Посягательство на немецкое наследие ("Der Spiegel", Германия)

Волнения не часто происходят в российском эксклаве Калининграде, который когда-то назывался Кенигсбергом и располагался на бывшей территории Восточной Пруссии. Но с конца октября власти региона сталкиваются с волной возмущения: историки, художники и писатели, в том числе руководители ПЕН-центра, местного симфонического оркестра и союза писателей в открытом письме подвергли резкой критике «агрессивную клерикализацию» области. Все более бесцеремонно, по мнению авторов письма, Русская православная церковь, тесно связанная с государством, стремится к обладанию имуществом и властью.
Поводом для возмущения послужил силовой захват бывших немецких церквей, замков и крепостей представителями Православной церкви. В число этих объектов входит бывшая католическая церковь Святого семейства (Zur Heiligen Familie) в Кенигсберге, в которой в настоящее время размещается филармония, восстановленная бывшая евангелическая церковь Св. Луизы (Luisenkirche), приютившая кукольный театр, а также развалины крепости бывшего окружного города Инстербурга (Черняховск), которые в настоящее время использует один из городских фондов как культурный центр. Православная церковь восприняла как дополнительный стимул законопроект, принятый Государственной Думой, который должен вступить в силу в январе. В соответствии с новым законом, религиозные организации могут требовать возвращения всей собственности, принадлежавшей им до 1917 года и отобранной в ходе преследований со стороны Сталина.
Однако в северной части Восточной Пруссии у Русской православной церкви не было никакой собственности. Эта территория перешла под контроль России только в 1945 году. Тем не менее калининградские церковные захватчики сразу нашли в проекте закона лазейку: они воспользовались делением на регионы и быстро провели через Парламент Калининграда закон, согласно которому в их распоряжение должны перейти самые ценные объекты из немецкого наследия. Небольшие местные евангелические и католические организации, которые в первую очередь имели бы право претендовать на эту собственность, сначала вообще никто не принимал во внимание – Православная церковь видит в этих конфессиях лишь нежелательных конкурентов и уже давно пытается выключить их из игры.
Директор калининградского государственного музея «Фридландские ворота» Светлана Соколова видит в этом решении парламента «катастрофу для культурного наследия региона, а также для туризма». У Православной церкви нет средств для содержания или восстановления старых построек, а немецких инвесторов новые законы могут отпугнуть. В случае с церковью святой Катарины в Арнау к востоку от Калининграда так уже и произошло. Эта церковь, известная своими фресками 14 века, после войны использовалась колхозом в качестве зернохранилища до тех пор, пока она вообще не развалилась. Немецкий попечительский совет, занимающийся с 1993 года восстановлением башни, установил новые стропила и заключил с областным правительством договор об использовании церкви в качестве музея – всего немцы инвестировали 385 000 евро. Поскольку теперь эта церковь также передается Русской православной церкви, то договор был аннулирован, а восстановительные работы прекращены.
Больше всего калининградцы возмущены тем, что Православная церковь завладела многочисленными замками и крепостями Тевтонского ордена, которые не являются религиозными постройками. Калининградский епископат это не смутило и он нашел предлог: ведь в каждой немецкой крепости, по мнению ее представителя, «была часовня».

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.48)