Российский Запад в лицах и фотографиях

В калининградском городском Совете депутатов открылась выставка калининградского фотохудожника Юрия Павлова

В 1985 году американский фотограф Ричард Аведон сделал множество чёрно-белых портретов американских шахтёров, живущих на западе США. Серия «На американском Западе» («In the American West») вошла в историю мировой фотографии. Работы американца Аведона произвели впечатление на калининградского фотографа Юрия Павлова. Он сделал то же самое, но с ярко выраженным калининградским акцентом. Американская концепция была им творчески препарирована. В результате получилось нечто. Нечто очень качественное, оригинальное, интересное и наше местное - родное.
Сегодня павловская серия насчитывает сто чёрно-белых портретов жителей Калининградской области. Все фотографии - постановочные. Калининградцам, которых снимал Юрий Павлов, приходилось несколько минут стоять практически неподвижно, глядя в объектив. При этом автор серии портретов, в жизни не терпящий никакой фальши, запрещал своим «моделям» хоть сколь-нибудь позировать. Человек просто стоит перед стволом объектива и думает о чём-то своём.
В результате получились портреты, рассматривая которые, зритель остаётся один на один с эмоциональным миром человека на снимке. Эта тонкая психологическая игра подсознания сродни рассматриванию лица самого себя в зеркале. Только на павловских портретах в «зеркале» вместо самого себя мы видим в мельчайших деталях лицо другого человека.
Чтобы ничто не отвлекало зрителя, Юрий Павлов объявил войну заднему плану. В качестве «фона» часто использовались блёклые калининградские стены, а «задние планы» намеренно акварельно размывались. Обычно фон на фотографиях- портретах несёт огромную смысловую нагрузку. Он может многое рассказать о человеке, фотопортрет которого мы рассматриваем. Павлов пошёл другим путём - никакого фона. Такой психологический подход на первый план вывел детали. Детали внешности, детали одежды. Детали, скрупулёзно зафиксированные фотографом, начинают работать. Начинается своеобразный диалог между зрителем и человеком на снимке, открытое и беззащитное лицо которого зритель может рассмотреть... во всех деталях.
Все портреты для своего «Российского Запада» Юрий Павлов сделал в практически умершей технике бром-серебряной фотографии. Здесь нет никакой электроники, пикселей, самонаведения, быстрого кадрирования, автоматического контраста и других технических прелестей современной фотографии. Зато есть почти музейная тренога с громоздкой коробкой фотокамеры и раздвижным гофрированным кожухом объектива.
У такого фотоаппарата очень маленькая «глубина» съёмки. Человек, просто переминающийся с ноги на ногу, может легко «выйти из кадра». Проконтролировать этот процесс невозможно - у такой фотокамеры нет привычного нам видоискателя. И это далеко не единственная сложность.
Правил, которые надо строго соблюдать во время съёмок, чрезвычайно много. В результате для снимающего и для снимающегося съёмка превращается в сложный и строгий ритуал. Сам снимок фотограф делает, спрятавшись от всего мира вместе со своим фотоаппаратом на треноге под плотным чёрным покрывалом. Несоблюдение правил этого мистического ритуала жестоко наказывает фотографа. Дорогостоящий бром-серебряный снимок «гибнет», печально унося с собой в мусорную корзину творческие амбиции фотохудожника и отражение внутреннего мира «модели».
Впервые такая техника начала применяться фотографами во время гражданской войны в Америке в 19 веке. С тех пор она успела сильно состариться и уступить место электронной фотографии. Не сильно при этом изменившись.
Почему Юрий Павлов выбрал сложную, архаичную и рискованную технику? У этой истории есть своя история. В 1988 году он попал на выставку фотографий из архива царской семьи в Москве. Так называемые контактные снимки были сделаны с негативов 1905 - 1907 годов. Юрия поразило, что с этих старых снимков зритель «считывал» гораздо больше информации, чем можно было бы «считать» с фотографий современных. Можно было внимательно изучить фактуру ботинок и фактуру пыли на этих ботинках. Сегодня Юрий Павлов, до сих пор находящийся под впечатлением фотографий из коллекции царской семьи, с сожалением рассказывает: развитие фотографии пошло по пути максимальной оперативности. Фотоаппараты стали меньше, удобней, оперативней. И менее утончённей.
Основным критерием, по которым Юрий Павлов отбирал людей для своего «Российского Запада», была их харизма. Как фотографы начала-середины прошлого века, он ходил со своей треногой по калининградским улицам в поисках лиц. Кто-то соглашался позировать странному человеку со старым фотоаппаратом, кто-то нет. Но такая «охота за лицами» давала свои результаты. Например, на одном из джазовых фестивалей Павлов увидел потрясающую, уже не молодую пару. Он - капитан дальнего плавания, она - балерина. Яркие и свободные, даже в отнюдь не блёклой толпе зрителей «Дон Ченто джаза», они сразу бросились фотохудожнику в глаза. Сегодня он рассказывает, что эта прекрасная пара выглядела так ярко, словно эти двое любящих друг друга людей прилетели с другой планеты. Поэтому Юрий назвал эту пару «космонавтами». «Космонавты» согласились сниматься. Однако во время съёмок правила того самого строгого ритуала случайно были несколько раз нарушены фотографом. Более того, Павлов не сделал дубль. Выяснилось это, когда «космонавты» уже растворились в толпе слушающих джаз. Снимок не должен был получиться. Однако он получился, и получился прекрасно. «Космонавты» стали украшением «Российского Запада».
Сегодня в коллекции «Российского запада» около ста калининградских лиц. В планах на будущее - портреты 300 калининградцев. 300 калининградских лиц, которые смогут немало рассказать о характере нашей с вами Малой Родины...

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)