Артем Рыжков: Чтобы кинотеатр остался, в него вновь должны пойти люди

О принципах работы нового менеджмента кинотеатра «Заря», предполагаемом обратном отсчете жизни кинотеатра и вреде поп-корна рассказал RUGRAD.EU арт-директор «Зари» Артем Рыжков.

- Как отражается на работе кинотеатра «Заря» смена собственника и менеджмента всего комплекса? Мы слышали, что «Зарей» теперь занимается Олег Агеев, а ночным клубом - Борис Образцов...

- Собственник сменился год назад. Однако за это время уже успел смениться менеджмент. 21 декабря пришел Олег Агеев. Он пришел в общем-то из ресторанного бизнеса и изначально должен был заниматься кафе и рестораном. Но «Заря» – это особенная история. Здесь работа кафе сильно зависит от успеха кинотеатра. Он посмотрел — идет некассовый фильм, и у него одни выручки, и тут начинается «Аватар», и у него выручка возрастает в 10 раз. И он понял, что от него, помимо сервиса, почти ничего не зависит. Все зависит от фильма.
В ночной клуб «Универсал» действительно пришел Борис Образцов. У него есть 7 дней недели, и ему важно сделать так, чтобы клуб работал как можно большее число из них. Если раньше клуб работал в пятницу и субботу, то теперь он сделал по четвергам «HI CULTURE CLUB”. Мне оценивать сложно. Но я вижу, что людей стало больше. Публика поменялась.
Вообще в городе мало проходит мероприятий. А если и проходят, то практически все делается своими силами. Несмотря на это, Борис все-таки кого-то регулярно привозит. Почти каждую неделю. Клуб сейчас и год назад — это два разных явления.
В прошлом году было казино и это все принципиально меняло. Все остальное было как бы при казино. Несмотря на то, что кинотеатр был мощным двигателем комплекса и привлекал достаточно много людей своей деятельностью, тогда у нас не стояла задача заполнить зал. Тогда была задача, показывая фильмы, привлечь именно тех людей, которые будут продолжать отдыхать в клубе, ресторане, кафе и казино. Мы могли иметь в зале хоть пять человек, но если эти пять человек потом потенциально пойдут в казино, этого было, в определенном смысле, вполне достаточно. При этом даже тогда мы старались показывать массовые фильмы. У нас были и блокбастеры, и фестивальный, артхаусный репертуар, который сохранился и сейчас. В смысле репертуара у нас пока ничего не поменялось, и надеюсь, что не изменится.
Мы отдаем себе отчет в том, что в мире сейчас есть сильные тенденции не в нашу пользу. 80% из тех, кто ходит в кино, — это молодежь, и они предпочитают мультиплексы. С одной стороны, им они больше нравятся потому, что там сеансы каждые 15 минут, с другой стороны, им нравится бродить по торговым центрам в эти 15 минут. С третьей — там все просто, демократично, как им нравится. С четвертой — они ходят туда, к сожалению, просто по глупости, не понимая, что они имеют в «Заре». Когда Бондарчук или Литвинова приезжают к нам в кинотеатр — у них челюсть отваливается. Они говорят, что такого нет нигде: ни в Москве, ни в Лондоне. Я сам много где побывал, но такого кинотеатра не видел. Другое дело, что последние 8-9 лет он существовал при казино и не было необходимости в том, чтобы он сам приносил прибыль. Его задача была в том, чтобы приносить прибыль в комплексе со всем остальным. Однако сам по себе прибыль он приносил и тогда.

- А что происходит сейчас?
- Другая история. Сейчас кинотеатр — это отдельное предприятие. Сейчас мы пытаемся понять, нужен он или нет, просчитывая расходы и доходы кинотеатра. Если у нас получится «минус», то такого кинотеатра в Калининграде больше не будет. Люди, которые привыкли к этому кинотеатру, но перестали в него ходить, могут его потерять. Сейчас правила игры будет диктовать бизнес, а не желание владельца сделать хорошее дело городу. Чтобы кинотеатр остался, в него вновь должны пойти люди.
Сейчас мы начали во всем проводить более демократичную политику. Иногда у людей отбивало желание ходить в «Зарю» порой грубое обращение охранников. Иногда людей раздражал относительно строгий дресс-код. Людей заставляли раздеваться в гардеробе. Запрещали курить. Не продавался поп-корн, без которого сложно себе представить современное кино. Ну привыкли люди есть поп-корн, и если ты его не продаешь, им кажется, что это уже не кино, а 30% от него. Конечно, все эти ограничения мы делали с той позиции, что это хорошо, и все это понимают. Когда курят — неприятно, а есть поп-корн — вредно. Но в нашем городе эти ограничения имели не очень хороший бизнес-эффект. Сейчас у нас есть и поп-корн, и уже год как разрешили курить.
Американцы, которые не имеют корней, любят перевозить из Лондона к себе целые замки на больших кораблях, а потом им кажется, что они аристократы. Если взять и перетащить наш кинотеатр в центр Москвы или крупного европейского города — то со всеми этими запретами он мог бы иметь колоссальный успех. К сожалению, мы живем в провинциальном городе, и «Зарю» массово не ценят. Так что заслуживает ли Калининград иметь такой кинотеатр, как «Заря», или нет, станет известно в течение ближайших нескольких месяцев.

- А Вы сами как думаете, найдется ли «Заре» место среди калининградских мультиплексов?
- Надеюсь, что найдется, однако нам для этого придется очень много над собой для этого поработать. Имидж кинотеатра развивался в одном, очень жестком, ключе, и понимание у людей в городе, что такое «Заря», давно сформировалось. Это не новое предприятие, которое только что открылось. Даже если мы выйдем и скажем: «Знаете, у нас сейчас все по-другому!», нам не поверят. Теперь нам нужно придумать нечто такое, что заставит людей, которые для себя решили «Все. Мы не ходим в «Зарю», передумать и прийти к нам. Сказать, что у нас поменялись правила - недостаточно. Люди должны сами это почувствовать. И это, конечно, не дело 2-3 месяцев. Чтобы сломать стереотип, нужен год. С прошлого декабря начался обратный отсчет.

- А был ли финансово эффективен последний фестиваль европейского кино?
- Эти фестивали никогда не задумывались как бизнес-проекты, которые должны приносить прибыль, но последний все равно оказался финансово успешен. Не сильно, конечно. Иначе говоря, проводя его, мы денег не потеряли. А это уже немало. Пока зарабатывать на них не получается. Если бы в этом году подключились наши партнеры из Москвы — было бы лучше. Сейчас фестиваль, в некотором смысле, находится под угрозой. Если в прошлом году мы могли позволить себе сделать что-то хорошее и заработать на этом небольшие деньги, то сейчас вопрос стоит намного жестче, и будущее фестиваля зависит от понимания ситуации бизнесом нашего города. От осознания им того, что этот фестиваль нужен городу, а «Заре» нужна финансовая поддержка. В том году мы и так максимально «поджали» бюджет. Он составлял 20-25 тыс. евро. За год до этого он был приблизительно в два раза выше. Кроме того, на последнем фестивале было очень много фильмов, 75. Если бы их было 25, то залы были бы заполнены лучше. Когда мы ставили столько фильмов, мы рассчитывали, что они привлекут больше людей. Но этого не произошло. Хотя в общей сложности за фестиваль мы насчитали 14 тыс. посещений.
В течение всего прошлого года мы находились в каком-то подвешенном состоянии. Только сейчас приходит осознание какого-то движения. До этого мы как будто стояли на месте и чего-то ждали.

- Как Вы думаете, был ли запрет на осуществление игорной деятельности в Калининградской области единственной причиной продажи бизнеса прошлым владельцем?
- Абсолютно точно — это не было единственной причиной. Предыдущий владелец никогда не отрицал того, что если ему предложат достаточно денег, он продаст свой бизнес. Он занимался им 10 лет. Это как раз тот срок, когда люди приходят к выводу, что им пора менять свой профиль деятельности. Я, например, отработав 9 лет, придумал себе личный проект, чтобы здесь просто не уснуть на рабочем месте. Если девять лет назад мне все было в новинку, любопытно и увлекательно, то сейчас многое из этого стало просто работой. А мне, как и ему, нравится жить увлекательно! Поэтому я думаю, что именно желание сменить род деятельности было первой причиной. Второй, наверное, - закрытие казино. Он реально понимал: чтобы остаться на плаву, нужно все очень сильно поменять. Без казино нереально было продолжать осуществлять то, что он задумал. Кстати, насколько мне известно, он продал не весь пакет, и по-прежнему является совладельцем комплекса.

- ККЗ «Россия» продали некой компании «Базовый элемент Балтики». По условиям контракта, еще год ККЗ должны использовать в «культурных» целях. Видите ли Вы будущее киноконцертного зала в том виде, в котором он сейчас существует?
- Нет. Он находится в 5 минутах ходьбы от «Каро», в 10 - от «Эпицентра». Вот если его снести, и на его месте построить новый комплекс, связанный с развлечениями, было бы замечательно. С коммерческой точки зрения это был бы успех. Рядом находится «Европа», которой сильно не хватает развлекательной составляющей. Они там пытаются что-то сделать, но пока того, чего на самом деле хотят люди, там нет. Предыдущие хозяева «России» тоже планировали там сделать мультиплекс, пристроив «крылышки». Если говорить о коммерческом будущем этого здания - в том виде, в котором оно сейчас есть, его нужно просто сносить, и на его месте строить что-нибудь новое.

Поощрить публикацию:


(Голосов: 7, Рейтинг: 3.78)