«Всем проще производиться где угодно, чем здесь»
В понедельник, 4 декабря, на базе центра «Мой бизнес» состоялась экспертная сессия по развитию экспорта креативных индустрий в Калининградской области. Представители сфер IT, кино и моды обсудили проблемы и перспективы развития отраслей в регионе.
«Мы не понимаем, за что работаем»
«Креативные индустрии, помимо классического финансового эффекта, который мы всегда ожидаем от экспорта, еще имеют очень большую “мягкую силу” и влияние на страны, в которые мы свои креативные индустрии продвигаем. Поэтому в текущей геополитической ситуации это тоже немаловажный эффект. Но и экономический эффект от креативных индустрий есть. Традиционно во всех услугах креативных индустрий всегда очень высокая доля добавленной стоимости. Поэтому это и создание рабочих мест, налогов в регионе», — такое мнение высказал старший вице-президент АО «Российский экспортный центр» Никита Гусаков в начале экспертной сессии.
Предприниматель Ксения Соломонова выпускает в Калининграде одежду изо льна под брендом MoliniaLife. Раньше продукция компании поставлялась в Германию и США, но сегодня реалии изменились — экспорт приостановлен. Отправить товар из Калининградской области для продажи в Россию оказалось сложнее и дороже. «Вывоз продукции за пределы Калининградской области — это уже, наверное, экспорт, потому что мы вывозим всё через Москву, но даже на экспорт в Германию мне было намного проще отправлять партию товара, чем из Калининграда в ту же самую Москву», — говорит Ксения Соломонова.
Поставка сырья в регион — процесс небыстрый. Из-за высоких цен на перевозку грузов самолетом — 250–300 руб. за 1 кг — бизнесмены вынуждены пользоваться морским транспортом. «Заключая контракты на экспорт, нужно ставить конкретные сроки. За нарушение сроков уже идет пеня. Я, например, не могу спланировать, когда точно смогу отправить партию, потому что это логистика, которая занимает время», — пояснила предприниматель.
По мнению основательницы MoliniaLife, выходом из ситуации может стать субсидирование авиадоставки из Калининграда в Москву — по аналогии с тем, как РЭЦ финансирует логистическое плечо из России до страны-получателя. Оформление сертификата о происхождении товара обходится в 8–16 тыс. руб. на каждую партию. Хотя бы частичное покрытие этих расходов также может оказать бизнесу существенную поддержку.
Нехватка кадров в регионе влияет на итоговую стоимость пошива одежды. «У меня стоит цех в Гусеве полупустой. У меня нет швей», — жалуется Ксения Соломонова. С ней согласилась и создательница бренда одежды Miditi Дарья Титова.
«У нас в Калининграде нет дешевого пошива. Мы шьемся на уровне цен 12storeez (бренд одежды премиум-сегмента. — Прим. ред.) ну так точно, даже больше. У нас стоимость пошива высокая, и еще и вывоз высокий. То есть у нас накрутка на товар вообще небольшая», — отметила она.
Соосновательница Miditi Мария Титова добавила, что по итогам последних лет максимальная чистая прибыль компании не превышала 5 %. «За что мы работаем, мы даже не понимаем. Просто потому что поддерживаем рабочие места, по сути. То есть мы так, на голом энтузиазме, уже 10-й год», — смеется она.
Сложности с логистикой заставляют производителей искать новые способы доставки товара в магазины. Из-за того, что в России не производят деним, джинсовую одежду для Miditi шьет завод-партнер в Турции. «Деним приходит к нам из Турции, распространяется онлайн и в магазины Москвы, и к нам уже просто идет как закупной нами продукт. То есть мы не можем его обратно отсюда вывезти никаким образом. Такое вот небольшое завихрение», — рассказала Мария Титова.
Зачастую производители одежды сталкиваются с невозможностью получить и необходимую документацию на сырье. «Единицы поставщиков могут предоставить необходимые документы. Нам приходится выискивать тех поставщиков, которые могут хоть как-то, хоть что-то предоставить, чтобы это нормальным образом сюда пришло, чтобы мы нормальным образом это вывезли», — возмутилась Титова.
Представители модной индустрии солидарны: при текущих затратах на производство и логистику повышение цен неизбежно. «Очень многие российские бренды потихонечку переходят в такой средний, средний+ и в премиум сегмент. Я их прекрасно понимаю. Даже у них проблемы с наценкой, себестоимостью и т. д. Затраты большие производства в России. Всем проще производиться где угодно, чем здесь», — резюмировала Мария Титова.
IT в кабале
Руководитель студии видеоигровой разработки Александр Беглов видит в сфере геймдева две основные проблемы — отсутствие длинных денег и ограничение выхода на глобальные рынки.
По мнению заместителя главы Организации развития видеоигровой индустрии Александра Бодрова, разработчикам необходимо изучать локальные рынки, поскольку у каждой страны есть своя специфика и предпочтения. Не менее важно и участие в международных конференциях, однако многие представители IT не могут позволить себе дорогостоящие билеты в другую страну. «Действительно, сейчас осложнилась история с дистрибуцией. Не сказать, что мировой рынок полностью закрыт, но выход на него несколько затруднен. И тут, конечно, большая надежда на программы поддержки, в том числе региональные», — рассуждает Бодров.
Руководитель студии видеоигр DayTerium Максим Милеев считает, что местным разработчикам необходим грантовый фонд для небольших проектов от 1 до 10 млн руб. Кроме того, он предлагает включить игровую индустрию в программу рибейтов.
Идею фонда поддержал и глава студии видеоигровой разработки Darxel Михаил Долгобородов. «Нужен какой-то минимальный фонд либо грантовый, либо инвестиционной поддержки, потому что в России практически не осталось частных. Все, кто мог, кто инвестировал, уже не в России. Остались окологосударственные фонды, но многие боятся с ними работать», — пояснил он, отметив, что для небольших игровых компаний были бы полезны и налоговые преференции.
Также в выступлениях разработчиков прозвучал запрос на поддержку в плане обучения молодых специалистов. Выпускников вузов, а также новых сотрудников в рамках переподготовки приходится переучивать за собственные средства. При этом в первые месяцы такие специалисты приносят организации лишь убытки.
«Если будет поддержка, дальше надо делать так, чтобы они остались в Калининграде. Потому что иначе это обучение специалистов, которые дальше проходят практику и доучиваются уже в рамках местных компаний, а потом все равно уезжают за рубеж», — прокомментировала директор Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде.
Помимо прочего, представители IT-сферы предлагают создать для геймдева аналог программы релокации медиков «Земский доктор».
«Первый взнос по ипотеке, который работодатель выплачивает за сотрудника, — звучит прикольно. Если бы мне эти деньги действительно возвращали, я бы, естественно, с удовольствием перевозил релокантов, и они бы здесь оставались, потому что сидели бы “в кабале”. Если они прикованы к ипотеке, то прикованы надолго, и уволиться не могут. Соответственно, этого инструмента вполне достаточно», — заключил Михаил Долгобородов.
Генеральный директор РФРИТ Александр Павлов заявил, что самое главное — создать в регионе условия для сферы IT — тогда постепенно сформируется и рынок.
«Здесь важно, мне кажется, для IT-компаний, для разработчиков, для креативной индустрии в том числе принять участие в разработке концепции острова Октябрьского. Мы получали ряд заинтересованностей от IT-компаний в неких условиях юрисдикции такой, если это возможно. <…> Чтобы айтишники куда-то поехали, им нужно не рынки в отдельных локациях создать, а условия для их комфортного, безопасного размещения», — сделал вывод он.
Звукорежиссер за 2 месяца
Логистические несовершенства Калининградской области доставляют серьезные неудобства и кинопроизводителям. К примеру, ввоз и вывоз декораций для проекта «ГДР» обошелся в 7,5 млн руб. «Жизненно необходимые товары на паром не ставили, а ставили на трак. Один спокойно завезти с оборудованием туда и обратно — полмиллиона. Таких приезжает на проект 4 минимум, 16–17 и дальше», — рассказала генеральный директор ООО «Киносамбия» Светлана Гикс.
Проблемой являются и сложности при таможенном оформлении кинооборудования. «В аэропорту таможни мы сталкиваемся с тем, что у них в наличии только один сертифицированный фотоаппарат, который фотографирует оборудование. И если перед нами приехал молодой человек с очками, а их у него 1,5 тыс. позиций (был такой случай), мы сидели 6,5 часов и ждали, пока отфотографируют эти очки, для того чтобы наши 120 кг техники дорогостоящей тоже прошли идентификацию», — говорит кинопродюсер.
Как и в остальных креативных отраслях, в киноиндустрии наблюдается нехватка профессиональных кадров. По мнению Светланы Гикс, краткосрочное обучение от «Фестивальной дирекции» и Санкт-Петербургского института кино и телевидения не закрывает потребность в специалистах. «Не может быть звукорежиссер за 2 месяца. Не может быть какой-то администратор за 2 месяца», — полагает она.
Министр по культуре и туризму Андрей Ермак парировал, что с 2024 года Государственный институт сценических искусств на острове Октябрьском открывает набор на киноспециальности. «Вопрос, касающийся вот этого, так скажем, фундаментального образования, мы полагаем, со следующего года будет закрыт», — подчеркнул он.
Андрей Ермак напомнил, что в настоящее время ведутся переговоры о строительстве комплекса павильонной съемки в Калининграде. «У Кафедрального собора есть полгектара земли в центре города, которые могут быть застроены павильонами, фальшпанелями, гостиницами. Думаем, надо ли строить это за деньги собора», — добавил он.
Светлана Гикс отнеслась к выступлению министра скептически. Она пояснила, что абитуриенты вуза на острове будут обучаться актерскому и театральному мастерству, а технических специалистов (например, менеджеров в сфере киноиндустрии) в регионе не готовят.
«Что касается киногородка, который планируют построить… Я знаю этот проект от и до, он для производственников не рентабелен. Он нам не интересен. Он больше про туризм, больше про креатив. Он замечательный, но не для производственных мощностей», — подчеркнула продюсер.
Директор Центра развития креативной экономики Екатерина Черкес-заде отметила, что в Калининграде есть все предпосылки для создания креативной экосистемы. «100 % Калининград будет со следующего года активно интегрироваться в создание сети (у нас есть несколько программ сети креативных кластеров как раз), потому что в Калининграде очень сильное сообщество. При этом отдельного креативного кластера до сих пор не случилось. Прямо очень интересно, потому что ощущение, что весь Калининград — такой глобальный креативный кластер», — считает она.
«Культурно-креативную индустрию мы максимально, как могли, поддержали и подсветили. <…> Мы делаем каталоги калининградских производителей, исследования креативных лидеров, премии, но всё это — про культурную составляющую креативных индустрий нашего города. Благодаря этим всем вещам город считается креативным. Сейчас, мне кажется, мы готовы к тому, чтобы тиражировать более “тяжеловесные” истории, которые, может быть, больше связаны с большими суммами денег, с какими-то более сложносочиненными юридически и механистически историями», — подвела итоги дискуссии директор Фонда креативных индустрий «Креспектива» Валерия Гусейнова.
Текст: Марина Кошечкина
Фото: RUGRAD, asi.ru, mbkaliningrad.ru, znanierussia.ru, creativityweek.ru, playport.org, balticplus.ru, gov39.ru