Константин Суслов: На волне национализма часть этнической элиты пытается превратить территории России в свои удельные княжества, то есть возродить средневековье!
Наблюдая из Калининграда за решением национальных проблем в большой России, отчетливо понимаешь, что большинство этих проблем кем-то надуманы и упорно реанимируют замшелый ленинский слоган: «Россия – тюрьма народов». Совершенно очевидно, что национальное самосознание и этническую самоидентификацию используют как инструмент нового передела страны, очередного слома системы распределения доходов и природных ресурсов. На волне национализма часть этнической элиты пытается превратить территории России в свои удельные княжества и латифундии, т.е. возродить средневековье! Вычленение отдельных этносов, их обособление выгодно только проходимцам, преследующим сугубо свои личные или клановые корыстные цели. В этом же мне видятся и причины нескончаемых терактов на Кавказе. Под флагом борьбы за "чистый истинный" ислам идет тривиальный передел сфер влияния и доходов.
Что касается русских, то в целом их нельзя упрекнуть в шовинизме, что преднамеренно делают националистические лидеры разного толка. Просто таких фактов нет. А вот фактов антирусского поведения сколько угодно. Кто бывает в Москве, замечают, что нерусские лица встречаются очень часто не только в трамваях, но и на предприятиях, стройках, в жилищно-коммунальном хозяйстве, госучреждениях. Разве это шовинизм? На самом деле Россия значительно смягчает напряжение от безработицы и нищеты в соседних республиках, а Москва – в регионах, включая национальные.
Конечно, надо признать существование вульгарного уличного русского национализма, когда шайки молодых людей нападают на нерусских и даже убивают их. Но это уголовники, которые отношения к политическому шовинизму не имеют, потому как такового вообще у нас нет. Это паталогические ксенофобы, которые при определенной «идейной» обработке легко могут провозгласить себя «лунатиками» или «марсианами» и также ополчиться против "землян". Но ими, увы, пользуются нечестные политики. Но нельзя это явление всерьез считать русским национализмом и фашизмом.
Однако ни в Калининграде, ни в других городах области вы не увидите явных отличий в поведении и обычаях представителей разных этнических групп, хотя у нас хорошо знают украинские и белорусские песни, литовские танцы и даже лезгинку. Немецкий и польский язык популярны у тех граждан, которые поддерживают деловые отношения в этих странах и ездят туда туристами (кстати, без визы). Вообще в Калининграде сохранился тот самый ганзейский дух взаимопонимания и морского братства, характерный для лучших балтийских портовых городов. А поскольку в Калининграде живет около половины жителей области, то лучшие его традиции распространяются по всему региону.
Не раз приходилось слышать от земляков, что в нашей области сложилась своя нация самых дружелюбных, организованных и стойких к трудностям людей. Наверное, авторы этой идеи хотели выразить особые настроения, характерные для живущих на островах и в анклавах, оторванных от основной части своей страны людей. Это не сепаратизм, а чувство самостоятельности и солидарности, готовность и желание выжить при любых условиях.
Межэтнических разборок среди коренных калининградцев не бывает. Поэтому раздувание национальной проблемы в, как у нас говорят, большой России нам кажется странным: что делить-то? Хотя ответ на этот вопрос нам известен: деньги. Как только начинается разделение на «мое-твое», так тут же возникает и потребность в привилегиях по этническому признаку. Ну а дальше как грибы растут всякие этнические союзы, ассоциации, конгрессы, джамааты и прочее.
*Мнение высказано на портале «Национальный акцент», существующем при поддержке Минэкономразвития РФ.