглохло. Хотя это уже совсем отдельная история.
Будущее
Я глубоко убеждён в том, что польская диаспора на востоке заслуживает лучшего обращения со стороны нашего правительства в Варшаве. Многие из них - это потомки наших земляков, которые особенно много пострадали от тоталитарного правления Сталина. Неоднократно были вынуждены скрывать свою национальность во времена СССР из-за страха перед репрессиями со стороны властей. Следует помнить также, что польская диаспора с востока в будущем может оказаться спасательным кругом для польской демографии. Более того, «Полония» могла бы быть также той самой Польской Партией в России, о которой писал Роман Дмовски. Только для того, чтобы так случилось, кто-то в Варшаве должен иметь хорошую идею по развитию и деятельности польской диаспоры в странах бывшего СССР, а также следить за тем, чтобы идея эта была правильно воплощена в жизнь.
Томаш ОМАНЬСКИ
Будучи поляком, который уже 23 года проживает в России, у меня есть уникальная возможность видеть проблемы польской диаспоры на востоке собственными глазами. Несомненно, для начала необходимо решить определение самого понятия «Полония», иначе говоря: польская диаспора, проживающая за пределами Польши. Казалось бы, определение простое, но это не так.
На днях я встречался с журналисткой, главным редактором газеты польской диаспоры в Калининградской области, она рассказывала мне о своих впечатлениях из разговора с женой бывшего президента Польши Данутой Валенса. Госпожа Валенса была удивлена тем, что члены польской диаспоры в Калининградской области разговаривают между собой на русском языке, а не на польском.
Её удивление мне понятно. Оно возникает из-за стереотипов о польской диаспоре на востоке, господствующих в Польше. Большинство поляков представляет себе, что польская диаспора, а особенно та, которая проживает в странах бывшего СССР, перед сном молится (скорее всего, по-польски), что по воскресеньям ходит в костёл (разумеется, католический), ну и, конечно, разговаривает с собой, дома только по-польски. Я не удивился бы даже, если бы кто-то в Польше думал, что поляки на востоке по праздникам надевают старинные фольклорные костюмы. Впрочем, такой образ «Полонии» - упорно поддерживают и сами организации «Полонии».
Конечно, существуют разные организации польской диаспоры в России: более активные, менее активные, вовсе не активные и такие, что существуют только на бумаге. В Калининградской области мы имеем дело со всеми выше перечисленными видами организаций.
Возвращаясь к самому определению «Полонии» и особенно проживающей в Российской Федерации, мы должны помнить, что Россия является многонациональной страной и почти в каждой русской семье можно найти украинцев, белорусов, армян или поляков. Однако, эти люди, конечно, в разной степени, ощущают себя сначала россиянами, а уж потом, например, удмуртами, грузинами или поляками. Конечно же, нельзя тут говорить обо всех, однако подавляющее большинство польской диаспоры в России это прежде всего граждане России - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Манипуляции
Проблемы польской диаспоры на востоке я могу поделить на две части. Первая - это инструментализация «Полонии» правительством Польши. Очень ярко эта проблема видна в Белоруссии, где, например, существуют два Союза Поляков (СПБ). Один признан властями Польши, а второй - нет. Проблема, однако, заключается в том, что в этом, втором, не признанном Союзе Поляков находятся самые настоящие поляки. А это значит, что мы имеем дело с каким-то курьёзом, когда правительство Польши отказывается признать поляков только потому, что те вступили в какой-то «неправильный» Союз Поляков. Пикантности всей ситуации добавляет тот факт, что лидеры одного Союза Поляков (признанного) создают списки людей из конкурирующего Союза (непризнанного) для того, чтобы внести их в базу данных лиц с запретом на въезд в Польшу, что, впрочем, и происходит впоследствии.
Стоит добавить справедливости ради, что расколы в польской диаспоре на востоке не всегда являются результатом манипуляций извне, очень часто, к сожалению, это проблемы, создаваемые внутри самих организаций.
Достаточно быстрого взгляда на фотографии разных мероприятий или встреч, чтобы убедиться в том, что архетип председателя организаций польской диаспоры на востоке - это женщина в сильно продвинутом возрасте («учительница на пенсии»), хотя, конечно, и тут имеются отступления от этого правила.
Инструментализация «Полонии», мягко говоря, морально сомнительное дело, но оно к тому же очень близорукое, потому что многое указывает на то, что именно поляки с востока в ближайшем будущем будут единственным спасением от демографической катастрофы, к которой катится Польша, если, конечно, их не променяют на молодёжь из Украины, которая так охотно фотографирует себя на фоне флага...
«Университет»
Вторая часть проблемы, о которой я уже немного упоминал, это отсутствие идеи в деятельности самих организаций польской диаспоры. Доказательством этого является почти повсеместное распространение всякого рода театров, ансамблей песни и пляски (а как же!), поэтических кружков и тому подобного.
К сожалению, чаще всего сами организаторы этого вида деятельности понимают, что это искусство для искусства, что такая деятельность никого не интересует, потому что не может интересовать в 21-м веке. В результате чего очень часто такие организации похожи на «Университет третьего возраста» (со всем уважением к «Университету»).
И здесь стоит также для объективности добавить, что лидеры польской диаспоры на востоке вкладывают всю душу в то, что они делают и делают это в условиях часто абсолютного отсутствия финансовых средств.
В Калининградской области существует около 7 организаций польской диаспоры, из которых, насколько я знаю, финансово поддерживается лишь одна. В самом Калининграде у нас две организации, из которых одна работает достаточно активно: ведёт собственный сайт, имеет небольшой офис, одним словом, «стремится, как может». Действия другой организации лично мне ближе не известны, что, конечно, не значит, что их нет, хотя если судить по их страничке в Интернете, то она показывает, что активность в последний раз была там летом.
Стоит также немного внимания уделить двум организациям с периферии. Одна из них находится в Черняховске и считается по лично мне неведомым причинам основной организацией польской диаспоры в Калининградской области. Также это - единственная организация, которая получает финансовую поддержку. По официальным данным, опубликованным на сайте МИД Польши, год назад на организацию встречи в местной школе она получила вместе с музеем в Венгожево 100 тысяч злотых, что тогда было равно миллиону рублей.
О деятельности организации в Черняховске трудно много рассказать. Во-первых, из за географических причин, а также из-за того, что она не имеет собственного сайта, на котором могла бы описывать свои достижения.
Больше внимания следует уделить организации в Озёрске. Это, пожалуй, самая активная и старая польская организация в Калининградской области. Он имеет свой собственный дом и состоит из поляков, которые приехали из Казахстана в надежде на репатриацию в Польшу. Часть из них получила даже репатриационные визы, но на этом, к сожалению, дело заглохло. Хотя это уже совсем отдельная история.
Будущее
Я глубоко убеждён в том, что польская диаспора на востоке заслуживает лучшего обращения со стороны нашего правительства в Варшаве. Многие из них - это потомки наших земляков, которые особенно много пострадали от тоталитарного правления Сталина. Неоднократно были вынуждены скрывать свою национальность во времена СССР из-за страха перед репрессиями со стороны властей. Следует помнить также, что польская диаспора с востока в будущем может оказаться спасательным кругом для польской демографии. Более того, «Полония» могла бы быть также той самой Польской Партией в России, о которой писал Роман Дмовски. Только для того, чтобы так случилось, кто-то в Варшаве должен иметь хорошую идею по развитию и деятельности польской диаспоры в странах бывшего СССР, а также следить за тем, чтобы идея эта была правильно воплощена в жизнь.
Томаш ОМАНЬСКИ
(Нет голосов) |