«Сердце города»: НОВЫЙ КОНКУРС?!
«Если здесь сердце города, то в какой части тела живу я?» - спросил меня приятель из новостройки на Сельме, осматривая выставку конкурсных проектов. Что я мог ему ответить со своим 40-летним опытом градостроительного проектирования?
Раньше мы имели понятие «Центр города» - это территория во внутреннем кольце фортификационных укреплений, а у здания Дома Советов была «Центральная площадь». Три площади: Привокзальная, Центральная и площадь Победы – основные градостроительные узлы на главном проспекте города.
Старожилы помнят, как прерывалась ночью связь между Южным и Северным районами города со старыми разводными немецкими мостами и как тяжёло поднимался трамвайчик, штурмующий горку у бывшего Королевского замка, и сколько было сложностей при строительстве эстакадного моста и транспортной развязки с Московским проспектом из-за отсутствия финансирования.
Если бы нам удалось, как это было предусмотрено Генпланом, построить транспортные развязки в разных уровнях на Привокзальной площади и новый автомобильный мост рядом с подъёмным мостом, мы бы решили многие транспортные проблемы.
Но вот понятие «Сердце города» появилось при губернаторе Боосе. Тогда весь центр предполагалось застроить гонконгскими башнями, как их называли Башни Башина, служившего тогда главным архитектором города.
С башнями не сложилось.
И, с новым губернатором Цукановым, «Сердце города» застучало в ритме старой немецкой застройки. Начались «научные» проработки архитектора Васютина, и, естественно, как это у нас бывает, когда появились бюджетные деньги, тут же появилось и бюро «Сердце города» во главе с культурологом и советником А. Попадиным.
Развив бурную деятельность по организации международного конкурса, бюро разработало свой вариант видения застройки этой территории с идеей восстановления старого города со сносом эстакадного моста, ликвидацией Московского проспекта, восстановлением старого замка и застройки разными домами набережных реки Преголя.
Эти разработки легли в основу технического задания, и участники конкурса обязаны были использовать их в своих проектах. На эту грубейшую ошибку технического задания обращали внимание архитекторы-градостроители Калининграда, но их ловко отодвинули от участия в конкурсе, отказав в финансовой поддержке визуализации их проектов.
Как поделился сейчас победитель конкурса, первой полученной им премии хватило только на покрытие внутренних расходов на разработку проекта.
В итоге: мы видим на выставке конкурсные проекты с полным отсутствием современных градостроительных идей.
Ошибки в техническом задании плавно перешли в выполненные проекты. Ситуация сложилась патовая. «Сердце города» в очередной раз разбил паралич.
Хотелось как лучше, а получилось как всегда.
Политическое жюри – это тоже наше «достижение». Такого в мировой практике ещё не было. Здесь мы также впереди планеты всей.
Но вот что интересно. Сам победитель конкурса Н. Явейн заметил: «Это будет пошлый новодел. Я думаю, что в Калининграде уже есть не очень удачный опыт», имея в виду «Рыбную деревню», и о замке: «Воссоздать какой-то муляж просто нельзя». «Это всё равно, что сожгли картину Леонардо да Винчи, а потом кто-то её нарисовал по фотографии и говорит, что это Леонардо да Винчи».
И за то, что он не застроил остров с Кафедральным собором, большая ему благодарность.
Выход из сердечного коллапса видится следующим:
•Остановить все ведущиеся на данный момент работы по реализации существующих конкурсных проектов.
•Передать дальнейшее формирование этой архитектурной среды центра профессионалам – калининградским архитекторам. Это могла бы быть «Балтийская гильдия градостроителей».
•Провести новый конкурс на основе предыдущих решений «Воркшопа».
•Организовать несколько групп калининградских архитекторов для участия в конкурсе.
•Лучшие проекты выявить только после общественного обсуждения с творческими союзами и жителями города.
•Объявить мораторий на любую застройку набережных реки Преголя.
•Обратить внимание, что сохранившаяся старая коттеджная немецкая застройка представляет большой туристический интерес. Необходимо запретить здесь многоэтажное современное строительство. Также представляют интерес и все фортификационные сооружения, в том числе и Королевский форт, а также дом с аптекой по улице Фрунзе и другие сохранившиеся немецкие постройки.
•Создать консультативный орган из архитекторов-градостроителей профессионалов по контролю за реализацией градостроительных решений.
Вадим ЕРЕМЕЕВ,
заслуженный архитектор России
Раньше мы имели понятие «Центр города» - это территория во внутреннем кольце фортификационных укреплений, а у здания Дома Советов была «Центральная площадь». Три площади: Привокзальная, Центральная и площадь Победы – основные градостроительные узлы на главном проспекте города.
Старожилы помнят, как прерывалась ночью связь между Южным и Северным районами города со старыми разводными немецкими мостами и как тяжёло поднимался трамвайчик, штурмующий горку у бывшего Королевского замка, и сколько было сложностей при строительстве эстакадного моста и транспортной развязки с Московским проспектом из-за отсутствия финансирования.
Если бы нам удалось, как это было предусмотрено Генпланом, построить транспортные развязки в разных уровнях на Привокзальной площади и новый автомобильный мост рядом с подъёмным мостом, мы бы решили многие транспортные проблемы.
Но вот понятие «Сердце города» появилось при губернаторе Боосе. Тогда весь центр предполагалось застроить гонконгскими башнями, как их называли Башни Башина, служившего тогда главным архитектором города.
С башнями не сложилось.
И, с новым губернатором Цукановым, «Сердце города» застучало в ритме старой немецкой застройки. Начались «научные» проработки архитектора Васютина, и, естественно, как это у нас бывает, когда появились бюджетные деньги, тут же появилось и бюро «Сердце города» во главе с культурологом и советником А. Попадиным.
Развив бурную деятельность по организации международного конкурса, бюро разработало свой вариант видения застройки этой территории с идеей восстановления старого города со сносом эстакадного моста, ликвидацией Московского проспекта, восстановлением старого замка и застройки разными домами набережных реки Преголя.
Эти разработки легли в основу технического задания, и участники конкурса обязаны были использовать их в своих проектах. На эту грубейшую ошибку технического задания обращали внимание архитекторы-градостроители Калининграда, но их ловко отодвинули от участия в конкурсе, отказав в финансовой поддержке визуализации их проектов.
Как поделился сейчас победитель конкурса, первой полученной им премии хватило только на покрытие внутренних расходов на разработку проекта.
В итоге: мы видим на выставке конкурсные проекты с полным отсутствием современных градостроительных идей.
Ошибки в техническом задании плавно перешли в выполненные проекты. Ситуация сложилась патовая. «Сердце города» в очередной раз разбил паралич.
Хотелось как лучше, а получилось как всегда.
Политическое жюри – это тоже наше «достижение». Такого в мировой практике ещё не было. Здесь мы также впереди планеты всей.
Но вот что интересно. Сам победитель конкурса Н. Явейн заметил: «Это будет пошлый новодел. Я думаю, что в Калининграде уже есть не очень удачный опыт», имея в виду «Рыбную деревню», и о замке: «Воссоздать какой-то муляж просто нельзя». «Это всё равно, что сожгли картину Леонардо да Винчи, а потом кто-то её нарисовал по фотографии и говорит, что это Леонардо да Винчи».
И за то, что он не застроил остров с Кафедральным собором, большая ему благодарность.
Выход из сердечного коллапса видится следующим:
•Остановить все ведущиеся на данный момент работы по реализации существующих конкурсных проектов.
•Передать дальнейшее формирование этой архитектурной среды центра профессионалам – калининградским архитекторам. Это могла бы быть «Балтийская гильдия градостроителей».
•Провести новый конкурс на основе предыдущих решений «Воркшопа».
•Организовать несколько групп калининградских архитекторов для участия в конкурсе.
•Лучшие проекты выявить только после общественного обсуждения с творческими союзами и жителями города.
•Объявить мораторий на любую застройку набережных реки Преголя.
•Обратить внимание, что сохранившаяся старая коттеджная немецкая застройка представляет большой туристический интерес. Необходимо запретить здесь многоэтажное современное строительство. Также представляют интерес и все фортификационные сооружения, в том числе и Королевский форт, а также дом с аптекой по улице Фрунзе и другие сохранившиеся немецкие постройки.
•Создать консультативный орган из архитекторов-градостроителей профессионалов по контролю за реализацией градостроительных решений.
Вадим ЕРЕМЕЕВ,
заслуженный архитектор России
(Нет голосов) |