Александр Попадин: Я – стартапер, а наши дорогие архитекторы до сих пор проектируют «сельмы»
Содержание бюро не является зарплатой. У нас только железо с компьютерными программами, которые позволяют делать необходимые чертежи, почти на 1 млн руб. О чем вы говорите, у нас лицензионное все оборудование, мы же все легальные люди. Поэтому у нас достаточно дорогое оборудование, поэтому мы теперь можем читать и делать чертежи на высоком профессиональном уровне.
Мы просчитывали разные варианты затрат на организацию конкурса, никто не знает, сколько он стоит на самом деле, потому что такие вещи выясняются только постфактум. Можно сделать предварительную оценку исходя из аналогов. Ближайший аналог, который у нас здесь был, Workshop в 2007 году. Он стоил 5 млн руб. Эти деньги не потрачены потому, что люди работали бесплатно, потому что, потому-то. Исходя из опыта Workshop, когда проектировали в 2008 году первый конкурс, который не состоялся, посчитали, что требуется 40 млн руб. Это экспертная оценка людей, которые примерно понимают, как делать такие конкурсы. Конкурс пытался запуститься несколько раз - в 2008 году и в 2010. Оба раза он не состоялся, в частности, потому, что вдруг выяснялось, что нужно так подготовить техническое задание, чтобы оно устроило профессионалов, город, область и стейкхолдеров, то есть крупных игроков на этой территории. Оно должно быть понятно и устраивать иностранных участников. И вот требования подготовки технического задания, чтобы были собраны все инженерные сети, и был проведен их анализ. А знаете, сколько стоит сделать транспортную схему Калининграда? Это стоит 30 млн руб. отдельно. Ее не нужно делать под конкурс, но ее в принципе нужно делать, она должна быть. Более того, она в принципе не сделанная существует 15 лет. То есть город не сделал транспортную схему, на 15 лет просрочил. Вдруг мы начали выяснять, за что ни возьмись, это не сделано, это не сделано и это не сделано. И мы были вынуждены брать траты на себя.
Когда мы начали считать, было два варианта: отдавать все на аутсорсинг, второй вариант – делать бюро и брать на себя базовые функции, а некоторые технические (привезти – отвезти из аэропорта) – отдавать на аутсорсинг. Выяснилось, что дешевле второе. <…> Для того, чтобы проконсультироваться по поводу транспортной схемы, мы выписывали специальных экспертов из Москвы, из Института генплана Москвы, транспортный отдел. Эти люди приезжали, мы оплачивали им гостиницу, небольшой гонорар, еду, чтобы они проанализировали нашу транспортную ситуацию и сказали: «Вы знаете, туда не ходите, вы там ничего не найдете». У нас много чего сделано.
Я не занимаюсь архитектурной деятельностью. Ей занимаются профессиональные архитекторы, содержательную часть технического задания формируют профессиональные архитекторы – Мезей, Васютин, Купердяев, формируют люди, которые специально делегированы Союзом архитекторов для участия в этом проекте, они профессионалы. Я вообще-то как бы администратор, можно назвать управленцем. В каком-то месте меня назвали стартапером – ну, наверное, так. Это функция проектная не в смысле архитектуры, а в смысле деятельности культурологической. Я, вообще, проект рассматриваю как культурный, культурологический. Потому что наша задача – сменить урбанистическую парадигму. У нас есть советская парадигма, по которой мы до сих пор едем, и наши архитекторы дорогие до сих пор проектируют «сельмы». То есть, по сути, советский город вместо того, чтобы проектировать европейский город. То есть, это проблема культурная, а не проблема диплома. Вон наши архитекторы понапроектировали!
Я как стартапер и как управленец, например, был инициатором и соисполнителем культурного проекта под названием «Энциклопедия Калининградской области». Я там выступал в качестве стартапера, администратора и соредактора. Как управленец я в свое время возглавлял при управлении культуры инновационный образовательный методический центр – не сильно управленческое, но вполне себе администрирование. Люди, которые не смогли запустить своего рода проект, начинают предъявлять претензии людям, которые смогли запустить такой проект.
Одна из причин, почему конкурс не запустился в 2008 и 2010 годах, хотя его организовывали грамотные управленцы, в том, что никто не мог сформулировать техническое задание правильно. Нарисовали несколько схем, а техническое задание ведь лежит в другом - вы попробуйте функцию придумать Королевской горе соответствующую. Одна голова не может придумать, тут надо делать цепочку соответствующую формулирования смыслов и содержаний. Проект очень специфический, сложный. Он не лежит в квалификации людей, которых я знаю. Я не знаю, кто бы еще вот смог. Не в том смысле, что я себя хвалю – я был вынужден этим заняться потому, что…. Мы же вот ждем, когда кто-то придет и сделает – никто не приходит и не делает. Ну ладно, тогда я начну. Как только начал – началось. В общем, делаю как могу.
*Мнение руководителя архитектурного бюро «Сердце города» высказано в интервью радиостанции «Серебряный дождь».