«Ставь сверхзадачи, тогда что-то получится»: как Черняховск стал новым туристическим центром

Черняховск в течение нескольких последних лет постепенно превращается из транзитного райцентра на востоке Калининградской области в привлекательный для туристов город. Исторический центр становится дружелюбнее к пешеходам, капремонт проводится не в отдельных домах, а в целых кварталах, масштабное благоустройство захватывает набережные озер и парки, а стрит-арт выбрался из дворов на главные улицы (и чиновники против этого не возражают). Что происходит и кто за все это отвечает, разбирался «Новый Калининград».

Нелюбимый ребёнок
Жители города признаются, что до недавнего времени ощущали, что региональные власти относились к Черняховску как к нелюбимому ребенку. Крупные инфраструктурные проекты часто «пролетали мимо». Например, проект ФОКа еще при губернаторе Николае Цуканове достался Гусеву (там комплекс построили в 2010 году), а в Черняховске постройки комплекса все еще ждут. Однако ситуация постепенно меняется, говорит председатель совета некоммерческой организации «Фонд Дом-Замок» Татьяна Иванова.

Замок Инстербург стал центром городских инициатив еще в 1997 году, а в 1999 году появился Фонд «Дом-Замок». В 2006 году благодаря совместным усилиям активистов, администрации города и региональной Службы госохраны объектов культурного наследия удалось включить главный исторический объект Черняховска в федеральную целевую программу «Культура России», однако в 2010 году памятник федерального значения, на котором к тому моменту уже начались противоаварийные работы и по которому была полностью подготовлена проектно-сметная документация, передали РПЦ. С этого момента в соответствии с действующими на тот период нормами федерального законодательства финансирование в рамках ФЦП было прекращено.
Нынешние финансовые вливания в городской облик в Фонде связывают с приходом в 2017 году на пост главы местной администрации бывшего спикера облдумы и правительственного чиновника Сергея Булычева, который ещё в 2006 году стал одним из попечителей замка Инстербург.

Летом 2017 года кресло сити-менеджера Черняховска со словами «губернатор не видит меня в своей команде» покинул Сергей Щепетильников. В конце июля тогда ещё врио губернатора Антон Алиханов во время визита в муниципалитет представил Булычева в качестве будущего главы администрации. Тогда же Алиханов заявил, что Черняховск должен стать центром развития восточной части региона. До этого подобные планы его предшественник Николай Цуканов строил насчет Гусева.

Культурный каркас и сверхзадачи
Задолго до того, как Алиханов решил превращать Черняховск в «сердце Востока», развитием города занимались активисты. Проекты «ИнстерГод», инициированный архитектором Дмитрием Сухиным, а затем и «Инстер-Форум», начиная с 2010 года привлекали в город массу архитекторов, специалистов по развитию городских пространств, дизайнеров (в том числе из европейских стран).

«„ИнстерГод“, который мы начали в 2010 году, был проектом-интегратором. Было решено, что общества, интересующиеся историей, должны объединяться и создавать согласованный план мероприятий. <...> В 2012 году мы готовили первые учебные архитектурные проекты. Приезжал Цуканов, пообещал нам даже какие-то средства из своего экстренного фонда. Правда, в итоге было решено устроить городской фестиваль для привлечения туристов. В результате туристы не поехали, губернаторских денег мы так и не видели, а проекты, которые как раз должны были студенты завершить, так и не были завершены», — рассказывал в 2014 году в интервью «Новому Калининграду» Дмитрий Сухин.

По его словам, ни муниципального, ни регионального финансирования проект не получал. «Городские и районные власти нас поддерживают хотя бы словами, помощью с бумагами, а это уже немало стоит. С региональными властями сложнее — за исключением того единственного случая в 2012 году пробиться к ним нам больше не удавалось», — говорил Сухин.

Татьяна Иванова считает, что эти проекты стали «научной, исследовательской базой многих проектов, которые запустились в последние годы».

«Студенты и специалисты из многих российских и европейских ВУЗов (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Тарту, Берлин и др.), которые сюда приезжали, изучали вопросы развития территории, сохранения уникального историко-культурного наследия — говорит она. — Тут побывали архитекторы, реставраторы, ландшафтники, археологи и даже гидрологи географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова».

Заведующий музейным сектором «Музея И. Канта. Дома пастора», член Совета НКО «Фонд „Дом-Замок“» Алексей Оглезнев говорит, что еще до запуска всех проектов Черняховск имел потенциал, который был более значительным на фоне всех соседних муниципалитетов. Это, по его словам, и обеспечило интерес не только европейских и российских архитекторов, но и федеральных министерств. Отсюда же и их готовность вкладываться в городскую и туристическую инфраструктуру.

«У нас есть замок, у нас есть усадьба Барклая в Нагорном, у нас есть городище Камсвикус, у нас есть башня Бисмарка, у нас есть пространство Канта в Веселовке и Гросс-Егерсдорф, — перечисляет Оглезнев. — Таких точек роста, культурных каркасов, или, как говорит Андрей Ермак (министр по культуре и туризму Калининградской области — прим. „Нового Калининграда“), достопримечательных мест на территории Черняховского района огромное множество. Мы занимаемся всеми. Просто в одном месте удается двинуться вперед, а в другом пока временное затишье. Кант сейчас „выстрелил“, слава богу. Но в Веселовке (в поселке Веселовка Черняховского района расположен „Музей И. Канта. Дом пастора“ — отдельно стоящая экспозиция ГАУ КО „Кафедральный собор“ — прим. „Нового Калининграда“) не должен быть просто музей. Это должно быть общественное гуманитарное пространство международного масштаба. Мой личный опыт говорит о том, что нужно ставить сверхзадачи, только тогда что-то получится. Если ты хочешь маленький сельский музей, то он у тебя таким и будет. А если хочешь международный гуманитарный центр — Кант-резиденцию с образовательными, научными, культурными и туристическими кластерами, философским парком, причалом Канта на реке Анграпе и развитием всей территории поселка Веселовка как единого „Пространства Канта“, то что-то будет побольше».

Планы на булыжные мостовые
Пять лет назад городское управление культуры возглавила Влада Смирнова, работавшая в замке Инстербург с момента основания инициативной группы вокруг него. По её словам, предыдущий состав допускал непоправимые ошибки, исказившие облик исторического центра города. Одной из таких ошибок стал демонтаж многоуровневого мощения тротуаров на улице Ленина в конце 2014 года.

«Для меня лично была болезненной история с тротуарами на улице Ленина, — вспоминает Смирнова. — Это было страшно просто. У меня было ощущение, что на теле города снимают кожу. А мы тогда, благодаря студенческим практикам, познакомились с бывшем директором ландшафтного института Берлина — профессором Юргеном Венцелем, который очень хотел помочь нам и городу в силу того, что сам был уроженцем Инстербурга. Он сделал проект, рекомендовав сохранить большую часть уникального плиточного покрытия. А нам сказали, что там 90% износа. У базальта и гранита! Всё это вывезли и положили какую-то не очень дорогую плитку».

Угроза несколько лет назад нависла и над булыжной мостовой улицы и площади Ленина. Кроме того, в декабре 2021 года убрать брусчатку с центральных улиц Черняховска призывал и губернатор Антон Алиханов. Однако её демонтаж в этой части города, по всей видимости, удалось остановить. По словам Влады Смирновой, региональные и муниципальные власти удалось убедить в исторической значимости улицы и площади и в том, что «её камни помнят героев 1914 и 1945 годов».

«Брусчатка — это тот уникальный материал, который имеет память, — уверен глава управления перспективного экономического развития и поддержки малого предпринимательства администрации Черняховска Андрей Быков. — Если говорить об асфальте, то он сегодня один, а завтра его сняли и положили другой. Была одна дорога, а стала другая. Булыжник стоит веками. Это наследие».

По словам Быкова, на реконструкцию площади Ленина сегодня объявлен конкурс. Причем, одним из условий для конкурсантов является сохранение мощения.

«Что касается реконструкции и сохранения, то администрация сегодня очень серьезно работает над техническим заданием, — продолжает чиновник. — Его сформировали от начала моста через наши озера. Информацию и техническое задание мы разослали во все проектные институты, всем нашим друзьям и товарищам. В ближайшее время мы должны прекратить сбор проектов. Там есть денежные призы. Дальше будем выносить на суд общественности, обсуждать и утверждать».

Как уверяет Влада Смирнова, брусчатку в Черняховске собираются сделать одной из опор туристической привлекательности, чтобы туристы не проезжали мимо, а «застревали подольше».

«Улочки с брусчаткой — это одна из наших фишек, — говорит Смирнова. — Надо обдумать, как это сделать на законодательном уровне. Мы в городе выявили три важных элемента: уникальная архитектура (70% застройки), брусчатка и деревья-патриархи».

Андрей Быков считает, что сегодня состояние брусчатого покрытия в городе нельзя назвать идеальным, а потому к его восстановлению необходимо применять системный подход.

«Мы хотим подготовить группу хороших каменщиков, человека четыре или пять, которые каждый день будут выходить на работу, — говорит Быков. — У них будет все необходимое оборудование, грузовичок, помещение, где можно будет работать с камнем. Они бы получали зарплату за то, что ежедневно бы работали „в поле“. В случае наступления холодов и каких-то других погодных сложностей они будут работать в помещении: носить камень сортировать, готовить его. Мы бы тогда каждый день видели какой-то результат. Мы понимаем, что у этой группы должен быть хороший контракт. Но они не должны, набравшись опыта, уехать из города. Они должны иметь какие-то обязательства перед Черняховском. Со своей стороны мы можем обеспечить их обучение».

По мнению Быкова, наличие такой группы каменщиков обойдется для города дешевле, чем многократный наем подрядчиков через конкурс.

«Мы пока отслеживаем, кто где работает, собираем информацию и держим в фокусе, — добавляет он. — Думаем над методической базой по подготовке специалистов. Если мы специалистов не обучим хорошо это делать, ничего не выйдет».

Новые лица
Что касается привлечения в город специалистов, то в этом, как утверждает Влада Смирнова, тоже есть заслуга замка Инстербург.

«В Черняховск из Москвы переехали Виктория Плосканич и Ольга Валова. Сегодня они работают в нашей художественной школе. Виктория сначала приезжала к друзьям в замок, в замке нашла мужа, а потом несколько лет проработала в администрации главным архитектором. Она очень четко понимает нужды муниципалитета. Виктория открыла настоящие архитектурный и дизайнерский классы, и сейчас эти классы берут заказы от нас, от муниципалитета, и работают. Мы идем в ногу. Эти классы нам помогают тем, что дети принимают участие в развитии города. Для меня, как для начальника управления культуры, это принципиально. Сейчас любой проект, который к нам приходит, например, от министерства строительства, предполагает участие людей. А научиться по щелчку соучаствующему проектированию невозможно. Эти практики нарабатываются годами».

Благодаря вовлечению детей в работу с городским пространством, говорит Влада Смирнова, в Черняховске появился сквер, который был придуман воспитанниками художественной школы и реализован администрацией по их эскизам.

«Также у нас есть пространство «Веранда» за городским театром, которое было придумано ребятами во время «Хакатона» («Хакатон» — проект Роскультцентра, направленный на создание нового облика малых и больших городов России с помощью молодых архитекторов и урбанистов — прим. «Нового Калининграда»), — добавляет Смирнова.

Кроме того, один из воспитанников Виктории Плосканич, по словам Влады Смирновой, спроектировал въездной знак Черняховска, получив за это денежную премию и первый серьезный опыт (этот знак был установлен осенью 2021 года — прим. «Нового Калининграда»).

Что касается педагога Ольги Валовой, то она занимается с детьми дизайном, архитектурой и керамикой.

«Оля сделала проект «Практический Фестиваль керамики, стекла и скульптуры „Инстерформа СоЕдинение“, пригласила специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, в том числе из Академии Штиглица, — продолжает Смирнова. — Сегодня она делает проекты с детьми. Так как Оля профессиональный керамист, она объясняет детям, как правильно делать памятные доски и другие малые архитектурные формы города, чтобы дети понимали, что в городском пространстве тоже ничего просто так не берется. Люди в юном возрасте придумывают концепцию, а потом видят ее воплощение».

Музыка улиц
Пост советника главы по вопросам архитектуры и городской эстетики занимает Анастасия Лагуткина, ставшая одной из финалисток онлайн-программы «Архитекторы.рф — 2022». В Черняховск она переехала осознанно после окончания Московского государственного университета по землеустройству. И на выбор места повлияло её участие в студенческих практиках в рамках проекта «Инстер-Форум». Анастасия рассказывала «Новому Калининграду» о реализуемом сейчас в Черняховске проекте благоустройства парковой зоны «Городская долина». Кроме того,она сообщила, что от муниципалитета будет подана новая заявка на конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды «Малые города и исторические поселения». По итогам голосования горожане выбрали проект «Две площади» (Ленина и Театральная), который предусматривает их воссоздание.

Развитием туризма в Черняховске занимается молодая предпринимательница Дарья Шахматова, переехавшая несколько лет назад из Екатеринбурга. В паре километров от города семья Дарьи создала на берегу Анграпы гостевой комплекс «Ангел», который привлек своим подходом к развитию территории внимание местных властей. С начала 2022 года Шахматова возглавляет черняховский информационный центр туризма.

«Я раньше работала с предыдущим директором центра Еленой Флегель, а в 2020 году, когда всех закрыли из-за пандемии, мы с ней сделали аудиогид по Черняховску, — рассказывает Дарья о начале своей работы. — Мы тогда поняли, что людям тяжело находиться дома и ничего не видеть, что им все так же хочется путешествовать. Буквально за три недели мы сочинили текст и маршрут. Сейчас их несколько: обзорная экскурсия по Черняховску, достаточно большой веломаршрут по окрестностям (туда, например, входят Георгенбург, башня Бисмарка) и веломаршрут поменьше, а также маршрут „Рождественский“, к которому мы привлекали специалистов из нашего дома культуры с хорошим звукозаписывающим оборудованием. Можно скачать приложение, включить геопозицию и гулять. QR-код у нас висит на двери офиса, любой может воспользоваться».

Отдельный туристический маршрут в Черняховске удалось организовать благодаря стрит-арт фестивалю «Территория 39:13», к которому привлекли профессиональных уличных художников из Калининграда и других городов России. Это тот случай, когда городская администрация выступила не надзирателем, а организатором. Консультант по туризму Елена Яшиницына пригласила команду художников, и они оформили целый ряд нежилых городских сооружений, каждое из которых стало арт-объектом. Все они были нанесены на городскую карту нового турмаршрута. По словам соорганизатора фестиваля Маргариты Гущян, размещались муралы по городу таким образом, чтобы турист мог посетить наиболее значимые исторические объекты города.

Кроме визуального наполнения центр города получил и свой звук. Музыка звучит на пешеходной улице Калинина (проект реконструкции этой улицы получил золотой диплом Союза архитекторов).

«Музыкой, которую можно услышать на улице Калинина, занимается мой отец, — признается Влада Смирнова. — Он пенсионер и живет в деревне. Я попросила его записать хорошую инструментальную музыку, которая бы помогла создать атмосферу в городе. Он сидит и работает над атмосферой улицы Калинина. И он очень в этом заинтересован».

Развитие Черняховска в будущем, по мнению Влады Смирновой, будет зависеть от дальнейшего привлечения к работе местных жителей.

«Мы и раньше были фанатами своего города, — говорит она, — но сейчас настолько комфортно стало гулять по нему вечерами... Я считаю, что в этом все должны участвовать».

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.02)