Секретный кластер

Промышленная зона на Правой набережной в Калининграде – своего рода отдельный город, который попадает в фокус СМИ, когда речь заходит о вовлечении этой территории в какой-то понятный коммерческий оборот. Пока ведутся разговоры о ревитализации, помещения старых немецких корпусов и советских цехов обретают новых собственников и арендаторов. Счет их идет на сотни: одни занимают под складские помещения два-три кабинета, другие занимают более солидные площади в зданиях, которые снаружи выглядят не только историческими, но ветхими и даже аварийными.

В районе Правой набережной уже разместился арт-кластер и торгово-промышленный янтарный кластер. Официального статуса нет ни у одного, ни у другого. Но янтарщики уже подали документы в федеральный Минпромторг для включения в соответствующий реестр. Ядро этого кластера-на-набережной составляют мастерские ювелирной студии Darvin. Еще шесть лет назад владелец студии принял решение перевести производство из центра города в портовую зону. Сейчас производства вместе с административными помещениями занимают длинный трехэтажный корпус довоенной постройки. В аренде у предприятия и несколько этажей старого портового элеватора. Эта черная кирпичная громадина – памятник архитектуры с толщиной стен в полтора метра, с видом на Преголю и Калининградский морской торговый порт.



«Он – человек творческий, для него важен этот вид. К тому же в центре города всегда есть проблемы, будет какой-то источник недовольства, проблемы с транспортом и прочее», – объясняет причины переезда Константин Матвейчук, генеральный директор ООО «АмберТим».

Компания – новый актив Вячеслава Дарвина, ему принадлежит 55 % долей компании, Константин Матвейчук и Геннадий Гончар (он также является директором по производству) выступают соучредителями (одному принадлежит 25 % долей, другому – 20 %). Юридическое лицо было создано в феврале 2018 года и в мае вошло в реестр резидентов калининградской Особой экономической зоны. Инвестиционный проект предусматривает создание полноциклового производства изделий из янтаря в промышленных масштабах. То есть такого качества и в том количестве, чтобы поставлять бижутерию и украшения за рубеж для продажи в сетевых магазинах. Среди наиболее интересных стран коммерсанты называют Канаду.

Как рассказывает Константин Матвейчук, сейчас у предприятий, связанных со студией Darvin, есть определенный пакет международных соглашений. Однако основные, которые и определят загрузку «АмберТим», планируется заключить в конце лета (с китайскими партнерами) и в сентябре – после участия в международной отраслевой выставке. От их результатов будет зависеть, какое количество рабочих мест откроет компания в первый год резидентства. Сейчас начат набор пяти новых сотрудников.

«Мы заложили инвестиции в объеме 55 млн руб., преимущественно это оборудование. У нас был план еще инвестировать в постройку отдельного здания для размещения цехов, но пока не получается с разрешениями, и эти инвестиции, по-видимому, перейдут на оборудование. На новый проект вся техника будет приобретаться исключительно новая. Оборудования в активе и сейчас немало, но для уменьшения себестоимости продукции его нужно обновлять. Принципиально новых машин для ювелирного производства практически не появляется, но выходят на рынок станки с каким-то апгрейдом. Вообще, цикл обновления техники – от двух лет, есть машины-расходники, рассчитанные на определенное количество «выстрелов», как лазерное оборудование. А есть станок для сверления янтаря, у него пожизненный ресурс, только сверла меняешь время от времени», – рассказывает Константин Матвейчук.



Стоимость станков для нового производства по обработке драгоценных металлов начинается от 12 тыс. евро, сообщает предприниматель. Для небольших компаний, работающих с янтарем, это неподъемные суммы. Поэтому предприятия кластера поддерживают коллег и изготавливают детали для их ювелирных изделий даже в рамках небольших местные заказов.

«Мы работаем и с крупными московскими компаниями по договору подряда – изготавливаем для них продукцию, а они маркируют ее, это их дизайн, их размер, только мы изготавливаем, если им не очень удобно открывать свою линию», – комментирует Матвейчук.

По сути, новое предприятие будет специализироваться на том же, чем уже занимаются мастерские Дарвина, только процесс производства украшений и изделий из драгметаллов с камнями планируется сделать еще более технологичным. Сегодня в цехах завода сочетаются и традиционные технологии обработки металла и камня, и их более продвинутые варианты. К тому или иному способу прибегают в зависимости от конечной цели производства. К примеру, серебряные цепочки закрепляют с помощью лазерного оборудования, а кольца и элементы их декора спаивают с помощью газовой сварки и припоя.

В цеху сортировки янтаря и прессования можно узнать важную производственную хитрость: как из мешка маленьких камушков получить сырьё для изделий с крупными камнями.



«Машина-сортировщик проводит сортировку мелкой фракции янтаря по 20 оттенкам. Человеческий глаз это сделать не в состоянии, раньше сортировка проводилась максимум на 4 оттенка. Подача выполняется автоматически», – рассказывает Геннадий Гончар. «А вот прессовальная, из тех кусков, которые мы по цвету отсортировали, получаем пресс из чистого янтаря, здесь ни грамма клея или искусственной смолы. Под давлением крошка зажата, янтарь весь запекся, и потом из него можно делать сувениры, камушки любого размера», – раскрывает Гончар секреты производства.

Главный поставщик сырья для производства украшений – «Калининградский янтарный комбинат». Он в свое время стал инициатором создания «альтернативного» союза янтарщиков региона. Представители этой саморегулируемой организации и выступают за развитие янтарного торгово-промышленного кластера. Как рассказывает Матвейчук, кроме компаний Вячеслава Дарвина в пул активных янтарщиков входит янтарно-краснодеревная мануфактура «Емельянов и сыновья» (учредители Александр, Галина и Илья Емельяновы), АО «Янтарный ювелирпром» (единственный учредитель – государственное унитарное предприятие «Калининградский янтарный комбинат»), ООО «Янтарная волна» (учредитель и директор Анатолий Бабир).


Текст: Мария Пустовая
Фото: Юлия Власова


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)