Мы живем в своем доме

Не знаю сколько еще пройдет лет, а может быть и столетий когда наконец-то улягутся споры о прежнем статусе нашей и так обделенной Калининградской области. Периодически в СМИ появляются то одни то другие публикации, пытающиеся связать всю историю нашего края не то с пруссами не то с литовцами. При этом наши соседи не столь настойчиво, но по прежнему требуют от нас долги в размере своего двадцатилетнего ВВП. Все понимают, что не должны мы ей ничего, но само сознание, что огромная держава могла бы дать сотни миллиардов приятно щекочет самолюбие некоторых литовцев.

В этакой форме проявление с их стороны «возвышенного патриотизма» или что хуже национал-идиотизма, доводит до абсурдных политических решений. Сейм Литвы насчитал нам миллиардные долги, что позволяет войти с законодательной инициативой, и не исключено, что потом и последует требования со стороны «неадекватных» депутатов о «возвращении Караляучесского края». В Литве на такие непонятные, за частую и «неуравновешенные» мысли никто уже давно и внимания не обращает. Но навязчивые идеи, особенно, если Запад их оплачивает, можно пропагандировать вне страны, как раз в той самой Калининградской области. При этом скажете Вы а кому интересны их национальные идеи и интересы, так вот самое лучшее, что приходит им на «ум» так это внушать свои идиотические позывы детям: за это больше платят и отпора бредовым мыслям скорее всего не получишь. И вот в приграничных российских школах появляются «патриотически настроенные учителя» из-за Немана. Простите, из-за Нямунаса. Граждане другого государства на деньги еще более другого государства пропагандируют в наших школах идеи пересмотра итогов Второй Мировой войны, аннексии российской территории и подстрекают наших детей к актам гражданского неповиновения. Точнее, агитируют за внутреннюю иммиграцию – призывают не признавать границы своей Родины, принимать участие в деятельности занеманских радикалов и вообще, живя в России, считать ее своим врагом и бороться с государственным строем и законами. Это уже не компашки маразматических пенсионеров, за стуком костяшек домино перекраивающих карты мира. Вполне дееспособные граждане Литовской Республики, якобы в гуманитарно-просветительских целях, открывают «классы для этнических литовцев» в приграничных городах нашей области, что, между прочим, влетает им в очень большие деньги. Деньги, судя по внедряемым программам, явно не свои.

Нет ничего плохого в том, что литовский язык нашим гражданам – как этническим литовцам, так и русским ребятам, преподают учителя из Литвы. Они владеют максимально совершенными методиками преподавания, живут в атмосфере этой весьма сложной области педагогики. Наконец, наши сограждане-литовцы, зачастую на несколько поколений оторванные от родины предков, просто утратили чистоту языка, вплоть до того, что многие мыслят не по-литовски. Калининградские власти в меру возможностей помогают работе легальных литовских классов – занятия встраиваются в сетку расписания, учителя имеют существенные льготы при пересечении Государственной Границы, ученики, посещающие сверхплановые занятия, всячески поощряются. Кабинеты, где проходят такие уроки, украшены портретами деятелей литовской культуры, копиями исторических полотен. Не остаются без внимания и родители учащихся, которые объединяются в общества литовской культуры. В театрах и в домах культуры области проходят спектакли профессиональных и фольклорных коллективов из-за Немана. Гостями в обществах постоянно бывают литовские общественные, культурные и политические деятели, часто оставляя соотечественникам подарки – от даров Сянис Шальтиса к Рождеству до весьма ценных вещей. Например, Витаутас Ландсбергис подарил Обществу литовской культуры им. Видунаса в Советске концертный аккордеон. Этого депутата Европарламента отнюдь нельзя назвать другом России, но никто не запрещает ему поддерживать соотечественников, тем более, что опытный политик очень тщательно выдерживает дипломатические нормы, вероятно, не желая навредить зарубежным собратьям.

Но должны ли мы без оглядки принимать сомнительных деятелей совсем иной культуры? Оправдание тут готово всегда: нашим школам не хватает средств, особенно для внешкольной работы, и появление любых спонсоров встречается весьма благосклонно. Тем более, когда спонсоры эти предлагают дорогостоящую помощь, причем по проблемам, которые школы без постороннего участия вообще разрешить не в силах. Посему дирекция школ зачастую сквозь пальцы смотрит на соблюдение административных правил при открытии дополнительных занятий, не особенно присматривается, портреты каких Президентов оказываются на стенах классов, какие именно моменты истории соседнего государства воспевали художники, литографии которых вешаются благодетелями в кабинетах. Бедность не порок, но не все оправдать может. Разумеется, администраторы не знают языка соседей, но требуются ли большие знания, что бы разглядеть антигосударственную пропаганду в картах, сконструированных воспаленными умами шовинистов, где в состав Литовской Республики включены города «Караляучюс» и «Тильже», входит «Караляучюсский край». Кстати, такие карты в Литве не так просто купить, их можно достать только в антироссийских, весьма агрессивных организациях – причем бесплатно, ибо они сконструированы и отпечатаны на средства спецслужб окружающего нас «дружественного, не направленного против России» военного блока.

В нашей области существует несколько негосударственных библиотек литовской литературы – в школах, при костелах и национальных общинах. Можно много говорить о недостатках их комплектования, главными из которых является недостаточность средств, а отсюда и фондов, почти отсутствие русских изданий литовских писателей, которые необходимы для изучения языка людьми, не являющимися его носителями. Но антироссийских изданий на полках нет, как говорит один из руководителей такой библиотеки, кстати – гражданин Литвы: «у литовцев не принято ссориться с соседями, как и ругать землю, на которой живешь». Правда, и восторженных повестей о советской партизанке Марите Мельникайте там не найти, некоторые из книг о советском периоде несут отнюдь не наш вариант истории. Что поделать, мы тогда были по разным сторонам баррикад и литовцы не склонны забывать многое из того, что они перенесли в тот период совместной жизни. Такие же исторические исследования и беллетристика теперь появляются и на татарском языке, и на языках Северного Кавказа. Огромная, более чем тысячелетняя Россия имеет столь же огромную историю, в которой были и завоевательные войны, и подавление восстаний инокультурных народов. И включенные в состав страны народы зачастую или не стремились к национальной независимости, не всегда понимая, что они для этого слишком малочисленны и экономически слабы, или предпочли бы иметь иного сюзерена, даже если это совершенно не отвечало интересам России.

К чему приводит целенаправленное подчеркивание былых конфликтов, педалирование национальных проблем, теперь видит каждый. И не только у нас в Чечне. Всякий, читавший классическую французскую литературу, знает, что Ливан воспринимался в Европе XIX века как идиллическая страна, почти земной рай, где веками по-братски в мире и в достатке жили люди различных национальностей и религий. Теперь стараниями зарубежных «патриотов» его земля клокочет от национальных конфликтов и религиозной ненависти. На те же деньги заливают кровью свои дома люди в Стране басков, во многих странах Азии и Африки. Опасения за гражданский мир в нашей области вполне обоснованы – не прошло еще и полвека с тех пор, как из литовских лесов выгнали банды «лесных братьев». И не надо говорить, что это был ответ на «русскую оккупацию»: до этого четыре сотни лет русские и литовцы жили в мире, даже к польским восстаниям литовцы были равнодушны, среди благородных польских панцирных гусар на стороне Наполеона не было литовских полков. Фашистская пропаганда за три года оккупации сумела расшатать взаимное уважение наших народов, привыкших считать друг друга неплохими соседями.

Кстати, германская пропаганда была не очень энергичной, а число фашистов среди литовцев было крайне незначительно, особенно, если сравнивать с латышами и эстонцами. Поэтому очевидно опасно, когда в «патриотических классах», на виду российских властей и при безмолвном содействии школьной администрации, идет откровенное и очень интенсивное промывание мозгов. Единственное, что еще не говорят занеманские энтузиасты, это «убей русского!» Но культурная программы по «встрече войск НАТО под литовскими флагами на истинно литовских землях» обсуждается конкретно и в большом объеме. А так же внушается дух «национального превосходства», подсказываются идеи о русских недочеловеках – врожденных тупицах, пьяницах и рабах. Мне не хотелось особенно детально расспрашивать школьников, занимающихся по этим «просветительским программам» о читаемых дисциплинах, ибо большинство из них с детским прагматизмом предпочитают не особо слушать своих учителей и не связывать высокую национальную теорию с практикой отношений со своими русскими друзьями. Но чувствуется, что дьявола национализма в их головы внедрить уже удалось, он только пока спит. Но когда проснется, может завопить: «Марш, марш батальоны, Пятая колонна идет на Восток!»

Пока не поздно, дьявола национализма необходимо остановить. Никаких сложностей подтвердить главенство русских законов на русской земле нет. И именно наши законы должны определять жизнь в самой западной области России. Литовцы – такие же полноправные граждане России, как и все народы, испокон века живущие на нашей земле. Они имеют право на развитие своей национальной культуры, языка, религии. Многонациональность – один из факторов процветания России, обогащения ее культуры и экономики. Но это наша экономика, наша культура и нельзя разрешать взращивать в ней зерна ненависти, национализма, разрушать традиционный мир между народами великой России.

(Голосов: 7, Рейтинг: 3.66)