Два кожаных ведра

На месте будущей гостиницы археологи раскопали останки средневекового дома

Археологи копают недалеко от спорткомплекса «Юность». Недавние находки датируются XIV - началом XV века. Стены дома были выполнены из деревянного бруса. Часть из них сохранилась. По «показаниям» этих «свидетелей» специалисты смогут указать точное время постройки дома. Например, по годичным кольцам на стволе можно достаточно точно определить год, когда дерево было спилено.

Обнаруженный средневековый дом находится в самом центре современного города. В XIV веке район спорткомплекса был пригородом Альтштадта, одного из трёх городов, в 1724 году объединённых в единый Кёнигсберг. Территория, на которой современные археологи нашли средневековый дом, была слободой Ластадие. Здесь жители Альтштадта возделывали свои огороды, пасли домашний скот и хранили для него сено. Здесь же располагалась торговая пристань. Она начиналась прямо за домом. Альтштадт входил в союз Ганзейских городов, помимо города и сам Немецкий (Тевтонский) орден на тот период являлся одним из крупнейших торговых домов в Европе. О масштабах торговых операций свидетельствует испанская монета в четверть пиастра, имевшая хождение в недавно открытой Мексике, обнаруженная недалеко от дома также на Ластадие, на месте раскопок у Музея Мирового океана.

Сомы, лососи, осётры
Константин Скворцов, известный калининградский археолог, руководитель работ, рассказывает, что найденный дом был жилым. Об этом свидетельствует планировка постройки, в которой относительно хорошо сохранилась спальня. Современному человеку эта «спальня» напоминает шкаф-купе. Это очень маленькое помещение, в котором, как правило, не было окон. Таким образом жители средневекового города экономили зимой тепло.
По одной из версий археологов Самбийской экспедиции института археологии Российской академии наук, в этом доме проживал ремесленник, работавший с металлом. Рядом с домом найдено большое количество железного шлака и металлических предметов, в том числе инструментов и форм для литья. Помимо традиционных для таких археологических раскопок частей кожаной одежды и обуви здесь были обнаружены фрагменты поясов с бронзовыми украшениями, предметы вооружения, фрагменты кольчуг, поясные пряжки, застёжки для плащей, поясные «наборы», детские оловянные погремушки и многое другое.
Поскольку работа владельца дома была связана с открытым огнём, городские власти могли запретить этому человеку жить в городе. Фритц Гаузе, немецкий исследователь Кёнигсберга, писал, что в средние века городские власти запрещали устраивать в городе бани, кузницы и другие «огнеопасные» предприятия. Их старались выносить за городские стены, поскольку пожары были настоящим бедствием. Закон предписывал каждому горожанину иметь в постоянной готовности два кожаных ведра. Их наличие проверял специальный «противопожарный» чиновник из муниципалитета. Несколько раз все три города выгорали дотла. Власти с пожарами боролись как могли. В XIV веке было сформировано что-то вроде первой городской команды пожарных. В неё вошли кочегары бань, знавшие, как управляться с огнём, и... городские музыканты. Пока кочегары тушили, музыканты с городских стен трубили тревогу.
Находки из раскопа на Ластадие будут изучаться специалистами. Например, найденные вокруг дома в большом количестве костные останки средневековых домашних животных попадут на рассмотрение к палеозоологам. Как и кости сомов, лососей и, может быть, даже осетров, которые в средние века водились в Прегеле.

Гильдия -
это всё
Или металлическая пластина, на которой изображены три волхва или, как их до сих пор называют в Германии, три святых короля. Они были особо почитаемы в средние века. Пластина является своеобразным «удостоверением», свидетельствующим, что её обладатель совершил религиозное паломничество. В данном случае, скорей всего, паломник ходил в Кёльн к реликварию с мощами трех королей, который находится в этом немецком городе и поныне. Пластины как свидетельства о совершённом паломничестве в обязательном порядке пришивали на одежду.
Владелец дома был членом какой-либо гильдии ремесленников. Дело в том, что не быть членом какого-либо цеха горожанин или житель слободы просто не мог. Были отщепенцы - ремесленники, занимавшиеся производством товаров нелегально. Их называли «чердачными зайцами» и преследовали по закону. Любой житель средневекового города что-то значил только в своём цеху. Даже у нищих была своя «Гильдия страждущих и бедных». Именно властью цехов или гильдий объясняется отсутствие в средневековом Альтштадте постоялых дворов. Представитель «своего» сословия или «своей» гильдии, прибывший в Альтштадт, останавливался у местных представителей своего цеха или сословия. Старейшины цехов контролировали качество и количество выпускаемого гильдией товара. Также старейшины цехов решали вопросы типа «в каких пропорциях члены гильдии могут добавлять цинк и свинец в производимую ими посуду?» и так далее. На законодательном уровне запрещалось «переходить дорогу» другим гильдиям ремесленников. Например, производители свечей по закону не могли сразу производить и фитили к ним. Этим занималась другая гильдия. По мнению историков, это делалось в том числе и для решения вопроса занятости городского населения. При этом жизнь горожанина была жёстко регламентирована законом. Закон чётко предписывал, сколько гостей на свадьбу может пригласить ремесленник, сколько купец, а сколько - аристократ.

Лицензия
для нищих
Фритц Гаузе в своём труде «Кёнигсберг в Пруссии» рассказывает, что в муниципалитете Альтштадта был специальный чиновник «по делам нищих». Помимо всего прочего в его обязанности входила выдача нищим лицензий на попрошайничество. Лицензия, позволяющая её обладателю просить милостыню возле, например, городских ворот, стоила больше, чем лицензия на нищенство в менее «хлебных» местах.
Закон из городского уложения Альтштадта запрещал горожанину иметь больше одной собаки. При этом закон категорически запрещал владельцу запирать собаку на ночь в подвал. Сидящие в полной темноте собаки начинали выть, что мешало спать всему городу. Также закон запрещал устанавливать корыта для домашнего скота перед входом в жилые дома. Улицы средневекового города были настолько узки, что свинья, вкушающая из корыта перед входом в жилой дом, могла создать серьёзную «пробку».
Законодательно регламентировалась даже длина штанов у слуг. Но даже при такой жёсткой средневековой регламентации всего и вся находились люди, которые с удовольствием нарушали действующее городское право. Это дети. Благодаря некоторым «историкам-исследователям», делающим бизнес на мистификации истории нашего региона, шалости средневековых детей сегодня «наполнились» мистическим «содержанием». На самом деле вся эта мистика с мистикой - полная фигня. По технологии тех лет процесс изготовления кирпичей занимал до пяти лет. На одном из этапов глиняные кирпичи сушили практически под открытым небом. Вот тут-то на них и появлялись «тайные карты» и сакральные отпечатки собачьих лап. Есть такой кирпич с рисунком и среди находок в доме на Ластадие. Маленькая средневековая девочка веточкой нарисовала на влажном кирпиче собачку и цветочек. Прошло несколько веков, и детская шалость стала археологическим артефактом...
Всего на месте раскопок найдено несколько тысяч предметов археологии. Археологи говорят, что этих находок хватит на создание небольшого музея порта. Пока достигнута предварительная договорённость о том, что после раскопок найденный средневековый дом «переедет» в новое помещение Музея Мирового океана.

Поддержите публикацию:


(Голосов: 3, Рейтинг: 2.94)